СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на тему "Великие путешественники" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему "Великие путешественники" (4 класс)»

Конспект урока литературного чтения

Тема: «Великие путешественники»

Тип урока: открытия нового знания.

Цель: сформировать представление о жанре юмористического рассказа на примере произведения М. Зощенко «Великие путешественники».

Задачи:

  • образовательные:

знать содержание произведения;

знать особенности юмористического рассказа как жанра;

уметь отвечать на вопросы по произведению;

уметь анализировать произведение;

уметь отличать юмористический рассказ;

уметь называть признаки юмористического рассказа;

  • развивающие:

развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;

развивать память, мышление, речь;

  • воспитательные:

воспитывать ценностное отношение к чтению и литературе;

воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • меловая доска;

  • рабочая программа УМК «Перспектива»;

  • учебник по литературному чтению УМК «Перспектива», 4 класс, 2 часть;

  • тетради;

  • карточки;

  • презентация;

  • видеоролик.



Планируемые результаты

Личностные:

формировать первоначальные представления о научной картине мира;

проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства;

Метапредметные:

Познавательные:

определять существенный признак для классификации, осуществлять классификацию;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Коммуникативные:

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Регулятивные:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные:

сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Органи-зационный момент

- Ребята, давайте встанем, поприветствуем друг друга.

- Тихо присаживаются девочки.

- Ещё тише присаживаются мальчики.

- Ребята, проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах. Сейчас у нас урок литературного четния. Сегодня на уроке вам понадобятся учебники, тетради, дневники и пеналы. Уберите всё лишнее со стола.

Приветствие учителя.


Присаживаются девочки.

Присаживаются мальчики.

Самопроверка готовности к уроку.


2. Мотивация к учебной деятельно-сти

- Ребята, у нас с вами сейчас урок литературного чтения. Зачем он нужен?


- Верно, давайте же сегодня продолжим изучать литературное чтение.

- Благодаря литературному чтению мы становимся более грамотными, образованными, получаем новые знания.


3. Поста-новка темы
и цели

- Ребята, вспомните, с каким произведением мы познакомились вчера?

- Кто автор данного произведения?

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Какую цель поставим?


- О чём данное произведение?

- Ребята, к какому жанру относится данное произведение?

- Почему это рассказ?


- Это не просто рассказ, это юмористический рассказ. Знаете ли вы, что это?

- Давайте сегодня на уроке и об этом узнаем.

- Что нужно построить для достижения цели?

- Что мы сделаем сегодня на уроке?


- Также мы с вами узнаем, какие признаки отличают юмористический рассказ, разобрав произведение М. Зощенко.

- Отлично, приступим к реализации нашего плана.

- «Великие путешественники».


- Михаил Зощенко.

- Великие путешественники.

- Узнать больше об это произведении, проанализировать его.

- О том, как дети решили обойти вокруг Земли.

- Рассказ.


- Потому что идёт описание реальных событий, нет вымышленных героев, предметов.

- Нет.



- План.

- Узнаем, что такое юмористический рассказ.- Проанализируем рассказ.



4. Подготов-ка к первич-ному воспри-ятию

- Как вы думаете, что такое юмористический рассказ?

- Прочитайте определение.


- Что значит «комическая» ситуация?

- Верно, то есть в юмористическом рассказе описывается забавна ситуация.

- Это рассказ с юмором.


- Юмористический рассказ – это небольшое повествование о комической ситуации.

- Забавная, смешная.




Определение на слайде.

5. Установка на слушание

- Сейчас я предлагаю вам ещё раз прочитать рассказ «Великие путешественники». Попробуйте по ходу рассказа подчёркивать то, что на ваш взгляд помогает передать забавность ситуации, то есть приёмы комического рассказа. Это могут быть какие-то слова или выражения, а могут быть и скрытые смыслы.



6. Первичное восприятие

Организует процесс чтения по цепочке.

Читают по цепочке.

Слушают.

Подчёркивают.


7. Проверка первичного восприятия

- Ребята, кратко обозначьте основные детали сюжета, расставив картинки в правильном порядке.
















- Хорошо, как вы думаете, какие же особенности юмористического рассказа?



- Молодцы, запишите эти черты.

- Сядьте ровно, пишите аккуратно.

- Дети решили обойти Землю, чтобы убедиться, что она имеет форму шара. Они собрали много вещй. Это первая картинка.

- Мешок получился тяжёлый, поэтому дети решили тащить его по очереди. Это вторая картинка.

- Минька упал в канаву и разбил часть посуды.

- Миньку ужалила оса.

- Когда они делали остановку, Стёпа ложился спать ногами по направлению движения, чтобы не запутаться.

- Дети повернули его ноги в направлении к дому. Утром они все пошли домой.

- По пути им встретилась телега, на которой они добрались до дома. Стёпа решил, что они совершили кругосветное путешествие.

- Родители Лёли и Миньки смеялись с рассказов детей, а Стёпку наказали.

- В речи детей встречаются слова, которые им не свойственны.

- Есть комические ситуации.

- Ирония в названии.

Записывают.

Картинки на слайде






















Тетради

Физминутка

- Давайте разомнёмся, встаём.

Включает видеоролик.

- Присаживайтесь.

Выполняют.


Присаживаются.


Видеоролик

8. Повторное прочтение

- Предлагаю вам ещё раз прочитать произведение про себя. У вас есть пара минут. Затем я раздам вам карточки с тестом.

Читают про себя.


9. Анализ

- У вас есть карточки. Подпишите свою фамилию и имя.

- За каждое задание по 1 баллу.

- Критерии оценивания есть у вас на слайде.






- Проверьте ещё раз свои работы, внимательно перечитайте ответы.

- Сдайте работы.

Работают в карточках.









Самопроверка.


Сдают работы.

Карточки

Разноуровневое задание: понимание

На слайде:

1 задание – 1 балл

19-20 б. – «5»

14-18 б. – «4»

10-13 б. – «3»

меньше 10 б. – «2»

10. Рефлексия учебной деятель-ности

- Ребята, наш урок подходит к концу. Какой теме он был посвящён?

- Кто автор данного произведения?

- О чём это произведения?


- К какому жанру оно относится?

- Признаки?



- Да, действительно. Какая главная мысль произведения?

- Всем спасибо за работу. На этом урок окончен»

- Великие путешественники.


- М. Зощенко.

- О том, как дети решили совершить кругосветное путешествие

- Юмористический рассказ.

- Комические ситуации.

- Несвойственные детям слова.

- Ироничное название.

- Рассчитывать на свои силы.


Разноуровневое задание: воспроизведение



Карточки

1. Сколько лет было Миньке?

  1. 3 года

  2. 6 лет

  3. 9 лет



2. Сколько лет было сестре Миньки?

  1. 5 лет

  2. 7 лет

  3. 8 лет


3. Как звали сестру Миньки?

  1. Леля

  2. Машка

  3. Ира


4. Где отдыхала семья Миньки?

  1. На море

  2. На даче

  3. В деревне



5. Как называлась деревня, где отдыхала семья Миньки?

  1. Пески

  2. Шлёпки

  3. Цветки


11. Как звали собачку?

  1. Тузик

  2. Дружок

  3. Чёрный


12. В чём ребята несли еду?

  1. В сумке

  2. В корзине

  3. В мешке


13. Куда упал Минька?

  1. В канаву

  2. В реку

  3. В люк



14. Что съела собака?

  1. Сало

  2. Колбасу

  3. Пироги


15. Что случилось с Минькой, когда он сел доедать хлеб с сахаром?

  1. Он подавился

  2. Его укусила оса

  3. Он захотел пить


6. Кем был Стёпка?

  1. Братом Миньки

  2. Дядей Миньки

  3. Сыном хозяйки дома, где жил Минька с семьёй


7. О чём Стёпка рассказал Миньке?

  1. Что курица появилась раньше,чем яйцо

  2. Что Земля круглая

  3. Что осенью ему в школу


8. Что Стёпка предложил Миньке?

  1. Убежать из дома

  2. Наворовать яблок на соседнем участке

  3. Отправиться в кругосветное путешествие


9. Когда Минька и Стёпка решили отправиться в путь?

  1. Ночью

  2. Рано утром

  3. Утром, когда родителей не будет дома


10. Кого Минька и Стёпка взяли с собой?

  1. Юрку

  2. Сестру Миньки и собачку

  3. Никого



16. С помощью чего ребята хотели развести костёр?

  1. С помощью лупы

  2. С помощью спичек

  3. С помощью палок и камней


17. Что сделали ребята, когда начало темнеть?

  1. Стали звать на помощь

  2. Вернулись домой

  3. Легли спать


18. Что придумал Стёпка, чтобы не перепутать, куда идти?

  1. Сделать насечку на дереве

  2. Лечь ногами в нужном направлении

  3. Нарисовать стрелку на земле


19. Кто решил, что нужно идти домой?

  1. Леля

  2. Стёпка

  3. Минька


20. Как наказали Стёпку?

  1. Лишили сладкого

  2. Закрыли в бане на целый день

  3. Не пускали гулять неделю



Ответы

1. Сколько лет было Миньке? Правильный ответ: 6 лет.

2. Сколько лет было сестре Миньки? Правильный ответ: 8 лет.

3. Как звали сестру Миньки? Правильный ответ: Леля.

4. Где отдыхала семья Миньки? Правильный ответ: на даче.

5. Как называлась деревня, где отдыхала семья Миньки? Правильный ответ: Пески.

6. Кем был Стёпка? Правильный ответ: сыном хозяйки дома, где жил Минька с семьёй.

7. О чём Стёпка рассказал Миньке? Правильный ответ: что Земля круглая.

8. Что Стёпка предложил Миньке? Правильный ответ: отправиться в кругосветное путешествие.

9. Когда Минька и Стёпка решили отправиться в путь? Правильный ответ: утром, когда родителей не будет дома.

10. Кого Минька и Стёпка взяли с собой? Правильный ответ: сестру Миньки и собачку.

11. Как звали собачку? Правильный ответ: Тузик.

12. В чём ребята несли еду? Правильный ответ: в мешке.

13. Куда упал Минька? Правильный ответ: в канаву.

14. Что съела собака? Правильный ответ: сало.

15. Что случилось с Минькой, когда он сел доедать хлеб с сахаром? Правильный ответ: его укусила оса.

16. С помощью чего ребята хотели развести костёр? Правильный ответ: с помощью лупы.

17. Что сделали ребята, когда начало темнеть? Правильный ответ: легли спать.

18. Что придумал Стёпка, чтобы не перепутать, куда идти? Правильный ответ: лечь ногами в нужном направлении.

19. Кто решил, что нужно идти домой? Правильный ответ: Леля.

20. Как наказали Стёпку? Правильный ответ: закрыли в бане на целый день.