СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме "Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен 12 апреля и связан с темой "космонавтика"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра".»

Тема: Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.


Цели: познакомить с жизнью и творчеством писателя-фан­таста К. Булычева; заинтересовать его произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; отрабатывать навыки беглого вы­разительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование со­держания произведения, определение особенностей фантасти­ческих рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятель­ное составление фантастических рассказов; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вме­сте с учителем деятельности по изучению темы урока, оценива­ние своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — ответы на вопросы на основе фанта­стических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полно­мочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование: видеопроектор, слайд с речевой разминкой, карточки с заданиями, портрет Кира Булычева, иллюстрация из мультфильма «Тайна третьей планеты», https://resh.edu.ru/subject/lesson/3586/train/194527/ (основная часть – биография К. Булычева)


Ход урока

I. Организационный момент + речевая разминка

ТИМ ЧИР («кричалка» для поднятия духа)

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё....... (видят)

Уши внимательно слушают и всё......(слышат)

Голова хорошо......(работает)

II. Проверка домашнего задания

Конкурс синквейнов «Электроник».

III. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы научились различать фантастический рассказ (повесть) от сказки. Предлагаю проверить ваше умение, выполнив тест.

- Выберите из списка признаки фантастической повести, отличающей её от сказочной.

Присущи темы борьбы добра и зла

Главный герой - человек со сложным внутренним миром

Затрагивает духовный мир человека

Вымышленная развлекательно-познавательная история

Глобальные проблемы современности

Цепь событий, связанных с волшебством, превращениями, возникновением непреодолимых препятствий

Главные герои люди, животные и любые существа

Большое значение имеют научные открытия и технический прогресс

Активное вмешательство человека в законы природы

Сюжетная линия подчинена идее представить необычное как реальность

- Поделитесь вашими мыслями солноклассниками.

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

— Кому знакомы эти герои?

- Как зовут его героиню? (Алиса Селезнева.)

— Что вы о ней знаете? (Она из будущего, любит животных, ее папа — космобиолог, директор космического зоопарка — изучает и собирает животных по всей Галактике.)

— Написал историю об Алисе Селезневой Кир Булычев.

— Определите задачи урока. (Познакомиться с биографией автора; разобрать непонятные слова; подумать, какую основную мысль хотел выразить автор; развивать свою речь; уметь делать выводы)

V. Работа по теме урока

  • Знакомство с жизнью и творчеством Кира Булычева

Биография Кира Булычёва

- Предлагаю посмотреть видео и познакомиться с некоторыми сведениями об авторе. Смотрите очень внимательно.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3586/train/194527/ - основная часть

- Вставьте пропущенные слова при наличии лишних данных.

«Кир Булычёв родился в городе ________  18 октября ­­­­­­­­­­­­­­­­­­________  года. Настоящее имя ___________________________________________. В 10 лет он мечтал стать ____________. Затем его заинтересовали путешествия, жизнь в палатке, научные открытия. Путешествуя по Подмосковью, собирал   минералов и мечтал стать______­______ . Но Игорь Можейко закончил институт______________ . У него была дочь ______ .»

Слова для справки: Москве, 1934, 1945, Можейко Игорь Всеволодович, Кир Булычёв, художником, писателем, коллекцию, геологом, путешественником, иностранных языков, кинематографии, Алиса, Анна.

- Зачитайте, что у вас получилось

Физкультминутка «Я – ракета»

https://youtu.be/IsmOkj2iCZM

VI. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 150 учебника название отрывка, кото­рый мы будем сегодня читать. Не показалось ли оно вам странным?

  • Прогнозирование текста.

— Как вы думаете, о чем может говориться в таком произве­дении?

- Предлагаю совершить космическое путешествие и вместе с Алисой пережить это приключение.

  • Словарная работа

- Найдите соответствие между космическими терминами и их определениями.

Трюм

Пространство между днищем корабля и расположенной над ним палубой.

Иллюминатор


Общее помещение для обеда, совместного отдыха или офицерское собрание на корабле.

Кают-компания

Круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля.

Космокатер

изолированное от других отделений корабля, самолета какое-либо помещение

Отсек

катер, на котором можно путешествовать в космосе.

Бархан

прибор, применяемый как оружие для метания, выбрасывания горящей жидкости.

Огнемет


песчаный наносный холм в степях, пустынях.  

Ложбина


неглубокий овраг с пологими склонами.

  • Работа над отрывком из повести «Путешествие Алисы»

1. Первичное чтение по цепочке.

1 часть с. 150 до слов «И в этот момент мы услышали тихое благозвучное пение».

- Где нашли растения?

- Как они выглядели?

-Что услышали герои?

2 часть с. 151 до слов «Вид у Зелёного был испуганный, и борода развевалась, словно от ветра».

- Кто такой Зелёный?

- Откуда доносилось пение? Что это предвещало?

3 часть с. 152 до слов «Один за другим кустики последовали за своим предводителем».

_ Что же испугало механика Зелёного?

- Как изменились кустики?

- Как дальше развивались события, узнаем, продолжив чтение.

4 часть с. 154 до слов « … двинулись ко мне сомкнутым строем.»

- Как повели себя люди?

- Как повели себя растения?

Чем закончилась эта история, вы узнаете, дочитав текст до конца самостоятельно «жужжащим» чтением.

- Как удалось усмирить растения?

- Как Алиса догадалась, что им нужно?

- Можете ли вы сказать, что Алиса была находчивой, доброй, отзывчивой девочкой?

- Какие строки убедили вас в этом?

- В чём фантастичность этой истории? Что близко к действительности?

2. Закрепление изученного.

  • Беседа

- От чьего имени ведётся рассказ? Назовите остальных героев рассказа.

- Что понравилось и запомнилось в рассказе? Какой момент показался забавным, волнующим, самым напряжённым?

- Зачитайте отрывки, которые доказывают, что текст фантастический.

  • Самостоятельная работа. Составление синквейна. 

Алиса.

Любопытная, сообразительная.

Летает, знакомится, познаёт.

Алиса исследует космическое пространство.

Фантазёрка.

Учащиеся читают свои работы

V. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке количеством хлопков в ладоши.

Петь и хлопать в ладоши нравится многим, в особенности - детям, подросткам и молодым людям. А израильским ученым удалось доказать, что петь и хлопать в ладоши полезно для здоровья.

VI. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Захотелось ли прочитать книгу целиком?


Домашнее задание: перечитать отрывок, нарисовать иллюстрации к нему.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!