СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Этот материал может быть полезен учителям начальных классов. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост"»

Конспект урока литературного чтения по теме:

«Д.Н. Мамин–Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

3 класс УМК «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: познакомить учащихся со сказкой Д.Н. Мамина–Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного текста, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.

формировать читательскую компетентность учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, обогащать словарный запас детей, воспитывать доброту, милосердие.

Задачи урока: 

Образовательные:

-совершенствовать навыки выразительного чтения, а также чтения по ролям.

Развивающие:

 - развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.

Воспитательные:

 - поддерживать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.

Формирование УУД:

 - личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

 регулятивные действия: уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

 - познавательные действия: уметь прогнозировать содержание произведения, умение высказывать свое отношение к героям, их поступкам;

 коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу.

Оборудование: индивидуальные карточки с загадками, картинки с изображением зайца и волка, портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка из классной и школьной библиотеки, аудиозапись сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все читай, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

II. Актуализация знаний. 

  1. Работа у доски по карточкам.

Отгадайте загадки. Ответ запишите на доске.


Загадка 1.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета –
На зиму, на лето.


Загадка 2.

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...


Загадка 3.

Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

Как догонит - зубом щелк:

Белый - бедный, сытый -...


Загадка 4.

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.


На доске получилась запись: зайчик, зайка, волк, заяц.

- Какое из четырех слов вы считаете лишним, почему?

- Что вы можете рассказать о зайце? (Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится).

- А, что о волке? (Злой, серый, охотится на зайца).

 2. Объяснение происхождения слов «заяц» и «волк».

              Заяц – в переводе с старославянского языка означает «прыгун». И он действительно хороший прыгун. Задние лапы его почти вдвое длиннее передних и очень сильные, благодаря чему он может прыгать на несколько метров. Но он ещё и замечательный бегун. В случае опасности немедленно переходит к стремительному бегу и достигает скорости свыше 70 километров в час.

Распространены зайцы по всей Европе, в Малой Азии и Восточной Африке.

В России обитают зайцы нескольких видов, но самые популярные – заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-беляк живет в лесу, зимой он меняет свою окраску и становится белым. Заяц-русак – житель открытых пространств. На зиму он не белеет, а остается серым.

Для отдыха заяц устраивает неглубокую ямку среди густой травы, зарослей бурьяна, между ломтями пашни, причем ежедневно новую. Поэтому зайцу и нужен мех, который меняя свой цвет, делает зверька незаметным, а длинные ноги спасают его от многочисленных преследователей.

У зайца хорошо развит слух, который заблаговременно предупреждает его о приближении опасности. Большие ушные раковины имеют свойство подниматься, опускаться, поворачиваться в разные стороны, причем независимо друг от друга.

Зайцы могут видеть всё вокруг себя: их глаза расположены так, что обеспечивают им широкое поле зрения – 300–320°. Убегая, они, как правило, смотрят назад, поэтому нередко становятся добычей другого врага, который оказался на их пути.

На поиски пищи зайцы основном выходят ночью, а днем отдыхают.

Опрятные зайцы любят причесывать шерсть лапками, языком. Не боятся воды.

Зимой они нередко делают себе для отдыха неглубокую ямку, а то и нору в снегу. Во время сильного снегопада их иногда полностью засыпает снегом. Тогда они терпеливо лежат под теплым снежным кожухом и ждут, пока прояснится

              Волк – образовано от слова «волочить», т.е. «тащить». Волк – хищное животное. Он часто уволакивает, утаскивает домашний скот.


III. Самоопределение к деятельности.   Целеполагание.

- Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать? (О зайце и волке)

- Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.

(Будем читать Сказку про храброго зайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка и будем учиться оценивать поступки героев).

  -Да, вы правы. Сегодня мы прочитаем сказку об этих двух животных, которая называется «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Написал ее писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, который около 140 своих произведений посвятил детям. Они печатались в различных журналах и издавались отдельными книжками. Мы с вами познакомились с книгой этого автора «Аленушкины сказки» и еще не раз встретимся с его произведениями, которые, я уверена, вам понравятся и запомнятся.

- «Аленушкины сказки» - лучший сборник произведений Дмитрия Наркисовича для детей. В этот сборник входит и сказка про храброго зайца. 

  - Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.

IV. Знакомство с новым материалом.

Первичное чтение  (Чтение по частям с последующим разбором)

- Сейчас вы будете слушать сказку и ответите на вопрос

– Почему вдруг всем зайцам сделалось весело?

Учитель читает сказку  до слов «Кричат зайцы…»  

(Потому, что Заяц расхрабрился и стал хвастать, что не боится волка и съест его, если тот попадется)

- Предположите, что будет дальше? (варианты детей)

Чтение сказки до слов «Дальше случилась…»

-Насколько ваши предположения оправдались?

- Что значит язык у хвастуна точно примёрз? (Болтал и замолчал)

-Как вы думаете, чем же это закончится?

Чтение текста с. 185 до конца.

Верными ли были ваши предположения?

- Понравилась вам сказка? Чем понравилась?


Словарная работа.

душа в пятки – испытание сильного страха

приплелись – пришли медленно

подкрадываться – подойти тихонько

задал стрекача – быстро убежал

язык примёрз - замолчал


Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.


V. Беседа после чтения по содержанию текста

Каким изображён заяц в начале сказки?  (маленьким, трусливым)

-Найдите ответ на этот вопрос.   Прочитайте. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки)

-Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? 

(Это значит, он сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»)

-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?  (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться. Он хотел выделиться, чтобы его другие зайцы зауважали.).

-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Прочитайте отрывок из сказки.  (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого).

Что они говорили?  (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?)

- Прочитайте, как хвастался заяц.

(И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

 - Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…

 - Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.)

-Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?

Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?

(Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).

Что такое хвастовство?  (высказывания детей)

    - Что обозначает слово хвастать?

     Хвастать – желать прославиться чем-либо, врать, говорить неправду.    

- Как вы относитесь к хвастовству?

-Объясните свою точку зрения.

Почему волк решил съесть именно этого зайца?

(Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью)

Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

(Язык у хвастуна точно примёрз.)

 Прочитайте, как заяц убегал от волка?

(Задал такого стрекача.  Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).

- Как вы объясните выражение «задать стрекача», «замертво свалился»?


Дать (или задать) стрекача — стремительно убежать (фразеологизм)

Упасть замертво – упасть от сильной усталости, свалиться без сил.


  -Какие чувства он испытывал?  К чему был готов? (Чувства страха. Был готов умереть у волка в пасти)

- Какие чувства испытывали вы, читая эти строки?

Найдите пятый абзац на стр. 186 , прочитайте  про себя сказку до конца. Подготовьтесь к чтению по ролям.

 - Сколько лиц участвуют в этом эпизоде? (Чтение по ролям 3 человека: автор, зайцы, Храбрый Заяц)

- Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?

(Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)

- Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?

(Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал считать себя таким.) 

Вывод: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы. 

- Как автор называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?

(В начале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый)

   

VI. Работа с пословицами.

-Прочитайте. Как понимаете смысл пословицы:

Волка ноги кормят.

Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит.

          У страха глаза велики, чего нет, то и видят.

           

Ответы детей:

«Волка ноги кормят». Он хотел есть и пошёл искать себе добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – и будет сыт.

«Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

-К кому из героев сказки можно применить поговорку

«У страха глаза велики, чего нет, то и видят» (и волку и зайцу – Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него).

 Выберите самую точную пословицу, подходящую к теме урока

VII. Итог урока.

- Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)

- В чём мудрость этой сказки?

VIII. Рефлексия.

- А сейчас каждый сам оценит свою работу на уроке.

Поставьте смайлик на «Лесенку достижений» и покажите насколько вы довольны своей работой. (У лесенки три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы усвоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала!)

- Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится.

 IX. Домашнее задание.  

Читать и пересказывать сказку.