Урок № 60 физика 10 класс
Тема: Лабораторная работа №9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
Тип урока : Комбинированный.
Цель урока: сформировать умение определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока с помощью амперметра и вольтметра.
Планируемые результаты:
Предметные:
научиться определять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: обучающиеся получат возможность: совместно с учителем обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план решения проблемы (задачи); в диалоге с учителем выработать критерии оценки и определить степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушать собеседника и вести диалог признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.
Личностные: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Оборудование: учебник
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей
II. Проверка домашнего задания
Задачи А3, А4 стр350
III. Постановка темы и целей урока
Сегодня мы с вами попытаемся объяснить это замечательное природное явление , а также почему мы можем видеть красивыми цветы, удивительные краски картин художников: Почему мир дарит нам целую гамму различных по красоте и неповторимости пейзажей?. Но сначала давайте вспомним уже известные нам факты.
Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)
Повторение ключевых вопросов темы: «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи».
1. Что мы называем внутренним сопротивлением источника тока.
Электрическое сопротивление источника тока называется внутренним сопротивлением (r)
где — внутреннее сопротивление источника тока.
Запишите формулу для нахождения электродвижущей силы источника тока.
Отношение работы , совершаемой сторонними силами по перемещению заряда q вдоль цепи, к значению этого заряда называется электродвижущей силой источника тока (ЭДС) :
(1)
где — переносимый заряд.
ЭДС выражается в тех же единицах, что и напряжение или разность потенциалов, т. е. в вольтах: .
3. Сформулируйте закон Ома для полной цепи. . (2)
Сила тока в электрической цепи прямо пропорциональна электродвижущей силе источника тока и обратно пропорциональна сумме электрических сопротивлений внешнего и внутреннего участков цепи. Выражение (2) называется законом Ома для полной цепи.
IV. Выполнение лабораторной работы.
1. Подготовка к выполнению работы.
Перед вами на столах находится оборудование для выполнения лабораторной работы.: источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, ключ, реостат.
Инструктаж по технике безопасности.
1. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Не включать собранную цепь без проверки и разрешения учителя.
2. Не касайтесь руками мест соединений. Не использовать провода с нарушенной изоляцией. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.
3. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. После снятия показаний цепь разомкнуть. По указанию учителя разобрать цепь.
2. Указания к работе
В ходе работы вы освоите метод измерения основных характеристик источника тока, используя закон Ома для полной цепи, который связывает силу тока I в цепи, ЭДС источника тока , его внутреннее сопротивление r и сопротивление внешней цепи R соотношением:
. (3)
Схема экспериментальной установки показана на рисунке 1.
Рис.1. При разомкнутом ключе ЭДС источника тока равна напряжению на внешней цепи. В эксперименте источник тока замкнут на вольтметр, сопротивление которого должно быть больше внутреннего сопротивления источника тока r. Обычно сопротивление источника мало, поэтому для измерения напряжения можно использовать школьный вольтметр со шкалой 0-6 В и сопротивлением Rв = 900 Ом. Так как сопротивление источника обычно мало, то действительно Rв r. При этом отличие ε от U не превышает десятых долей процента, поэтому погрешность измерения ЭДС равна погрешности измерения напряжения. Внутреннее сопротивление источника тока можно измерить косвенно, сняв показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе. Действительно, из закона Ома для замкнутой цепи получаем ε = U + Ir, где U = IR - напряжение на внешней цепи. Поэтому Для измерения силы тока в цепи можно использовать школьный амперметр со шкалой 0-2 А.
3. Порядок выполнения работы
3.1. Подготовьте бланк отчёта со схемой электрической цепи и таблицами 13 и 14 для записи результатов измерений и вычислений.
3.2. Соберите электрическую цепь согласно рисунку 1. Проверьте надёжность электрических контактов, правильность подключения амперметра и вольтметра.
3.3. Проверьте работу цепи при разомкнутом и замкнутом ключе.
3.4. Измерьте ЭДС источника тока.
3.5. Снимите показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе для трёх положений движка реостата и вычислите r пр. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 13.
3.6. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, используя данные о классе точности приборов. Занесите все данные в таблицу 14.
3.7. Запишите результаты измерений ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока:
4. Вывод.: экспериментально получили результаты измерений ЭДС и внутреннего сопротивления истоника тока, приобрели навыки обработки погрешностей результатов измерений
Сравните полученные результаты. Сделайте вывод.
Итог урока.
Были получены результаты измерений, в ходе эксперимента работы с приборами для определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
5.Контрольные вопросы:
1. Какое сопротивление называются внутренним?
2. Чему равно полное сопротивление?
3. Дайте определение электродвижущей силы (ЭДС). Обозначение. Единицы измерения.
4. Сформулируйте закон Ома для полной цепи.
VII. Домашнее задание
Домашнее задание: повторить §§105 – 107, стр.346 – 354. Решить задачи № 2, № 5, стр.353.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
– Продолжите фразы:
1) На этом уроке я узнал…
2) Мне осталось непонятным…
3) Я хотел узнать больше о…