Раздел, тема | Раздел: Родина. Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...» |
Цель темы | Познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...» |
Задачи -Предметные -Личностные | -Предметные: знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра; уметь:читать выразительно стихотворение. -Личностные: прививать интерес к чтению; формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие. |
Планируемый результат | Предметные: · сформировать представление о личности и творчестве А.В. Жигулина; · сформировать умение определять настроение (эмоциональный характер) произведения. Метапредметные: · совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы; · развивать познавательный интерес и творческую активность, речь; · обогащать словарный запас обучающихся. Личностные: · формирование интереса и ценностного отношения к природе. · формирование положительной мотивации к учению. |
УУД | Познавательные УУД: · умение осознавать познавательную задачу; · умение ориентироваться в учебнике; · умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные УУД: · умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; · умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; · умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации. · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: · умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; · умение организовать рабочее место под руководством учителя; · умение самостоятельно формулировать задание; · целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Личностные УУД: · умение осознавать свое единство с окружающей природой. |
Основные понятия | Эпитеты, сравнения, метафоры. |
Тип урока | Урок «открытие» нового знания. |
Методы и формы обучения | Словесный, наглядный, практический, фронтальный, индивидуальный. |
Метопредметные связи | Русский язык, изобразительное искусство, история. |
Ресурсы | https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-na-temu-a-v-zhigulin-o-rodina-v-neyarkom-bleske-6067585.html https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-literaturnogo-chteniya-av-zhigulin-o-rodina-klass-2180894.html |
Наглядные пособия | Учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, автор Л.Ф. Климанова, плакаты, карточки |
Этап урока Методы и приемы | Содержание урока |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности ( Орг. момент) 1-2 | Ребята, давайте начнем день с добра! Представьте, что ваши ладони это - чаша и ваша чаша наполнена добротой. Пусть доброта войдет в ваши сердца. | Приветствуют учителя и друг друга |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Этап выявления места и причины затруднений 4 | Начать наш урок предлагаю с речевой разминки. -У вас на столах лежат карточки. Прочитайте скороговорку про себя. «Родина» Шар большой, на нём страна, Город в ней, а в нём дома. Дом на улочке одной, Неприметный, небольшой. Этот дом, страна, земля – Это Родина моя! -Когда читаем скороговорки, пословицы, поговорки что мы можем менять? -Давайте сейчас мы поменяем темп и прочитаем медленно -Поритаем обычным голосов - Прочитайте хором быстро - А теперь кто желает прочитать индивидуально.(Дарина) Продолжим урок с проверки домашнего задания. – На прошлом уроке вы получили задание написать свое собственное стихотворение «Моя малая Родина». – Есть желающие представить нам свое творчество? Хорошо, остальные сдадут свои работы в конце урока. – Мы знакомились с некоторыми лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора. «Посмотри на юг – Нивы зрелые…» Твой голос узнаю…» О, Родина! В неярком блеске.. | Читают скороговорку (Темп и звук) Сдают домашнее задание. Никитин Иван Саввич – Русь и Спиридон Дмитриевич Дрожжин – Родине |
3. Постановка учебной задачи 2 мин. 4.« Открытие нового знания» ( построение проекта выхода из затруднения) 6 мин | – Сегодня мы продолжим тему Родины и познакомимся с новым лирическим произведением. Фронтальная форма работы -Откройте учебники на странице 138, назовите тему сегодняшнего урока. Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...» -Какие цели мы перед собой поставим? Цели:1. Познакомиться с биографией А.В. Жигулина. 2. Познакомиться со стихотворением «О, Родина» Слово об авторе -Но прежде, чем познакомиться с произведением, я хочу вам немного рассказать об авторе. 95 лет назад в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.» Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. -Когда поэт начал писать свои первые стихотворения? -Как вы думаете, почему он начал писать о Родине? - Что такое «Родина»? (ответы детей) - Подберите синонимы к этому слову. (ответы детей) Прежде чем вы познакомитесь со стихотворением проведем словарную работу. Перед вами лежат карточки. Читаем понятие и находим их лексическое значение. Трепетный Просёлок Перелесок Жнивьё | 1. взволнованный, выражающий трепет. 2. грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами. 3.небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков. 4. солома, оставшаяся на корню после жатвы. | | 1 Открывают учебник на нужной странице, называют тему урока. Предположения детей Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы -еще в школе -он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла - Родина — место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является. |
5.Первичное закрепление 3 минуты | -Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина. -Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете. (чтение стихотворения учителем) - Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? | Отвечают на вопросы, анализировать (ответы детей) |
6.Динамическая пауза. 2-3 мин. | Минутка отдыха. Встали, вышли из-за парт. Покажите:грусть, счастье, обиду, задумчивость, радость, возмущение, спокойствие. Спасибо присаживаемся. | |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение 6 мин Определение темы и авторской идеи произведения. | - Если бы вы были художниками, то какие бы вы использовали краски для того, чтобы проиллюстрировать это стихотворение? Ребята, а хочется ли вам перечитать это стихотворение снова? -Прочитайте это стихотворение про себя. Для у вас на столах лежат карточки – помощники, где расставлены паузы и подчеркнуты слова, которые мы выделяем голосом. - Кто ведет повествование в произведении? - Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? - Прочитайте первую строчку. Что значит «в неярком блеске»? - Прочитайте, что любит автор? - А как вы понимаете выражение «любить без памяти»? - Давайте решим, о чём говорится в первой строфе? - Прочитайте вторую строфу. Что ещё любит автор? - Что значит «белоствольная роща»? - Прочитайте вторую строку. О каком дыме идёт речь? - А как вы думаете, почему крест над колокольней автор называет ржавым? - Прочитайте последнюю строку. Что значит «низкий холмик со звездой»? - Мы сказали, что автор говорит о том, что любит, почему же он упоминает могилу солдата? - Прочитайте третью строфу. Почему автор говорит, что все обиды сгорят? - Что видит в своей Родине поэт? Почему? -Какова же главная мысль? А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? - Чему учит нас это произведение? | Открывают учебник Лирический герой – сам автор (ответы детей) (к Родине) Лишенный яркости, довольно тусклый (твои просёлки, перелески…) (очень сильно) (о любви к Родине) (и шорох рощи белоствольной, и синий дым…) (берёзовая роща) (о тумане) (он уже старый) (могила солдата) (потому что это добрая память о людях, которые защищали Родину) (он находится на Родине и ему хорошо здесь) (утешенье и исцеление) (поэт на Родине успокаивается и душевно лечится) (что Родина является самым добрым и родным местом, в котором мы чувствуем спокойствие и заботу) -В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека (любить свою Родину и беречь её) |
Первичное закрепление во внешней речи 4 мин. | -Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро? -Почему? - Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. -НИКИТА, Нелли или Дарина слушаем тебя. (оцениваем) | -медленно -потому что мы должны увидеть картину Анализ: 1.соблюдение пауз 2.темп 3.чувства |
8 Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание.. 1-2 мин | Мы сегодня познакомились с таким прекрасным стихотворением и дома вы будете учить наизусть. | |
Работа с художественно выразительными средствами. 3-4 мин. | -Как называется инструмент, средство, речевой оборот, который придает высказыванию красочный, образный характер. На доске записаны фразы из стихотворения, и даны понятия к которым их необходимо прикрепить. Кто желает? Эпитеты: неярком блеске, взором трепетным, рощи белоствольной, синий дым, дали пустой, ржавый крест, низкий холмик. Метафоры: взором ловлю, шорох рощи, сгорят обиды. Сравнения: сгорят как жнивье. | Работают у доски. |
Рефлексия деятельности 2-3 мин Оценки | - С каким произведением мы познакомились сегодня? -О чём это стихотворение? -Какие чувства выразил поэт в стихотворении? - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? В заключении нашего урока я хочу предложить вам создать книгу настроения. (на тумбе стоят баночки с цветами, ваша задача выбрать цвет и прикрепить его на книгу) Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, синий - грустное, чёрный – тревожное, напряжённое, крайне неудовлетворённое. | Подводят итог урока. Отвечают на поставленные вопросы. -Оценивают свою работу на уроке |
взором трепетным рощи белоствольной, синий дым дали пустой ржавый крест, низкий холмик.
Метафоры: взором ловлю, шорох рощи, сгорят обиды.
Сравнения: сгорят как жнивье.