СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. КВН по биологии на тему «Мхи и папоротники», 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. КВН по биологии на тему "Мхи и папоротники" (5 класс).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. КВН по биологии на тему «Мхи и папоротники», 5 класс»

Урок КВН по биологии на тему «Мхи и папоротники», 5 класс

Учитель биологии МБОУ СШ №17 Н.Ф. Неверова г. Димитровград Ульяновской области.

Личностные результаты

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • системы значимых социальных и межличностных отношений;

  • ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;

  • способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.


Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

  • основные признаки представителей растительного мира;

Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

  • устанавливать черты сходства и различия у представителей низших и высших растений;

  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;

  • объяснять роль представителей в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения.

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Раздаточный материал

1.Таблица «Сходство и различие особенностей изучаемых растений», которую ребята заполняют в ходе урока. (прилагается).

2. Живой мох, листья папоротника со спорами.

I. Организационный момент

Класс делиться на две команды. Звучит музыка «КВН». Приветствие жюри.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

1конкурс. Кто быстрее (учитель задает вопрос ,чья команда быстрее поднимет руку, та и отвечает, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

1вопрос. Где обитают водоросли? (в почве, в воздухе, в воде), какие условия внешней среды являются определяющими для их существования (минусовая температура, не проникновение солнечных лучей, влага).

Ответ: Водоросли обитают там, где есть влага, но большинство обитают в воде. Соответственно влага является определяющим условием внешней среде для их существования.

2 вопрос. Как связана возможность дыхания водных животных и наличие водорослей в воде?

Ответ: Водоросли выделяют кислород в воду, а животные используют его для дыхания, выделяя в воду углекислый газ, который используется растениями для выделения синтеза.

3 вопрос. Что является ограничивающим фактором для водорослей обитающих : а) на поверхности почвы; б) в толще почвы?

Ответ: Развитие водорослей на поверхности почвы ограничиваются дефицитом влаги, а в толще –отсутствием солнечного света.

4 вопрос. Почему аквариумисты не ставят аквариум у окна.

Ответ: Опасаются массового развития водорослей.

5 вопрос. Почему водоросли относятся к низшим растениям?

Ответ: Водоросли относятся к низшим растениям, потому что они не имеют тканей и органов, у них нет разделения тела на корни, стебель и листья, а есть единое вегетативное тело - слоевище или таллом

III. Целеполагание и мотивация.

Учитель предлагает ребятам представить, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышны птичьи голоса. Нам хорошо и радостно. (Играет легкая музыка с голосами птиц, демонстрируется слайд с картинками).

2 конкурс. Учитель:-Ребята второе задание будет разгадкой темы нашей игры.

2 конкурс. Отгадай тему нашего мероприятия.

(за правильный ответ команда получает по 1 баллу)

1загадка.

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке, на ножке

Куда не глянь растет.

Он снизу - беловатый, Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны.

Лечил в глуши лесной. (Мох).


2 загадка

Есть в лесу трава – красна,

Листья словно паруса ,

А в цвету красну – траву

Не увидишь наяву. (Папоротник)

Учитель: -Ребята, молодцы! Тема нашего мероприятия «Мхи и папоротники». Предлагаю открыть параграф №14, стр.73, второй команде параграф №15, стр.76 и придумать название в соответствии с темой. (например: команда-«Сфагнум», команда –«Орляк»).


3 конкурс. Каждая команда подготовила домашнее задание «Удивительные свойства»

(за интересный рассказ-5баллов)

1 команда «Сфагнум»


Сфагнум или торфяной мох – растение необычное. Если он начинает появляться во влажных местах, то в скором времени здесь может появиться настоящее болото. И это связано с тем, что это растение способно поглощать и удерживать влагу в большом количестве. Накопленной воды во мху может быть в 25 раз больше, чем масса сухого мха.


Однако это не единственное удивительное свойство мха сфагнум. Оказывается, во время Великой Отечественной войны, впрочем, и во времена Перовой мировой, когда был острый дефицит перевязочного материала, многие медики использовали в качестве ваты мох сфагнум, который предварительно высушивали.


Эти сфагно-марлевые повязки помогали не только заживлять чистые раны, но и очищали гнойные порезы и ранения. Ведь гной – это всего лишь продукт гниения, а мох сфагнум обладает прекрасным бактерицидным свойством.

2 команда «Орляк»

Из всех семейств растений на земле папоротники являются одними из наиболее древних. Их предки застали ещё динозавров, бродивших по нашей планете миллионы лет назад, причём с тех пор сами папоротники довольно слабо изменились. Наиболее гигантские их разновидности со временем либо вымерли, либо измельчали, но те, что произрастают в наши дни, с точки зрения ботаники почти не отличаются от своих далёких предшественников. А из-за отсутствия открытых взглядам цветков они много столетий вызывали загадки у людей, пока учёные, наконец, не раскрыли их тайну.

Папоротники – самая большая группа споровых растений: существует около 300 родов и более 10 000 видов папоротников. Они относятся к редкому разряду растений, не имеющих семян. Данное растение размножается спорами. Поскольку размножение происходит без семян, то и цвести папоротнику не свойственно.

IV. Изучение нового содержания

4 конкурс. Каждой команде дается наглядный материал и предлагается выполнить следующее задание (прилагается дополнительный материал: схемы строения мхов и папоротника) .

(за 2 полных ответа -2 балла)

1 команда «Сфагнум» (стр. учебника 73).

Прочитать материал учебника и ответить.

1. Почему мхи относятся к высшим растениям?

2. Где их можно найти?

Учитель подчеркивает, что Моховидные - обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывают около 27 тысяч видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых. Наука, изучающая мхи называется бриология. Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Древнейшие ископаемые формы мхов известны с каменноугольного периода. Почти все они многолетние растения. Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи - наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см. Лишь те из них, которые обитают в местах с теплым и влажным климатом, достигают 60 см. У мхов нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль.

2 команда «Орляк» (страница учебника на стр. 76-77).

Прочитать материал учебника и ответить.

  1. Где можно встретить папоротники?

  2. Какие формы папоротников встречаются

Папоротники — наиболее древняя группа высших растений. Встречаются в различных экологических условиях. В умеренных зонах это травянистые растения, наиболее распространены во влажных лесах; некоторые растут на заболоченных местах и в водоёмах, их листья отмирают на зиму. Во влажных тропических лесах встречаются древовидные папоротники с колоноподобным стволом высотой до 20 метров.

Наиболее распространённые папоротники — орляк, страусник.

5 конкурс. Ребятам предлагается изучить дополнительный материал и вставить пропущенные слова в текст.

(за правильный ответ-5 баллов)

1 команда «Сфагнум» (стр. учебника 73).

У большинства мхов есть ___________ и ___________. У мхов___________ стебли, покрыты зелеными ___________. Настоящего корня у мхов нет, его заменяют нитевидные выросты - ______________. Ризоиды обеспечивают прикрепление мхов к _________, а также участвуют в поглощении из нее ________________ и ________________________.

(стебель, листья, тонкие, листочками, ризоиды, почве, воды, минеральные вещества).

2 команда «Орляк» (страница учебника на стр. 76-77).

Папоротники - высшие растения, потому что они имеют корень ______________, _____________ . Лист папоротника выполняет функцию ___________ и ____________________. Папоротник не относится к ________________ растениям, так как нет цветка. Папоротники размножаются __________________, то они относятся к споровым растениям

Стебель, листья, фотосинтеза, спороношения, цветковым, спорами).

6 конкурс. Следующее задание, учитель раздает карточки с рисунком строение мха и папоротника без определения с вариантами ответов, задача –правильно определить органы растения..

(за правильный ответ-5 баллов)

2

1


1 команда «Сфагнум»

4

3

(коробочка, лист, стебель, ризоиды)

3

2

1


2 команда «Орляк»

4

6

5



(лист, стебель, спорангий, молодые побеги, корневище, корни)

Слайд 22

7 конкурс. Кто самый, самый…!

Учитель: Ребята, расскажу я вам одну историю.

В тенистом сыром лесу недалеко от речки жил мох по соседству с папоротником. Повстречались они как то и заспорили, кто из них самый красивый и самый ценный для природы и для человека.

Долго спорили мох и папоротник и к концу спора решили ребят на помощь позвать, да разобраться кто из них кто!

Ребята доказывают значение мха и папоротника для природы и человека.

Слайд 23

(За полный ответ команды получают 5баллов)


V. Включение в систему знаний и закрепление.

8 конкурс. Дополнительно каждый участник команды может лично внести дополнительные баллы. Для этого каждый, индивидуально заполняет таблицу.

Условия: если 50% участников команды заполнили таблицу правильно, то к общим баллам команды прибавляется 5 баллов.

Пиложение1.

VI. Рефлексия

Учитель:-Что вы узнали нового? Что показалось интересным? Почему? Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни? О чем хотели бы узнать.

. VII. Домашнее задание.

«Сфагнум» - Выполнить задание 9 на стр.75 учебника.

«Орляк» -Подготовить сообщение о папоротниках :

«Папоротники-комнатные растения», «Лекарственные папоротники, папоротники-пищевые растения», «Удивительные папоротники» (на выбор).











Пиложение1.

Сходство и различие особенностей изучаемых растений

Представители

Водоросли

Мхи

Папоротники

особенности

1.Царство растения

Низших растений




Высших растений




2.Особенности строения

Ризоиды




Корневище




Слоевище




Листочки




Большие ажурные листья




Споры




Стебель




Ткани




3. Размножение

Спорами




Вегетативное




4. Среда обитания

Водная




Почвенная




5.Важная роль в природе

Служат пищей для многих животных




Вырабатывают огромное количество кислорода




Заселяют голые скалы и другие места, образуя почву для новых растений




Накапливают большие запасы воды




Являются украшением леса




6. Важная роль для человека

Пища




Очистка сточных вод




Полезное ископаемое - ТОРФ




Полезное ископаемое – КАМЕННЫЙ УГОЛЬ


















Сходство и различие особенностей изучаемых растений

Представители

Водоросли

Мхи

Папоротники

особенности

1.Царство растения

Низших растений

+



Высших растений


+

+

2.Особенности строения

Ризоиды

+

+


Корневище



+

Слоевище

+



Листочки


+


Большие ажурные листья



+

Споры

+

+

+

Стебель


+

+

Ткани



+

3. Размножение

Спорами

+

+

+

Вегетативное

+

+

+

4. Среда обитания

Водная

+



Почвенная


+

+

5.Важная роль в природе

Служат пищей для многих животных

+



Вырабатывают огромное количество кислорода

+



Заселяют голые скалы и другие места, образуя почву для новых растений

+



Накапливают большие запасы воды


+


Являются украшением леса



+

6. Важная роль для человека

Пища

+



Очистка сточных вод

+



Полезное ископаемое - ТОРФ


+


Полезное ископаемое – КАМЕННЫЙ УГОЛЬ



+




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!