СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по методике М.П.Воюшиной. Басня Крылова "Слон и Моська". 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основа методики М.П.Воюшиной - непосредственное восприятие самостоятельно прочитанного (прослушанного) произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по методике М.П.Воюшиной. Басня Крылова "Слон и Моська". 4 класс»

УМК (Учебник, автор)

Литературное чтение Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева , УМК «Школа 2100»

Класс

4

Тема урока

Басня И.А. Крылова «Слон и моська»

Цель урока

Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”

Задачи урока

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

  • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.


1. Подготовка к первичному восприятию


Прочитайте отрывки, определите произведение, автора и название.

Слайд 1.

1. Электроник взял бумагу и карандаш    Раздел «Любимые книги» Приключения

                                                                             Электроника Евгений Велтистов.

и мгновенно нарисовал чертёж

2. В монастырской келье узкой,                       Наталья Кончаловская « Наша

                                                                                           Древняя столица»

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

3. Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без драки,                         И . А. Крылов «Слон и Моська»

Могу попасть в большие забияки.  

- Какие произведения нам уже знакомы, и с чем мы встретились на уроке впервые?

                 


Посмотрите внимательно на экран.  Слайд 2.

– Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

-Почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответ на этот и другие вопросы нам предстоит узнать.



2. Первичное восприятие текста


Теперь мы можем расширить наши знания о произведениях Крылова. И познакомимся с новым шедевром, который называется «Слон и Моська». Откройте свои учебники и подготовьтесь к хоровому чтению.


3. Проверка первичного восприятия




Почему мы до сих пор читаем, заучиваем произведения И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

 Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова. Слайд 3 (Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство.)


Разбейте их на две группы. 

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. 
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы (слайд 3*)

Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть

               Одобряет
                доброта
               правдивость
                храбрость

               трудолюбие

 - Оцените свою работу. (Самопроверка)

– Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

(У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и поучительные.)

А теперь на листке бумаги, что лежит у вас на столе создайте небольшой набросок подходящей по вашему мнению к данному произведению простым карандашом.

Обговорим ваши наброски (идет коррекция задумки, если это необходимо)






4. Постановка учебной задачи


-

Как вы считаете, к какому литературному жанру относятся эти произведения?

– Что такое басня? ( слово - опора в плане, обращается внимание уч-ся)
– Трудно ответить на этот вопрос? Где можем найти ответ? (в учебнике)

- с. 89 последний абзац, со слов… я видел, как короткий занимательный сюжет.. и до конца страницы. Параллельно, работаем в тетради, с. 37, 1 задание.

- Читаем монолог Крылова (самостоятельное чтение, затем выборочное чтение и запись в рабочей тетради)

Я вам постараюсь помочь. Работа с текстом и в тетради, чтение вывода.)

- Читаем, что же такое басня?

(Басня – это занимательный короткий рассказ, в форме диалога, где  герои – животные, предметы, иногда люди, выражают основную идею о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера).

- А теперь сравним, как определение басни дается в словаре Ожегова.  Слайд 4.

Учитель:-  Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль – это мораль басни.  - Вспомните, в басне «Стрекоза и муравей» какова мораль?  (Ты все пела, это дело, так поди же, попляши…)

КаКакая же тема сегодняшнего  урока?



Басня Иван Андреевич Крылова « Слон и Моська»





ДавДавайте вместе подумаем, какие же опорные слова будут сегодня на нашем уроке. Какие понятия мы должны уточнить для себя на уроке.

Слова:  басня, мораль, «Слон и Моська»,  актуальность (вывешиваются на доску) – будут опорными словами на уроке.





5. Вторичное восприятие




– Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова Игорь Ильинский.
– Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Грамзапись. Слайды 5-9



6. Анализ текста


А теперь поработаем группами (2 группы) Слайд 10

Первая группа.

Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы.

1.  Где происходит действие?

2.  Кто изображён на иллюстрации?

3. Назовите действующих лиц басни.  (Действующие лица в басне: автор, Моська, Шавка)

4. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

5. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице, и, даже, не замечает Моську)

Вторая группа.

Прочитайте «по цепочке» басню.

Используя выборочное чтение, ответьте на вопросы.

1. Какой вы представляете Моську? А слона?

2. Какой вы представляете Шавку?

3. Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?

4 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)

5. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..-

6. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

А теперь все вместе подумаем, какова же мораль басни крылова «Слон и Моська»?





7. Обобщение


Учитель. - Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание. 

Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!?”

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)


А теперь обратимся к опорным словам на доске и подумаем все ли мы смогли сделать за урок, что задумали.

Итак, что же такое басня?

Кто написал басню «Слон и Моська»?

Какие доказательства вы можете перечислить мне, доказывая, что «Слон и Моська» - это басня?

А встречаются ли в реальной жизни персонажи из произведений Крылова?



8. Подведение итогов урока


Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И. А. Крылова.(ответы учащихся)


9. Домашнее задание


Запишите домашнее задание.

Домашнее задание: .

а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Раскрасить свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова.

Урок окончен.