СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "Михаил Пришвин. Моя Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока чтения в 3 классе.

Тема:  М.М.Пришвин   «Моя Родина».

Цель:  познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Михаил Пришвин. Моя Родина"»

 Конспект урока чтения в 3 классе.

Тема:  М.М.Пришвин   «Моя Родина».

Цель:  познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина.

Задачи: 1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

                2) совершенствовать навыки чтения;

               3) расширять кругозор и словарный запас учащихся;

               4) развивать умение работать с текстом;

              5) прививать любовь к природе, к Родине.

                                   Ход урока.

1.Оргмомент. На слайде «Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!»

2.Введение в тему.

-Что означает словосочетание «Люби живое»?

Откройте учебники  с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу. Как вы думаете, о чем мы будем читать? (О животных .  Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. )

-Вспомните писателей, которые писали о природе.

Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами.

Чтение на с.57

3. Новый материал.

1)Знакомство с биографией писателя.

-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин.

А)Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Б) Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

В) Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

Г) Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.

Загадка о Родине

Прочитайте про себя стихотворение. Подумайте, где с какой интонацией нужно прочитать, в каком месте сделать паузу?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

В. Степанов

-Как понимаете значение слова Родина?

-Подберите синонимы к слову Родина (Отчизна, Отечество, родные места, родной край, родная земля)

2)Первичное восприятие.

-Сегодня мы познакомимся с произведением М. Пришвина «Моя Родина».

-Понравилось ли вам произведение? Что именно?

-От чьего лица идёт повествование?

-О какой Родине малой или большой идёт речь в произведении?

-Определите жанр этого произведения.

-Рассказ такого вида называется ОЧЕРКОМ.

-Как думаете, почему именно этим очерком начинается раздел?

3) Словарная работа.

-Что такое сокровища, кладовая?

 -А что означает выражение «кладовая солнца»? (лесная кладовая, кладовая морских глубин, подземная кладовая)   

                                                 

5. Работа с текстом.

1) Чтение «цепочкой» по 1 предложению.

2) Анализ произведения.

-Назовите тему очерка.  (Родина).

-Кто является главным героем?  (Автор).

С чего начинается Родина для маленького Пришвина?

-О каких детских воспоминаниях рассказывает М. М. Пришвин?

Подумайте, какие четыре слова объединены общим смыслом?

(мама, солнце, природа, Родина)

-Подберите родственные слова к слову Родина (род, родной, родители, родимый, рождение, родство, родственники, родинка)

-Подумайте, а слова Родина и природа имеют общий корень?

Выборочное чтение:

-Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.

-Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?

-Природа пробуждается. Подберите синонимы к этому слову (просыпается, встаёт)

-Какой литературный приём использовал автор в этом предложении? (олицетворение)

-В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.

-Попробуйте доказать, используя очерк, что Пришвин не только раскрывает красоту природы, но и

учит любить её, воспитывает бережное отношение к ней.

– Какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с призывом автора?
– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.

Какова основная мысль этого произведения?) Охранять природу - значит охранять Родину.

Что это значит?.

-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.

Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.
- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.

Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.

Делим текст на смысловые части (4 части)

Составление плана:

1.Вкусный чай

-Какая интересная мысль появилась у писателя? (вставать до солнца)

2.Вставать до солнца

-В чём заключалась «охота» М.Пришвина?

3.Охота за «наблюдениями»

-К кому обращается автор в этой части? Как он вас называет? Кем вы являетесь по отношению к нашей природе? Как можно озаглавить?

4.Призыв к молодым друзьям

-Работа с пословицами.

-Составление синквейна

6. Подведение итогов.

-Что  запомнили о М. М. Пришвине?

-Что такое «очерк»?

-Кого называют натуралистами?

-Чему научились на уроке?

-Дома нужно выучить последний абзац рассказа.

Оценки за урок.



V. Итог урока.

- Произведение какого автора мы прочитали?

- Что вы узнали о М. Пришвине?



VI. Домашнее задание



Начнем наш урок с разминки.  Продолжите пословицы:

Кто много читает…

Чтение – лучшее…

Будешь книги читать…

– Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей) 

«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос». Слайд1

IV. Изучение новой темы

Постановка целей

Чему будете учиться, поставьте цель?

Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)

Узнаю, определю… (жанр произведения)

Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)

Выскажу … (своё отношение)

Учиться… (сотрудничать, активно работать)