СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на тему "Случай с Евсейкой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему "Случай с Евсейкой"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области “Карасукский педагогический колледж”







Конспект учебного занятия

По литературному чтению

Студентки 401 группы

Карасукского педагогического колледжа

Круг Виктории Романовны














__________________

(подпись методиста)



Карасук 2021г.



Технологическая карта

Класс: 3

Тема: Произведение «Случай с Евсейкой»

Цель: ознакомление с произведением Горького «Случай с Евсейкой»

Задачи:

Дидактические: формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать цитатой.

Развивающие: развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и пересказывать.

Воспитывающие: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями.

Метапредметные:

Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Этапы и содержание

Образовательные задачи

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

МТО

Способы контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Этап мотивации




Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно, 
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

– Улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.

Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

... - лучший спутник мой и друг. (Книга.)

Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на слайде? (Если много читать, то много будешь знать. Книга действи­тельно как волшебник. Раскроешь ее и узнаешь все тайны)


Фронтальная

Презентация

Контроль учителя



Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии


Актуализировать знания, зафиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии


















Повторить изученный ранее учебный материал



Словесный: беседа







Практический: выполнение задания













Словесный: беседа











Словесный: беседа


- Мы с вами закончили работу по первой части учебника. Перед вами - вторая часть. Посмотрите, какие красивые, красочные учебники. Я надеюсь, что вы их будете часто брать в руки, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.

- Что же для этого нужно? (Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки)

- Как называется первый раздел второй части? (Раздел называется «Были-небылицы».)

- Как вы это понимаете?

(Название состоит из двух слов: «были» - значит то, что было, а «небылицы» - то, что придумано, чего не было.)

- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?

(Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.)

- Чтобы узнать имя писателя, с чьим произведением мы сегодня познакомимся, посмотрите на выставку книг и назовите этого автора. (Горький)

– Знакомы мы с творчеством писателя?

- Верно! Откройте стр 4 и прочитайте название.

- Какая же будет тема урока?

- Какую мы поставим цель?

авторов? 






Рассуждают, формулируют ответы на вопросы











Рассуждают, формулируют ответы на вопросы



Выполняют задание







Рассуждают, формулируют ответы на вопросы


Фронтальная













Фронтальная












Фронтальная












Фронтальная


Презентация





















Презентация

















Презентация



Контроль учителя











Контроль учителя












Контроль учителя







Контроль учителя

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл.

Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий


Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

3. Этап построения проекта выхода из затруднения


Составить план достижения цели

Практический: составление плана

- Для достижения цели составим план, одна пара у доски, остальные пары на карточках:

1. Узнать биографию писателя

2. Прочитать произведение

3. Проанализировать каждую часть произведения

4. Определить идею, тему произведения

На столах у вас лежат листы самооценки, на которых вы на протяжении урока будите оценивать свою деятельность.

Составляют план по достижению цели в парах

Парная

План достижения цели

Взаимоконтроль

Контроль учителя

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

К: адекватно использовать коммуникативные.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

4. Этап реализации построенного проекта


Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования);




























Организовать ситуацию решения учебной задачи







Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования);




Организовать ситуацию решения учебной задачи











Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания.

Приемы над беглостью


Практический: выполнение задания






Словесный: беседа











Словесный: беседа






















Словесный: беседа

Антиципация


Приемы над выразительностью

Практический: выполнение задания






Словесный: беседа



Приемы над сознательностью









Словесный: беседа









Словесный: беседа










Практический: выполнение задания

Приемы над сознательностью











Практический: выполнение задания










Приемы над сознательностью















Приемы над сознательностью





Настоящее имя писателя — Алексей Максимович Пешков.

До 5 лет Алёша жил с родителями в очень дружной семье, где друг друга любили и уважали.

Алеша любил читать книги и говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Мальчик осиротел и стал жить в доме деда, в которым, его дяди постоянно скандалили. Дед бил мальчика, заставлял работать не покладая рук. А бабушка очень любила Алёшу и рассказывала ему много сказок.

Юный Алёша много наблюдал за людьми, он пытался понять, почему они все разные.

И все же детство Алексея было трудным, именно поэтому он взял себе псевдоним «Горький».

– Перед знакомством с произведением выясним значения слов, которые встретятся в тексте.

Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

Кларнет деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.

Актинии «похожи на вишни, рассыпанные на камнях» – коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.

Лангуст «ворочает глазами на ниточках» – морское животное, ракообразное.

Голотурия, «похожая на плохо нарисованного поросёнка» – морское беспозвоночное животное типа иглокожих.

Сепия похожа на «мокрый носовой платок» – каракатица.

Сифонофоры – морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики), служащие для поимки добычи.

- Прочитайте название. Как вы думаете, о чем будет произведение?

- Перейдем к чтению рассказа. Сначала его прочитаю я, а вы внимательно слушайте. Задача у нас сегодня такая: определить приснился ли сон Евсейке (главному герою) или это приключение на самом деле произошли с ним.

- Прослушав рассказ, вы можете ответить на вопрос: это был сон или явь? (Да. Это был сон, потому что человек не может так долго находиться под водой.)

- Какой необычный случай произошёл с Евсейкой? (Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду!)

- Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.

- Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке. (Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, синофоры.)

- Реальные или сказочные это животные? (Это реальные морские животные.)

- Ребята, вы молодцы. Вы очень внимательно слушали текст, так как правильно отвечаете на все мои вопросы. Предлагаю немного отдохнуть, а затем продолжить работу.

Физкультминутка.

Ветер

Ветер дует нам в лицо (имитировать дуновение ветра),

Закачалось деревцо (качаем туловище).

Ветер тише, тише, тише (приседать).

Деревцо все выше, выше (встать, руки вверх).

- Займите свои места и продолжим нашу беседу.

- Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне? (Он удивился тому, что рыбы разговаривали.)

- Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?» (Он сказал, что узнал об этом от папы.)

- Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа? (Он объяснил так: «Так себе… Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»)

- Чего Евсейка испугался?

(Он испугался того, что его сейчас съедят.)

- Почему же он не заплакал, испугавшись? (Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать.)

- Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.

- Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?

(Он старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.)

- Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать.

Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов: «А болтливая рыба всё спрашивает его…»

Учитель:

- Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?

(Евсейка добрый мальчик, фантазёр…)

- Давайте прочитаем по частям и озаглавим каждую часть.

- Как вы думаете, это рассказ или сказка?

(Я думаю, что это сказка, так как животные разговаривают.

А я думаю, что это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные, только разговаривают…)

- Почему автор поместил его в раздел «Были и небылицы»?

(Небыли́ца — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности. Потому случай, который произошел с Евсейкой, мы может назвать небылицей (на самом деле этого не могло произойти).)






Рассуждают, формулируют ответы на вопросы







Слушают биографию писателя







Рассуждают, формулируют ответы на вопросы




















Рассуждают, формулируют ответы на вопросы



Предугадывают содержание рассказа








Рассуждают, формулируют ответы на вопросы











Рассуждают, формулируют ответы на вопросы











Рассуждают, формулируют ответы на вопросы







Рассуждают, формулируют ответы на вопросы
















Рассуждают, формулируют ответы на вопросы













Рассуждают, формулируют ответы на вопросы










Рассуждают, формулируют ответы на вопросы













Рассуждают, формулируют ответы на вопросы




Фронтальная












Фронтальная












Фронтальная















Фронтальная






















Фронтальная












Фронтальная












Фронтальная















Фронтальная












Индивидуальная










Фронтальная












Фронтальная

















Фронтальная












Фронтальная



Учебник









Презентация











Кружки















Презентация












Презентация










Презентация





Учебник







Учебник
















Учебник














Учебник














Учебник
















Учебник











Учебник














Учебник











Учебник






Контроль учителя




















Контроль учителя


















Контроль учителя

















Контроль учителя














Контроль учителя










Контроль учителя












Контроль учителя







Контроль учителя












Контроль учителя











Контроль учителя


















Контроль учителя


Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.












Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; прогнозировать содержание текста художественного произведения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения











Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.














К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.


Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к оценке своей учебной деятельности.



























Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к оценке своей учебной деятельности.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием


Выполнить задание с взаимопроверкой по знанию текста

Словесный: объяснение







Практический: выполнение задания




Практический: выполнение задания


Запишите на карточках, какие слова подбирает автор для описания героев. Какие слова характеризуют человека? Как мы оцениваем?

Умный



Глупый



Добрый



Злой



Хитрый



Честный



Храбрый



Трусливый



– Какой прием использует автор в описании морских животных? (Сравнение.)

– С чем автор сравнивает сепию? (С мокрым носовым платком.)

– С чем автор сравнивает сифонофоры? (Со стеклянными шариками.)

– Как Евсейка старался смотреть на все вокруг? (Он старался смотреть на все беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.)
– Молодцы, ребята, внимательно прочитали произведение.

Выполняют задание в парах










Выполняют задание в парах






Рассуждают, формулируют ответы на вопросы




Фронтальная








Парная











Парная




Индивидуальная

Карточки















Карточки






Эталон




Кружочки

Контроль учителя










Взаимоконтроль









Взаимоконтроль

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации.

Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выполнить самостоятельно задание с самопроверкой по эталону

Практический: выполнение задания











Практический: выполнение задания

Тест «Так ли говорится в тексте»

- Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений из текста и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.

Карточки:

1.

Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.

-

2.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

+

3.

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.


-


4.

«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

+

5.

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!

+

6.

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

-

7.

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

-

8.

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

+

9.

- Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

-

10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

+



Выполняют задание самостоятельно













Выполняют задание самостоятельно

Индивидуальная

















Индивидуальная


Карточки
















Карточки

Самоконтроль

















Контроль учителя

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;










Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

7. Этап включения в систему знаний и повторения


Словесный: беседа














Словесный: беседа

- Для чего создаются такие литературные произведения?

Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме. «Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.

– Какой же был авторский замысел? 
– Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит?
– Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь? Подтвердились ваши предположения?

Рассуждают, формулируют ответы на вопросы











Рассуждают, формулируют ответы на вопросы



Фронтальная














Фронтальная

Презентация


















Презентация

Контроль учителя











Взаимоконтроль

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

8. Рефлексия

Оценить свою деятельность

Практический: оценивание деятельности

- Проанализируйте свои листы самооценки.

-Ребята, давайте оценим свою работу на уроке: на столах у вас лежат по 3 смайлика:

Поднимите зеленый, если вам понравилась работа на уроке, и вы не испытывали трудностей.

Поднимите желтый, если вы испытывали трудности на уроке.

Поднимите красный, если вам не понравилась ваша работа на уроке и вы затруднялись при работе.

Оценивают свою деятельность

Индивидуальная

Листы самооценки






Смайлы

Самоконтроль



Навыки самооценки