5 класс (19.10.2019)
Тема: Красота осеннего пейзажа (пейзаж настроения), композиция в цвете.
Цель: формирование у обучающихся художественными средствами эпического пейзажа; воспитание эстетических чувств через музыку, изобразительное искусство и литературу; воспитание любви к природе; познакомить с лирическим и поэтическим пейзажем;
Задачи урока:
закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении;
закрепить представления детей о жанре пейзажа и развивать умения передавать свое отношение к изображаемому;
воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой;
развивать творческие способности обучающихся, наблюдательность, эмоционально-эстетические чувства, воображение, самостоятельность.
Методы:
- метод диалога «учитель – ученик»;
-использование наглядных пособий;
- применение ИКТ (презентация, видеоролик)
- включение в ход урока музыкального сопровождения;
-метод создания художественных «композиций»
Оборудование:
Материал
- поэтический: стихи Пушкина А.С. «Осень», И.А. Бунина «Листопад» и других поэтов
- художественный: слайдовая презентация «Осень в произведениях великих художников».
- музыкальный: Чайковский П.И. цикл пьес Времена года Осенняя песнь «Октябрь», А.Вивальди "Времена года" (композиция "Осень"), Ф. Шопен «Осенний вальс»
- листы бумаги формата А-4,
-карандаши, краски
- рисунки учащихся на тему «Осень»,
- компьютер, медиапроектор
- выставка с рисунками детей
Структура урока
1. Организационный момент: приветствие
2. Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока.
3. Основной этап урока:
- осень в литературе: прослушивание стихотворений
-осень в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством художников – пейзажистов, просмотр их работ
-осень в музыке: прослушивание музыки
4. Практическая часть урока: самостоятельная работа обучающихся над композицией в цвете
5. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу
Слайд №2
К уроку все готово?
Давайте начинать.
Сегодня будем снова
Мы с вами рисовать…
Посмотрите на экран,
Вам вопрос такой задам…
Слайд №3
Назовите к каким жанрам живописи относятся эти картины
Слайд №4
(натюрморт, пейзаж, портрет)
Слайд №5
-Хочу начать урок строками из стихотворения Николая Заболоцкого:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого, и даже
Не каждому художнику видна.
-Определите тему нашего урока?
Дети: ПЕЙЗАЖ
Верно, на прошлом уроке мы знакомились с жанром изобразительного искусства –ПЕЙЗАЖЕМ
Слайд№6
Сегодня мы продолжим говорить о пейзаже. Тема нашего урока «Красота осеннего пейзажа. Пейзаж настроения»
Слайд№7
Задачи урока:
закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении;
закрепить представления детей о жанре пейзажа и развивать умения передавать свое отношение к изображаемому;
воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой;
развивать творческие способности обучающихся, наблюдательность, эмоционально-эстетические чувства, воображение, самостоятельность.
Слайд№8
- Вспомните, что ж такое пейзаж?
-Назовите основные элементы пейзажа (Земная поверхность , растительность, человеческие постройки, перспектива вида , водоёмы (озера, моря, реки), фауна, люди, свет, метеорологические образования (облака, дождь).
Слайды №9-17
-Какие вы знаете виды пейзажа? (сельский, городской, морской, парковый)
А по характеру какие бывают пейзажи – ( исторический, героический, индустриальный, космический, фантастический)
Слайд №18
Скажите, что является главным элементом изображения в пейзаже?
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ
-Как вы думаете, что вдохновляет художника работать в жанре Пейзажа?
- НЕПОВТОРИМАЯ КРАСОТА ПРИРОДЫ
Мы попытаемся открыть для себя красоту осенней природы, рассмотреть ее красочную палитру и колорит, ощутить прелесть русского пейзажа и передать полученное впечатление в своей творческой работе.
Помогут нам в творческом процессе прекрасные произведения об осени поэтов, художников и композиторов. Вместе с ними мы совершим осеннюю прогулку, своеобразное путешествие в Осень. Готовы?
Слайд №19
Осень в музыке
Листья, как ноты, роняет кудесница – осень.
А музыка у осени проста...
Мелодия воздушна и легка.
В ней шорохи опавшего листа.
Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Петр Ильич Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Фридрих Шопен. Давайте насладимся его Осенним вальсом.
(ВИДЕОФИЛЬМ)
Слайд№20
Осень в поэзии
Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу тёплый и солнечный день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин:
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.
Слайд № 21
Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.
Этим временем года восхищались многие поэты, художники, композиторы, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.
Слайд№22
Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Слайд №23
Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С. Пушкина. И только осень действительно мила его сердцу:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется.
А вы, ребята, знаете стихи об осени? (чтение стихотворений )
Слайд №24
Осень в живописи
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл!
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот? (Осень)
-У композиторов – музыка.
- У поэтов – слова.
-А как же изображают осень художники?
(ПРИ ПОМОЩИ КРАСОК)
Слайд №25
Художница-Осень рисует пейзаж,
Берёт в свои руки простой карандаш,
Наносит им плавно дожди и ветра,
И жар от горящего чудо костра.
Сентябрь с ней в паре рисует картину,
Кладёт ей грибы и орехи в корзину,
Листвой устилает поля и луга,
И птиц всех сгоняет на те берега.
Художница-Осень закончив наброски,
Представила будто она - Айвазовский,
И свой карандаш обменяла на кисть,
Чтоб сочные краски как море лились.
Сентябрь и Осень – хорошая пара,
Мне ночью об этом пропела гитара,
Они дополняют друг друга искусно,
Когда они рядом – им вместе не грустно.
Давайте посмотрим, как осень изображают художники.
Слайд № 26
Обычно осень – время увядания природы- вызывает чувство печали и тоски.
Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости и жизнерадостное настроение.
Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.
Художники Левитан, Грабарь, Остроухов, Киселев понимали осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом.
Игра «Палитра осени»
Определите, к какой картине соответствуют данные строки?
Выберите из предложенных репродукций ту, которая наиболее подходит к стихотворной строке, а также автора картины.
…Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат как ковер.
Н.А.Некрасов
И.С. Остроухов «Золотая осень»,
…Все деревья блистают
В разноцветном уборе
К.Д. Бальмонт
И.И. Левитан «Золотая осень».
Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин.
М.В. Исаковский
(И.Э.Грабарь «Рябинка»
Проносятся тучи толпою
И холодом веет вокруг…
С.Д.Дрожжин
А.А.Киселев «Осень. Ветреный день»).
(Репродукции картин: И.С. Остроухов «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень». И.Э.Грабарь «Рябинка», А.А.Киселев «Осень. Ветреный день»).
Слайд №27
Как пейзажист в историю русской живописи вошел Исаак Ильич Левитан. Он создатель так называемого "пейзажа настроения"- лирического пейзажа.
Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
Слайд №28
Пейзаж настроения (сравнить два пейзажа)
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
Слайд №29
Практическая работа
Слайд №30
Какие законы используют художники при написании пейзажа? (линейная и воздушная перспектива)
Линейную перспективу мы использовали при построении композиции в карандаше.
Слайд№31
А сегодня мы будем использовать воздушную перспективу.
Слайд №32
Подарки осени
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям.
Музыкальный фон. («Времена года» - П.И. Чайковский и А.Вивальди)
А вдохновлять нас на творчество будет музыка П. И. Чайковского и Антонио Вивальди из цикла «Времена года» Осень.
Подведем итог урока.
Чей пейзаж готов уж к сроку?
Приносите, не ленитесь.
Красотою подивитесь.
Мастеров здесь целый класс.
Полюбуемся на вас.
И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили немного усилий, чтобы получились такие удивительные работы.
Каждая работа хороша и необычна, что, действительно, трудно от них отвести взгляд! Вы настоящие художники Осени.
Выставка лучших работ
Итог урока:
-Так каков же он осенний пейзаж?
-Что вы увидели и открыли для себя на уроке? Какой вид пейзажа вы узнали? (Пейзаж-настроение, эпический или лирический пейзаж)
Рефлексия:
А вам нравятся эти работы?
В чем, на ваш взгляд, особенности каждой осенней картины? (ответы)
А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева.
-Оранжевый лист – прекрасное настроение,
-желтый лист — хорошее,
-зеленый лист — мне немного грустно.
Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.