Тема: Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики»
Цели: обобщение полученных знаний по разделу «Чудесный мир классики».
Задачи: обобщить полученные знания по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, творчество которых изучалось в разделе, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы с вами поиграем в КВН, который будет посвящен чудесному миру классики. (Название раздела «Чудесный мир классики» записано на доске.)
Для игры разделимся на 2 команды. (Учитель сам выбирает, как поделить класс: вытягивая жетоны 2 цветов или поставив по росту и рассчитавшись на первый-второй.)
Итак, у нас получилось две команды. Для удобства сядем за два больших стола.
(Столы можно сдвинуть заранее, до урока.)
II. Работа по теме урока
1. Приветствие команд
— Сегодня мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам помогут дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания чудесного мира классики. Даю вам 2 минуты, чтобы вы придумали название команды, выбрали капитана. (Команды приветствуют друг друга.)
2. Конкурс «Поэтический»
— Только по одной строчке вам нужно определить полное имя автора, название стихотворения.
(Вопросы задают по очереди каждой команде.)
1. «И молния грозно тебя обвивала...» («Туча». А.С. Пушкин.)
2. «Вскормлен грудью облаков...» («Дары Терека». М.Ю. Лермонтов.)
3. «Глядишь в забытые вороты...» («Няне». А.С Пушкин.)
4. «И редкий солнца луч, и первые морозы...»(«Унылая пора...». А.С. Пушкин.)
3. Конкурс «Сказочный»
- В этом конкурсе вам нужно будет узнать сказку из изученного раздела по пословице и доказать их соответствие отрывками из текста.
(Пословицы записаны на доске.)
• Где счастье плодится, там и зависть родится.
• Кто чего сильно хочет, тот того и добьется.
• Хотя с нуждою, а добился чести.
• Живи добрее, будешь всем милее.
• Чем крепче дружба, тем легче служба.
4. Конкурс «Разгадай кроссворд»
— Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный на с. 135—136 учебника, ответить на вопрос к нему. (1. Выкуп. 2. Тридцать. 3. Яблочко. 4. Приказ. 5. Чернавка. 6. Елисей. 7. Черница. 8. Ветер. 9. Стекло. 10. Комар. 11. Чародей. 12. Конюшня. В выделенных клетках получилось слово ПРОЗАИЧЕСКАЯ. Проза — нестихотворная литература, в отличие от поэзии.)
— Какие сказки Пушкина вы читали? Какую сказку вы прочитали в данном разделе?
5. Конкурс «Здравствуй, басня!»
(Инсценировка басен Л.Н. Толстого: команда 1 — «Белка и волк»; команда 2 — «Волк и собака». См. материал к уроку. Одни учащиеся готовят инсценировку, другие — отвечают на вопросы.)
— В чем необычность басен Толстого?
— Есть ли в них иносказательность?
— Какова мораль басен Толстого?
— Выражена ли она в его произведениях?
— Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор? (Это вопрос 5 нас. 136.)
6. Конкурс «Узнай произведение»
— Узнайте произведение по опорным словам.
Маленький человек Бизоны
Калифорния Мустанги
Америка Монтигомо Ястребиный Коготь
— Что сближает рассказы «Детство» Л.Н. Толстого и «Мальчики» А.П. Чехова? Чем они различаются?
7. Конкурс эрудитов
— Закончим наш КВН красиво. Я буду называть фамилию писателя, а вы — его имя и отчество, а также годы жизни.
1. Ершов (Петр Павлович, 1815—1869).
2. Пушкин (Александр Сергеевич, 1799-1837).
3. Лермонтов (Михаил Юрьевич, 1814—1841).
4. Толстой (Лев Николаевич, 1828-1910).
5. Чехов (Антон Павлович, 1860—1904).
III. Подведение итогов игры
(Учитель подводит итоги игры, награждает победителей.)