Конспект урока кубановедения во 2 классе.
«Водоёмы моей местности и их обитатели»
Цель: дать первоначальные представления о самых крупных водоёмах Краснодарского края, а также водоёмах , расположенных вблизи населённого пункта; их отличительными особенностями, обитателями; создать условия для формирования представлений о водных богатствах нашего края.
Задачи:
Личностные: осознавать важность соблюдения правил поведения у водоёмов; понимать необходимость охраны природы и своего участия в этой работе; формировать осознанное бережное отношение к водным ресурсам края.
Метапредметные:
• Регулятивные: формировать способность ставить цель при изучении конкретной темы, планировать свою деятельность, распределять время выполнения заданий.
• Познавательные: развивать умение находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания, строить рассказ по плану; устанавливать причинно – следственные связи между поведением человека и состоянием природы. формировать умение находить на карте водоёмы, используя знаково – символическую систему; умение производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия;
• Коммуникативные: формировать умение выражать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; формирование умения полно и точно высказывать свою точку зрения, аргументировать свой выбор; учитывать позицию собеседника; умение вести диалог; умение работать в парах и группах;
3.Предметные: научиться узнавать водоёмы их по описанию, формировать понятия значимости водоемов в жизни.
Оборудование: учебник - тетрадь, раздаточный материал для групп, ИКТ-презентация, карта Кубани, глобус, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Предлагаю разгадать кроссворд. (слайды 2 -6)
1. В чём различие холмов и гор?
2. Небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и крутые склоны, не превышающая 200м над окружающей местностью?
3. Нижняя часть горы, холма?
4. Участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью?
Слайд «Кроссворд ( повторение домашнего задания, итогом которого служит ключевое слово – ВОДА)
- Прочитайте слово, которое у вас получилось.
Создание проблемной ситуации.
- Посмотрите на глобус - модель Земли и послушайте отрывок стихотворения А. Усачёва (слайд 7)
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться «Вода»?
- Какое вы заметили противоречие?
-Почему поэт предложил переименовать планету?
4. Целеполагание.
- Каким цветом на глобусе обозначена вода? (Голубым).
- Вода занимает 2/3 поверхности земного шара. Вода – это жизнь. Наши предки относились к воде, как к чуду природы – благоговейно и трепетно.
- Какой волшебной силой наделял народ воду в русских народных сказках? (В народных сказках герои возрождались с помощью «живой воды».)
- В каких сказках это происходило?
- Вода – основа и источник жизни на Земле.
Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки (слайды 9, 10, 11)
(Слайды с загадками).
Направо вода и налево вода.
Плывут здесь суда и туда, и сюда.
Но если захочешь напиться, дружок,
Солёным окажется каждый глоток. (Море)
Берег левый - берег правый,
По воде есть переправа,
Что же это за вода и течёт она куда?
Быстротечна, глубока вдоль бежит – течёт … (Река)
Глядятся в него молодые берёзки,
свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды – в нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро)
(Учитель прикрепляет на доску карточки со словами: река, озеро, море).
- Но существуют и другие «дома» для воды. (слайды 12 – 15)
Групповая работа с общей беседой.
- Прослушайте информацию, составьте из букв слова и у вас получится ответ на вопрос.
1) «Мелководные водоёмы, которые образуются при затоплении морей, долин равнинных рек. Их средняя глубина до 1 м. (Лиманы)
2) «Они образуются в результате разлива степных и горных рек. Из скопления дождевой воды в низменных местах. ( Плавни)
5. Совместное открытие новых знаний.
- Море, озеро, река, лиманы, плавни - как можно назвать одним словом?
ВОДОЁМЫ
-Какие водоёмы вы еще знаете? (пруд, ручей и т.д.)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд 16)
Наводящими вопросами учитель помогает сформулировать цель урока:
- Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водоёмах нашей местности.
- Ребята, что вы знаете о водных богатствах края?
- А что еще хотели бы узнать?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- А знаете ли вы, какие водоёмы есть в нашей местности? Назовите известные вам.
-Хотите узнать о них подробнее?
- Когда в повседневной жизни вам могут пригодиться эти знания?
-Где вы можете найти интересующую вас информацию, для получения достоверной информации?
Практическая работа (групповая работа с общей беседой).
Работа по учебнику с. 14
- Откройте учебники на с.14.Первое задание с условным знаком «!» о чём нам говорит?
(Определение нужно выучить наизусть).
-Море – огромный водоём, окружённый сушей. Территорию Краснодарского края омывают два моря.
-Какие?
- Покажите их на карте.
Работа по учебнику с. 14.(читают материал из учебника и вписывают пропущенные слова)
-Запишите название морей в рабочую тетрадь.
Работа с контурной картой (работа в парах) (слайды 18 - 21)
-А сейчас поработает в парах. У вас на партах имеются контурные карты. Подпишите на них названия морей. (проверка по эталону)
-А теперь поговорим о водоёмах с пресной водой.
-Вернемся к учебнику с. 15.задание 1. (слайды 23 - 24)
-О какой реке идёт речь?
Работа с контурной картой.
-На контурной карте найдите и отметьте р. Кубань (проверка по эталону)
(групповая работа с общей беседой).
-Жители издавна занимались на Кубани рыболовным промыслом.
Задание в тетради «Узнай, кого поймал рыбак».
Физминутка
6.Учебное действие по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
(групповая работа с общей беседой).
- На столе у каждой группы лежат карточки с описанием рек и их обитателей. Ваша задача изучить материал, выбрать из своей группы трёх представителей: первый - читать описание реки, второй покажет реку на карте, третий – прочитает о её обитателях. (слайды 26 - 30)
1 группа Сосыка — река протекающая по территории Краснодарского края России. Является левым притоком реки Ея. Длина 159 км. Река Сосыка – это степная река, равнинная, с медленным и спокойным течением воды. Из видов рыб, в реке обитают: карп, карась, красноперка, щука, судак, лещ, сазан.
2 группа Кавалерка – Длина 78 км . Течение реки спокойное, она ведь степная река, дающая жизнь и урожай многим полям и садам, находящимся рядом. Водится сазан, карась, окунь, линь, красноперка.
-А какая река протекает в нашей станице? Мы очень любим жарким летом отдыхать на берегу нашей речки. Можно позагорать и искупаться.
3 группа Ея - Вторая по длине в Краснодарском крае после реки Кубань, Длина реки 311 км. Здесь обитают: щука, красноперка, сазан, карп, окунь красный и белый. толстолобик, сазан, карп, амур, много щуки, окуня, белого и красного карася, красноперки.
- Ребята, а вы знаете, какая из этих рек самая главная?
- Это река Ея, а реки Сосыка и Кавалерка являются её притоками. Сосыка – левый приток, а Кавалерка – правый приток.
- Но наша река не совсем здорова и в этом виноваты люди.
- С чем это связано, почему это произошло?
- Вспомним, правила поведения у водоёмов.
Работа по учебнику с. 16.
(индивидуальная работа)
- Что изображено на картинках? Рассмотрите знаки. Обведите красным цветом запрещающие знаки, а синим – разрешающие.
(работа в парах)
- Ребята, попробуйте составить знаки на тему: «Охрана водоёмов» и придумайте им названия.
С.16 (слайд 32)
«Не загрязняйте водоёмы сточными водами и отходами производства!»
«Не выбрасывайте мусор на берегах водоёмов и в их воды!».
«Не мойте транспорт возле водоёма. В воду могут попасть нефтепродукты.
«Охраняйте родники, потому что в них чистая вода».
- О каких водоёмах края мы сегодня узнали?
- Назовите их обитателей.
- Почему водоемам и их обитателям угрожает опасность?
-Как это предотвратить?
- Может ли здоровье человека зависеть от чистоты воды, которую он употребляет в пищу и в которой купается?
- В начале урока вы слышали мой рассказ о важности воды, о её значимости в жизни растений, животных, человека.
- Как полученные сегодня знания пригодятся вам в жизни?
(групповая работа с общей беседой).
- Используя свои новые знания, разгадайте филворд — (венгерский кроссворд) —
выполненный в виде поля, заполненного буквами. (слайд 33)
Проверка по эталону (слайд 34)
7. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
Приём «Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
8. Домашнее задание.
С. 14 – 15 учить, составить устный рассказ об одном из водоёмов по плану с.15.