Урок литературного чтения
Тема урока: «В.А. Осеева «Хорошее»
Цель: познакомить с рассказом В.А. Осеевой «Хорошее»; создать условия для развития коммуникативных качеств личности в процессе формирования навыка чтения на основе разнообразных упражнений; учить ориентироваться в тексте; воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям и животным.
Задачи:
Предметные:
- совершенствовать навык чтения целыми словами;
- учить правильно формулировать ответы на вопросы к тексту, развивать внимание к слову;
- развивать умение читать текст по ролям, стараясь передать нужную интонацию;
- развивать умение определять жанр произведения.
Метапредметные:
- регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу под руководством учителя, способствовать развитию навыков самоконтроля;
- коммуникативные: развивать умения формулировать точные, полные ответы;
- познавательные: способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
- личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться; уважать мнение одноклассников; оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, словарь, пословицы в конвертах, солнышки и лучики с хорошими и плохими поступками, клей, лист бумаги для письма, конверт.
Ход урока:
Организационный момент
Добрый день! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться!
Добрый день солнцу и птицам
Добрый день улыбчивым лицам!
Каждый становится добрым, доверчивым…..
Пусть добрый день длится до вечера.
- Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
– Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке.
- Какой раздел мы изучаем?
– « Я и мои друзья!»
- На прошлых уроках мы познакомились с творчеством В. А. Осеевой. Какой рассказ этой писательницы вы читали дома? Чему учит нас рассказ?
2.Проверка домашнего задания
Пересказ от лица Павлика
3. Формулирование учебной задачи урока
- Сегодня мы прочитаем ещё один рассказ В. А. Осеевой, обсудим проблемы, которые она поднимает, и подумаем, как надо себя вести в подобных ситуациях.
Слагаемые успеха:
- Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое вам необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам, диалог этот невозможен без усилий ума и сердца.
А) Игра «Предвидение»
-Прочитайте заглавие рассказа. О чём может идти речь в рассказе с таким названием?
-Как вы думаете, кто из писателей мог написать произведение с таким названием?
-Что вы знаете о жизни и творчестве этой писательницы?
1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой
- Ребята подготовили сообщение о творчестве этой писательницы, а вы послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чём она писала рассказы.
1 ученик:
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.
В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".
2 ученик:
Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)
3 ученик
Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.
Осеева прожила 67 лет.
- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
В.Осеева. (Из предисловия к книге:
Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)
-Чему хотела научить детей В.А.Осеева?
- О чём, о ком её рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках)
-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, прочитайте (на слайде)?
-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?
-Что означает слово «хорошо», "хороший"? (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)
2. Работа над рассказом "Хорошее"
1) Первичное чтение рассказа (учитель) (у детей учебники закрыты)
- Я прочитаю рассказ ,а вы подмечайте всё хорошее в этом рассказе.
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
1 остановка
-Предположите, что будет дальше?
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
2 остановка
-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
3 остановка
-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
2) Проверка первичного восприятия.
-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?
- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)
- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)
3) Чтение рассказа детьми
- А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?
- Откройте учебники на с. 34. Читаем по частям.
4) Гимнастика для глаз.
- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.
Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.
Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.
5) Анализ произведения. Выборочное чтение:
- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.
- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?
- В какое время суток происходит действие рассказа?
- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.
- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
- Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)
-А теперь посмотрим на его поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)
- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)
- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?
- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.
- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)
- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?
- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?
- В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».
-Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? (Чтобы дети сами догадались, что надо Юре сделать.)
- Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так и называется "Помогаем маме".
5) Физминутка
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
6) Работа в парах по характеристике Юры
- Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.
-Хотел ли Юра что-то сделать для себя?
-Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
-Кто такой герой?
А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)
-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.
-Что сестрёнка испытывает в этот момент?
-А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?
-О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?
(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
-Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?
-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?
-Какой же был Юра?
- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.
Смелый + |
Мужественный + |
трусливый |
Непослушный + |
послушный |
жадный |
вежливый |
весёлый |
Грубый + |
думающий о себе + |
внимательный |
Заботливый + |
Добрый + |
- Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.
7. Чтение по ролям.
- Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)
- Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)
- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)
- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)
- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)
- За автора читает -
за Юру –
за сестру –
за маму –
за няню –
за Трезора –
8.Работа с иллюстрацией.
– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.
9. Составление цитатного плана.
А. - На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?
- У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените номер. Слайд
1 «Вот если бы на няню…» 3
2 «Вот если бы Трезорка…» 4
3 «Что, если б моя сестренка…» 2
4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1
Б. Пересказ произведения одним учеником.
– Есть ли замечания или дополнения?
10) Работа с пословицами ( в парах)
- На уроках чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы.
- Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.
Вырасти –вырос, а ума не вынес.
За добро добром и платят.
Сначала думай, потом говори.
Век живи, век учись.
Добрый человек добру и учит.
11. Чтение рассказа «Старушка».
- А теперь я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите, почему его прочитали сразу после рассказа «Хорошее»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!
- Как вы думаете, почему этот рассказ прочитали сразу после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он тоже о хорошем поступке; хорошие дела можно делать каждую минуту, не важно, кому делать добро и когда)
- Почему мальчик так поступил?
- Какой характер был у мальчика? (добрый, отзывчивый.)
- А почему девочка задавала такие вопросы?
- Как бы вы поступили на месте детей?
V. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.
- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)
- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?
- А какие хотели бы совершить?
- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
- Какие доброе дело вы смогли бы сделать прямо сейчас для наших гостей? Поздравить с наступающим Женским Днём 8 Марта.
- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать?
-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?
-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?
-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?
-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»
-Да! Да! Да!
- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".
- Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их. СЛАЙД 9
VI. Домашнее задание
Пересказ от имени Юры. Если надо измените концовку текста.
VII. Выставление оценок
Рефлексия
В каждом из вас есть маленькая частичка доброты, как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Любовь доброго человека, доброе слово, его помощь согревает, как нежное весеннее солнышко. Представь и собери это тепло в свои ладошки, повернись к соседу, улыбнись, протяни свои ладошки и подари добро, передав его вместе с теплом своих ладошек (рукопожатие).