УМК (Учебник, автор) | Литературное чтение Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева , УМК «Школа 2100» |
Класс | 4 |
Тема урока | Басня И.А. Крылова «Слон и моська» |
Цель урока | Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” |
Задачи урока | Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен; Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню; Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств. |
1. Подготовка к первичному восприятию | Прочитайте отрывки, определите произведение, автора и название. Слайд 1. 1. Электроник взял бумагу и карандаш Раздел «Любимые книги» Приключения Электроника Евгений Велтистов. и мгновенно нарисовал чертёж 2. В монастырской келье узкой, Наталья Кончаловская « Наша Древняя столица» В четырёх глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. 3. Вот то-то мне и духу придает, Что я совсем без драки, И . А. Крылов «Слон и Моська» Могу попасть в большие забияки. - Какие произведения нам уже знакомы, и с чем мы встретились на уроке впервые? Посмотрите внимательно на экран. Слайд 2. – Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.) - Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. -Почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответ на этот и другие вопросы нам предстоит узнать. |
2. Первичное восприятие текста | Теперь мы можем расширить наши знания о произведениях Крылова. И познакомимся с новым шедевром, который называется «Слон и Моська». Откройте свои учебники и подготовьтесь к хоровому чтению. |
3. Проверка первичного восприятия | | | Почему мы до сих пор читаем, заучиваем произведения И.А.Крылова и они актуальны в наши дни? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова. Слайд 3 (Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство.) Разбейте их на две группы. 1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. 2-я: черты характера, которые одобряет баснописец. Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна . Проверим , как вы разделили слова на 2 группы (слайд 3*) Высмеивает ложь глупость жадность хитрость лесть | Одобряет доброта правдивость храбрость
трудолюбие | - Оцените свою работу. (Самопроверка) – Чему учат басни? Назовите положительные качества…….. – Так почему же басни Крылова актуальны в наше время? (Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.) (У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и поучительные.) А теперь на листке бумаги, что лежит у вас на столе создайте небольшой набросок подходящей по вашему мнению к данному произведению простым карандашом. Обговорим ваши наброски (идет коррекция задумки, если это необходимо)
|
4. Постановка учебной задачи | - Как вы считаете, к какому литературному жанру относятся эти произведения? – Что такое басня? ( слово - опора в плане, обращается внимание уч-ся) – Трудно ответить на этот вопрос? Где можем найти ответ? (в учебнике) - с. 89 последний абзац, со слов… я видел, как короткий занимательный сюжет.. и до конца страницы. Параллельно, работаем в тетради, с. 37, 1 задание. - Читаем монолог Крылова (самостоятельное чтение, затем выборочное чтение и запись в рабочей тетради) Я вам постараюсь помочь. Работа с текстом и в тетради, чтение вывода.) - Читаем, что же такое басня? (Басня – это занимательный короткий рассказ, в форме диалога, где герои – животные, предметы, иногда люди, выражают основную идею о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера). - А теперь сравним, как определение басни дается в словаре Ожегова. Слайд 4. Учитель:- Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль – это мораль басни. - Вспомните, в басне «Стрекоза и муравей» какова мораль? (Ты все пела, это дело, так поди же, попляши…) КаКакая же тема сегодняшнего урока?
Басня Иван Андреевич Крылова « Слон и Моська»
ДавДавайте вместе подумаем, какие же опорные слова будут сегодня на нашем уроке. Какие понятия мы должны уточнить для себя на уроке. Слова: басня, мораль, «Слон и Моська», актуальность (вывешиваются на доску) – будут опорными словами на уроке.
|
| – Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова Игорь Ильинский. – Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром? Грамзапись. Слайды 5-9 |
6. Анализ текста | А теперь поработаем группами (2 группы) Слайд 10 Первая группа. Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы. 1. Где происходит действие? 2. Кто изображён на иллюстрации? 3. Назовите действующих лиц басни. (Действующие лица в басне: автор, Моська, Шавка) 4. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.) 5. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице, и, даже, не замечает Моську) Вторая группа. Прочитайте «по цепочке» басню. Используя выборочное чтение, ответьте на вопросы. 1. Какой вы представляете Моську? А слона? 2. Какой вы представляете Шавку? 3. Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське? 4 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….) 5. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..- 6. Что высмеивает И.А. Крылов в басне? А теперь все вместе подумаем, какова же мораль басни крылова «Слон и Моська»?
|
7. Обобщение | Учитель. - Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание. Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!?” (– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.) А теперь обратимся к опорным словам на доске и подумаем все ли мы смогли сделать за урок, что задумали. Итак, что же такое басня? Кто написал басню «Слон и Моська»? Какие доказательства вы можете перечислить мне, доказывая, что «Слон и Моська» - это басня? А встречаются ли в реальной жизни персонажи из произведений Крылова? |
8. Подведение итогов урока | Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше. – Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились. У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И. А. Крылова.(ответы учащихся) |
9. Домашнее задание | Запишите домашнее задание. Домашнее задание: . а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть. б) Раскрасить свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова. Урок окончен. |