СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока кубановедения по теме "Кавказ в международной политике первой половины и середины XIX века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: знакомство с возникновением воен.-теократического исламского государства Имамат, его правителях, выяснить причины военных успехов горцев, определить итоги и последствия войны как для России, так и для народов Кавказа

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока кубановедения по теме "Кавказ в международной политике первой половины и середины XIX века"»

8 класс

Тема. Кавказ в международной политике первой половины и середины XIX века

Цели урока: выяснить причины Кавказской войны

Задачи: узнать о возникновении государства – Имамат, его правителях; познакомиться с исторической личностью – Шамилем; выяснить причины военных успехов горцев; определить итоги и последствия войны, как для России, так и для народов Кавказа.

Развивать навыки работы в группах; умение устанавливать причинно-следственные связи; определять и объяснять понятия; работать с картой.

Воспитывать чувство терпимости, уважения к другим народам, культурам, религиям и традициям.


Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации.


Оборудование: карта “Кавказ в XIX в.”, слайды (выполнены в программе Power Point), сообщения о Шамиле и о государстве горцев – Имамат, вопросы для работы в группах.


Понятия урока: мюридизм, газават, имамат, имам, теократия.


Основные события:


1817-1864 гг. – Кавказская война.

1828 г. - возникновение теократического государства горцев - Имамат.

1834-1859 гг. - правление имама Шамиля.

1859 г. - пленение Шамиля.

1866 г. – принесение присяги на верность России Шамилем, окончательное покорение Кавказа.


План урока:

Причины войны.

Этапы войны.

Создание Имамата.

Имам Шамиль.

Окончание и итоги войны.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

III. Объяснение нового материала


Слово учителя:

– Кавказ – территория между Черным и Каспийским морями, она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между ними проходит по главному Кавказскому хребту.

Население Кавказа называли общим словом – горцы (слайд). У большинства из них господствовали родоплеменные отношения, государства там не существовало. Они традиционно занимались скотоводством и промышляли грабежом. Их жестокие набеги постоянно испытывали на себе жители долин Кавказа. Почти 50 лет длилась эта война. Она началась в царствование, императора Александра I , когда он чувствовал себя сильнейшим монархом Европы, победителем Наполеона, продолжалась в царствование Николая I и закончилась, при императоре Алекcандре II. Под пули горцев шли герои 1812 г., туда отправлялись Николаем I декабристы. (Почему?). Вернуться с Кавказской войны было столь же трудно, как и из далеких сибирских рудников. Кавказская война казалась уже привычно и неотъемлемой частью российской жизни.

Причины войны были заключены в политике. Три империи - России, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, с древних времен считавшимся воротами из Азии в Европу. В конце концов, в результате двух войн с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 гг) и двух войн с Персией (1804-1813 и 1826-1828 гг.) Россия сумела отстоять свои права на Кавказ. В результате народы Кавказа как бы автоматически отошли к Российской империи. Однако сами горцы были не согласны с таким поворотом в их судьбе. Когда один из русских генералов попытался объяснить местному населению, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, то один старик-горец, показав на вспорхнувшую птичку, сказал: “Дарю тебе её. Возьми, если сможешь!”.

-Что хотел таким образом сказать старик?

(Кавказ предстояло еще завоевать)

Действительно, контроль русское правительство и верные ему вожди местных племен осуществляли лишь на равнинах. Значительная же часть Кавказа – труднопроходимые горные массивы не подчинялась “белому царю”.

Как только царская администрация попыталась навязать горцам российские законы, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство.


(Класс, разделившись на группы, читает § 4, выполняет задание и дает ответы)


1 группа: На основе текста учебника сформулируйте причины роста недовольства местного населения российскими порядками, которые привели к войне.

1) запрет совершать набеги для захвата скота и имущества – основное средство существования в горных районах;

2) работорговля;

3) привлечение местного населения на строительство крепостей, мостов и дорог (Злобная, Грозная, Внезапная, Злобный окоп);

4) введение новых налогов;

5) усмирительные походы генерала Ермолова, уничтожение селений, посевов;

6) раздача земель казакам, чиновникам, местной администрации;

7) заселение Кавказа русскими, украинцами;

8) вытеснение горцев в горы;

9) насаждение русских обычаев и законов.


- Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе? (Военные методы, подчинение с помощью оружия).


2 группа: на основе текста учебника выделите этапы Кавказской войны и дайте краткую характеристику каждому этапу.


1817 – 1819 гг. – партизанская война горцев носила неорганизованный характер;

1819 – 1824 гг. – правители Дагестана и Чечни объединили свои силы, боевые действия носят организованный характер;

1824 – 1828 гг. – появление религиозной идеологии – Мюридизм - религиозно-политическое на основе ислама, сформулированное муллой Курали Магома (“Рай есть под тенью шашки”, газават – священная война против неверных)

1828-1833 гг. – возникновение теократического государства у горцев – Имамат (бог + власть), правитель – имам обладал и политической и религиозной властью.

1834-1859 гг. – правление имама Шамиля, пик сопротивления горцев. В 1859 г. Шамиль сдался в плен в ауле Гуниб;

1859-1864 гг. – государство Имамат перестал существовать, постепенное подавление горцев.


3 группа: на основе текста учебника расскажите о возникновении государства у горцев – Имамат.


Объясните понятия: мюридизм, газават, Имамат, имам.


Комментарий: Особенность Имамата: теократическое государство (бог + власть)- форма правления, при которой глава государства являлся и религиозным главой.


Сообщение об Имамате

Сообщение о Шамиле


4 группа: на основании текста документа ответьте на вопрос: Чем объяснялся успех горцев Шамиля?


5 группа: на основе текста учебника расскажите об окончании войны. Почему народ стал отворачиваться от имама Шамиля. Что принесло окончание войны России и народам Кавказа?


6 группа: Прочитайте и проанализируйте текст, ответьте на вопрос: Почему Александр II окружил Шамиля таким почетом и уважением, разве с мятежниками так поступают?

Комментарий учителя:

Горцы – свободолюбивый народ, а народ, который ценит свободу дороже жизни не возможно завоевать, и поэтому Александр II решил расположить мятежного имама и таким образом покорить и Кавказ. Россия и русский царь вызывали у него все большее восхищение. 26 августа 1866 г., через семь лет после сдачи в плен Шамиль и его семья принесли присягу на верность Росси.


Вывод.

Правительство России, стремясь подчинить Кавказ, столкнулось с упорным сопротивлением местного населения. В результате сопротивление у горцев возникло собственное государство – имамат. Это было теократическое государство – глава государства являлся одновременно и религиозным главой. Война, длившаяся почти 50 лет, закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России.


- Как вы думаете, что в большей степени способствовало победе России в этой войне превосходящая числено армия или мудрая политика Александра II?

IV. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.


Домашнее задание. § 4 , вопросы к нему, выучить даты; вопрос 3 письменно

4