СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение. О Родина неярком блеске

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение. О Родина неярком блеске»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Раздел, тема

Раздел: Родина.

Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»

Цель темы

Познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»

Задачи

-Предметные

-Личностные

-Предметные:

знать: биографию автора; структуру и особенности стихотворения как литературного жанра;

уметь:читать выразительно стихотворение.


-Личностные: прививать интерес к чтению; формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.


Планируемый результат

Предметные:

·           сформировать представление о личности и творчестве А.В. Жигулина;

·           сформировать умение определять настроение (эмоциональный характер)  произведения.

Метапредметные:

·           совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

·           развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

·           обогащать словарный запас обучающихся.

Личностные:

·           формирование интереса и ценностного отношения к природе.

·           формирование положительной мотивации к учению.


УУД

Познавательные УУД:

·            умение осознавать познавательную задачу;

·            умение ориентироваться в учебнике;

·            умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

Коммуникативные УУД:

·            умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

·            умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

·            умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

·            умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД:

·            умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

·            умение организовать рабочее место под руководством учителя;

·            умение самостоятельно формулировать задание;

·            целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

·            умение осознавать свое единство с окружающей природой.


Основные понятия

Эпитеты, сравнения, метафоры.

Тип урока

Урок «открытие» нового знания.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический, фронтальный, индивидуальный.

Метопредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство, история.

Ресурсы

https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-na-temu-a-v-zhigulin-o-rodina-v-neyarkom-bleske-6067585.html

https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-literaturnogo-chteniya-av-zhigulin-o-rodina-klass-2180894.html


Наглядные пособия

 Учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, автор Л.Ф. Климанова, плакаты, карточки





Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

( Орг. момент)

1-2



  • Ребята, давайте начнем день с добра!

  • Представьте, что ваши ладони это - чаша и ваша чаша наполнена добротой.

  • Осторожно и бережно поделитесь своей добротой с соседом по парте.

Пусть доброта войдет в ваши сердца.

  • Присаживайтесь.


Приветствуют учителя и друг друга







2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Этап выявления места и причины затруднений

4

Начать наш урок предлагаю с речевой разминки.

-У вас на столах лежат карточки. Прочитайте скороговорку про себя.

«Родина»

Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!


-Когда читаем скороговорки, пословицы, поговорки что мы можем менять?

-Давайте сейчас мы поменяем темп и прочитаем медленно

-Поритаем обычным голосов

- Прочитайте хором быстро

- А теперь кто желает прочитать индивидуально.(Дарина)

Продолжим урок с проверки домашнего задания.


– На прошлом уроке вы получили задание написать свое собственное стихотворение «Моя малая Родина».

– Есть желающие представить нам свое творчество?

  • Хорошо, остальные сдадут свои работы в конце урока.


  • – Мы знакомились с некоторыми лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора.

  • «Посмотри на юг –

Нивы зрелые…» 

  • «Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю…»     

  • О, Родина! В неярком блеске..






Читают скороговорку











(Темп и звук)













Сдают домашнее задание.







Никитин Иван Саввич – Русь и Спиридон Дмитриевич Дрожжин – Родине

3. Постановка учебной задачи

2 мин.

















4.« Открытие нового знания»

( построение проекта выхода из затруднения)

6 мин











– Сегодня мы продолжим тему Родины и познакомимся с новым лирическим произведением.


Фронтальная форма работы

-Откройте учебники на странице 138, назовите тему сегодняшнего урока.

Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»

-Какие цели мы перед собой поставим?
Цели:1. Познакомиться с биографией А.В. Жигулина. 2. Познакомиться со стихотворением «О, Родина»

Слово об авторе

-Но прежде, чем познакомиться с произведением, я хочу вам немного рассказать об авторе.

95 лет назад в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:

“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.»

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина.

-Когда поэт начал писать свои первые стихотворения?

-Как вы думаете, почему он начал писать о Родине?

- Что такое «Родина»? (ответы детей) - Подберите синонимы к этому слову. (ответы детей)




Прежде чем вы познакомитесь со стихотворением проведем словарную работу.


Перед вами лежат карточки.

Читаем понятие и находим их лексическое значение.


Трепетный

Просёлок

Перелесок

Жнивьё


1. взволнованный, выражающий трепет.

2.  грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

3.небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

4. солома, оставшаяся на корню после жатвы.











1



Открывают учебник на нужной странице, называют тему урока.




Предположения детей





Внимательно слушают учителя.
















Отвечают на вопросы

-еще в школе

-он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла

- Родина — место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является.






















5.Первичное закрепление

3 минуты

-Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина.


-Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете. (чтение стихотворения учителем)

  • Какое настроение хотел передать автор?

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?



Отвечают на вопросы, анализировать



(ответы детей)



6.Динамическая пауза.

2-3 мин.




Минутка отдыха. Встали, вышли из-за парт.

Покажите:грусть, счастье, обиду, задумчивость, радость, возмущение, спокойствие. Спасибо присаживаемся.






7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

6 мин











































Определение темы и авторской идеи произведения.

- Если бы вы были художниками, то какие бы вы использовали краски для того, чтобы проиллюстрировать это стихотворение?

Ребята, а хочется ли вам перечитать это стихотворение снова?

-Прочитайте это стихотворение про себя. Для у вас на столах лежат карточки – помощники, где расставлены паузы и подчеркнуты слова, которые мы выделяем голосом.


- Кто ведет повествование в произведении?


- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор?

- Прочитайте первую строчку. Что значит «в неярком блеске»?

- Прочитайте, что любит автор?


- А как вы понимаете выражение «любить без памяти»?

- Давайте решим, о чём говорится в первой строфе?

- Прочитайте вторую строфу.

Что ещё любит автор?


- Что значит «белоствольная роща»?

- Прочитайте вторую строку. О каком дыме идёт речь?


- А как вы думаете, почему крест над колокольней автор называет ржавым?

- Прочитайте последнюю строку. Что значит «низкий холмик со звездой»?

- Мы сказали, что автор говорит о том, что любит, почему же он упоминает могилу солдата?


- Прочитайте третью строфу. Почему автор говорит, что все обиды сгорят?

- Что видит в своей Родине поэт?


Почему?



-Какова же главная мысль?




А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему?


- Чему учит нас это произведение?








Открывают учебник





Лирический герой – сам автор

(ответы детей)

(к Родине)

 Лишенный яркости, довольно тусклый

(твои просёлки, перелески…)


(очень сильно)

(о любви к Родине)


(и шорох рощи белоствольной, и синий дым…)

(берёзовая роща)


(о тумане)


(он уже старый)


(могила солдата)

(потому что это добрая память о людях, которые защищали Родину)


(он находится на Родине и ему хорошо здесь)

(утешенье и исцеление)


(поэт на Родине успокаивается и душевно лечится)

(что Родина является самым добрым и родным местом, в котором мы чувствуем спокойствие и заботу)

-В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё”

Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека


(любить свою Родину и беречь её)


Первичное закрепление во внешней речи



4 мин.





-Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро?


-Почему?


- Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. 


-НИКИТА, Нелли или Дарина слушаем тебя. (оцениваем)


-медленно



-потому что мы должны увидеть картину

Анализ:

1.соблюдение пауз

2.темп

3.чувства

8 Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание..

1-2 мин


Мы сегодня познакомились с таким прекрасным стихотворением и дома вы будете учить наизусть.




Работа с художественно выразительными средствами.

3-4 мин.

-Как называется инструмент, средство, речевой оборот, который придает высказыванию красочный, образный характер.

На доске записаны фразы из стихотворения, и даны понятия к которым их необходимо прикрепить.

Кто желает?


Эпитеты: неярком блеске, взором трепетным, рощи белоствольной, синий дым, дали пустой, ржавый крест, низкий холмик.
Метафоры: взором ловлю, шорох рощи, сгорят обиды.
Сравнения: сгорят как жнивье.





Работают у доски.

Рефлексия деятельности


2-3 мин















Оценки


- С каким произведением мы познакомились сегодня?

-О чём это стихотворение?

-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

В заключении нашего урока я хочу предложить вам создать книгу настроения.

(на тумбе стоят баночки с цветами, ваша задача выбрать цвет и прикрепить его на книгу)


Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, синий - грустное, чёрный – тревожное, напряжённое, крайне неудовлетворённое.


Подводят итог урока.

Отвечают на поставленные вопросы.






-Оценивают свою работу на уроке
























Карточка на стол:


А. Трепетный

Б. Просёлок

В. Перелесок

Г. Жнивьё


1. солома, оставшаяся на корню после жатвы.

2.  небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

3. грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

4. взволнованный, выражающий трепет.


Родина

О, |Родина!|| В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, |перелески —||
Всё, |что без памяти люблю.||

И шорох рощи белоствольной,|
И синий дым в дали́ пустой,|
И ржавый крест над колокольней,|
И низкий холмик со звездой…||

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.||
В тебе одной —|| и утешенье
И исцеление моё.


На доску:

Эпитеты: неярком блеске

взором трепетным рощи белоствольной, синий дым дали пустой ржавый крест, низкий холмик.
Метафоры: взором ловлю, шорох рощи, сгорят обиды.
Сравнения: сгорят как жнивье.