Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Пугачёва Саратовской области имени Т.Г Мазура»
Конспект урока литературного чтения (слушания) в 1 классе («УМК «Начальная школа XXI века»)
Развитие восприятия художественного произведения. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
Учитель начальных классов: Васильева Е.М, высшая квалификационная категория
2017г.
Тема: Развитие восприятия художественного произведения. М.Пришвин «Лисичкин хлеб» Цели: Образовательные:
Формировать умение слушать и слышать художественное слово; способствовать развитию
связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;
активизировать словарь детей новыми словами;
уточнять представления детей о лесе, о птицах, о растениях;
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.
Формировать УУД:
Личностные: уметь высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
вырабатывать способность к самооценке.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь правильно называть произведение (фамилию автора, заголовок).
Уметь работать с текстом (создавать модель обложки, отвечать на вопросы, понимать основное
содержание произведения).
Уметь читать вслух слова, предложения и отрывки из текста.
Личностные:
Уметь высказывать свое отношение к произведению, его героям. Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие
в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Уметь проводить
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.{Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык
Ресурсы:
Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс. Хрестоматия (с. 66)
Рабочая тетрадь Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс.
Презентация, раздаточный материал
1 Организация.
- У нас на уроке гости. - Повернитесь к ним, пожалуйста и поздоровайтесь.
- Ребята, каждый урок литературного слушания - это новая встреча. - А с кем или с чем можно встретиться на уроке? (с новыми произведениями, новыми героями, с новыми писателями) - Сегодняшний урок не исключение. Наш ждёт встреча. Впрочем, сейчас вы всё узнаете сами. (открывается портрет)
-Кто это? ( М. Пришвин).
- Чтобы вспомнить о творчестве М. Пришвина .
Мы сыграем в игру «Я знаю»
-Я начну с себя. Я знаю, что он родился в обедневшей купеческой семье в селе Хрущёво Орловской губернии.
-Я знаю, он прожил 81 год.
-Я знаю, М. Пришвин любил много читать и путешествовать.
-Я знаю, что за годы своей жизни сменил много профессий. Был агрономом, охотником, учителем, директором школы.
-Я знаю, он очень любил свою Родину: леса, реки, птиц и зверей.
-А я знаю стихотворение М. Цуранова, которое будто написано о писателе М. Пришвине. Можно я его прочитаю.
М.Цуранов «Старик»
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек…
-Да, ребята, это удивительный человек. Посмотрите на выставку книг. Многие произведения вам уже знакомы.
-О чём и о ком пишет М. Пришвин?
(О природе, жизни животных, птиц)
-Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям – таким как М. Пришвин.
2. Постановка учебной задачи.
-Посмотрите у меня в руках книга.
-С каким новым произведением мы сегодня познакомимся? Кто автор?
-Сформулируйте тему урока ( М.Пришвин « Лисичкин хлеб»)
- Какую цель перед собой поставим на сегодняшнем уроке?
Мы будем знакомиться с произведением М.Пришвина «Лисичкин хлеб».
- Какие умения будем развивать на уроке чтения?
Будем развивать речь, память, внимание, умение правильно говорить, учиться читать.
-Как вы думаете, о чём может быть это произведение? - А как мы сможем проверить наши догадки, предположения? - Прочитать, послушать рассказ
3. Словарная подготовка .
В произведении встретятся сложные слова, непонятные слова. Для этого поиграем в игру «Мямлики и Шустрики»- Осмысление.
вы-кла-ды-вать – выкладывать
а-ро-мат-ный – ароматный
у-ди-ви-тель-ный –удивительный кос-тя-ни-ка - костяника
о-бо-мле-ла – обомлела (удивилась, ахнула)
ко-пу-ля- копуля
- Как вы думаете, что оно обозначает? (ласковое слово, обозначающее копуша, человек который долго возится)
до-чис-та – дочиста (ничего не оставляя)
-У меня в руках толковый словарь русского языка. Он может объяснить значение любого слова. Когда вам становятся непонятны слова, вы всегда можете обратиться за помощью к словарю.
4. Слушание аудиозаписи. Презентация.
- Сейчас, прослушайте аудиозапись произведения М.Пришвина «Лисичкин хлеб» - Слушайте и смотрите очень внимательно.
5. Беседа после первичного восприятия текста детьми.
- Понравилось ли вам произведение?
-Бывает ли, ребята, «Лисичкин хлеб»?
(для маленькой девочки Зины писатель как сказочник превратил обычный Чёрный хлеб, в необычный сказочный «Лисичкин». Ведь так здорово, в нашей обычной жизни верить во что-то чудесное.)
6. Физминутка
- А сейчас мы с вами немножко отдохнём и совершим небольшое путешествие в лес, в котором, возможно, мог бы быть М. Пришвин.
- Садитесь удобно, можно положить голову на парту, расслабиться и послушать звуки природы (аудиозапись звуков природы)
- В нашем классе вы заметили необыкновенную ёлку. На её ветвях не шишки и не новогодние игрушки, а ответы на мои вопросы. - Что было в тяжёлой сумке у рассказчика, когда он вернулся из леса? -Вспомните, о каких птицах шла речь в рассказе? Найдите. (на доске заполняется схема «Дары леса»)
- Найдите ягоды
- Какие травы принёс рассказчик?
-Что ещё он принёс? (смолу и грибы)
- Как вы понимаете выражение «Дары леса»? (то, что дал (подарил) лес).
5. Музыкальная физминутка с лисичкой. -У нас в гостях лисичка. Попросим её провести с нами физминутку. (Девочка в костюме лисы показывает движения) (слайд- лес)
6. Работа в группах
- Дальнейшая наша работа будет проходить в группах. - Вспомните правила работы в группе. (слайд)
1 группа: - Найдите «Зашифрованные слова»
2 группа: - Подберите поговорку, которая по вашему мнению подходит к рассказу. (Крепят на доску)
3 группа: - Восстановите разрезанную картинку. (Выдаются два конверта.) Чтобы проверить себя , вы откроете белый конверт. (В нём находится картинку, которую дети крепят на доску)
4 группа: (работает у доски) – В названии произведения есть хорошо знакомое вам слово «ХЛЕБ». Давайте вспомним, каким бывает ХЛЕБ. Вы подберёте карточки с ответом на вопрос «Каким бывает хлеб?» Выходите к доске. Работайте.
-Как нужно относиться к хлебу ?
Рефлексия
– Наш урок подходит к концу. Какую цель мы ставили перед собой? (Мы в начале урока ставили перед собой цель познакомиться с произведением М.Пришвина «Лисичкин хлеб»)
-Если вы считаете, что мы достигли целей урока. Поднимите зелёную сигнальную карточку.
– Чему учит нас произведение?
Игра «Правда- неправда» (сигнальные карточки)
-Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей»
- В лесу он поймал медведя?
-Охотник рассказал Зиночке про тетерева?
-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая, с хохолком.
-Ещё он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
- Под заячьей капустой лежал кусок батона?
- А Зиночка, когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала.
-Лиса отдала свой хлеб?
Зиночка съела этот хлеб?
Она поверила, что хлеб лисичкин?
- Предлагаю вам закончить предложение. (слайд)
Я познакомился с новым произведением…..
Я знаю его название……
Я знаю фамилию автора….
Я узнал новые слова. (Какие?)….
Меня это произведение научило .
- Ребята, вы сегодня молодцы, плодотворно поработали. За ваше трудолюбие, любознательность, старание – лисичка вам передала……. Как вы думаете что?...Да. хлеб! (корзинка с хлебом)
Рекомендаци для Д/з: чтение по ролям, чтение слов на стр……