СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Литературного чтение в 3 классе по теме "В.Бианки «Приключения Муравьишки»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтение в 3 класс по теме "В.В. Бианки "Приключение Муравьишки" с использованием технологии системно-деятельностного подхода, ИКТ технологий

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Литературного чтение в 3 классе по теме "В.Бианки «Приключения Муравьишки»"»

Конспект урока Литературного чтение в 3 классе

Тема: В.Бианки «Приключение Муравьишки»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. Бианки; находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ, работать с текстом (определять тему, основную мысль, структуру произведения).

Задачи:

  • создать условия для осмысления содержания сказки В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения;

  • создать условия для развития мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательного интереса к чтению посредством игровых приёмов;

  • Расширить представления об окружающем мире; прививать интерес к чтению, к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе.

  • Развивать навыки работы с художественным текстом, исследовательские умения, мыслительную деятельность (сравнение, обобщение), коммуникативные умения работы в группах.

  • способствовать воспитанию культуры поведения, самостоятельности, чувства дружбы и доброго отношения к природе.

Тип урока Урок открытия новых знаний

Технологии. Технология системно-деятельностного подхода, информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

предметные: определять в художественном тексте средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение и т. д.);

метапредметные: самостоятельно искать, отбирать, перерабатывать и доносить информацию; делать выводы на основе осмысления полученной разными способами информации; аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других;

личностные: проявлять бережное отношение ко всему живому.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Формы работы Фронтально-коллективная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Межпредметные связи. Окружающий мир.


Ход урока


1.Организационный момент.

Звучит музыка леса

-Здравствуйте, девочки и мальчики, я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

2.Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. Закройте глаза и послушайте.


Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке

Внимательно вглядись вокруг –


Ты многое заметишь, друг!

Лучинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!


– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.)

- А почему именно в лес.(Изучаемый нами раздел называется «Люби всё живое».)

- Что значит для вас «любить все живое»? ( Люби живое – это значит береги всё живое, растения, животных. Авторы обращаются к нам с призывом: «Люби все живое!». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, к животным, берегли и охраняли их.)

– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками.

3.Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Упражнение «Составь слова»

- Из данных букв соберите слова.РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ (Приключения Муравьишки).

- Сегодня мы будем читать произведение о муравьишке автора, которого вы уже знаете.

-Давайте поближе познакомимся с В. Бианки.

-Какая тема нашего урока? (В. Бианки «Приключение Муравьишки)

Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного-орнитолога. Атмосфера, царившая в доме будущего писателя, определила его интерес к природе. Окончив естественнонаучное отделение Петербургского университета, В. Н. Бианки побывал в экспедициях по всей России, записывая свои наблюдения. 
В. В. Бианки - писатель-натуралист, его можнo считать одним из основоположников природоведческого направления в детской литературе.

Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.

-Можно ли произведение Бианки «Приключения Муравьишки» назвать научно-познавательным? Что же в произведении Бианки правда, а что вымысел?


- Сформулируйте цель урока, в чём мы должны разобраться? ( Выяснить, что в произведении Бианки правда, а что вымысел.)


4.Решение учебной задачи.

– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.

Чтение текста.

Работа по содержанию.

--От чьего имени ведется повествование?

--Кто главный герой?

-- Для чего он залез на березу?

-- Что произошло?

-- Кто помог муравьишке?

--Кто первым встретился муравьишке? Найдите и прочитайте отрывок.

5. Обобщение.

Анализ поведения героев.

– Кто же помог Муравьишке добраться домой?

– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.

– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?

– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).

– Почему она отказала? (Она была занята работой).

– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).

– Прочитаем этот отрывок по ролям.

– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?

– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?

Физкульминутка


Мы гуляем по дорожке (шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом, (покружиться на месте)

Раз, два, три, (три хлопка)

Любая фигура замри!



6. Закрепление.

Анализ произведения.

-- К какому жанру можно отнести произведение?

-- Почему?

- Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные сведения о природе.

- Где мы можем почерпнуть научные сведения о чём-либо? (книги, учёные)

- Можно ли Бианки назвать учёным? (ответы детей)

- Бианки - писатель или учёный?

- Кто такой учёный?

- Какова задача писателя? (Создать художественный образ, используя художественные приёмы)

- Какова задача учёного? (дать точные научные знания, сообщить факты)

Работа в парах.

- Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В,Бианки «Приключения муравьишки»

- Прочитайте и подчеркните одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.

Жужелица.

У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих шести ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.

Отрывок из энциклопедии «Что такое кто такой» Том 1.


Жужелица.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные длинные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясётся, будто по воздуху летит.

Отрывок из сказки В.Бианки «Приключения муравьишки».


Водомерка.

На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаться на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых.

Отрывок из энциклопедии «Что такое кто такой» Том 1

Водомерка.

Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь – бежит по воде лодочка на ножках.

Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

- Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Ладно, садись, перевезу.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

- Миленький, шибче! – просит Муравьишка.-Меня домой не пустят.

- Можно и пошибче - говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду.

Отрывок из сказки В.Бианки «Приключения муравьишки»



- Что вы можете сказать о В. Бианки как об учёном?

- Как хорошо он знает жизнь природы?

Вывод: Наблюдения Бианки совпадают с научным описанием.

- Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки, можно отметить сходство в описании разных насекомых, В.Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит, его можно назвать учёным.

7. Подведение итогов.

– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?

– Что нового о жизни животных вы узнали?

– Что вас удивило?

– Что заинтересовало?

Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!

И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!

8. Рефлексия «Лестница успеха»

-Ребята, у вас на парте листики с лесенкой и наклейки Муравьишек. Вам нужно поместить своего Муравьишку на нужную степеньку.

1 ступенька – было сложно и непонятно на уроке

2 ступенька – было сложно, но у меня все получилось

3 ступенька – было легко, весело и интересно

9. Оценивание

10. Информация о д.з.