Тема: Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева; заинтересовать его произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических рассказов; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
Оборудование: видеопроектор, слайд с речевой разминкой, карточки с заданиями, портрет Кира Булычева, иллюстрация из мультфильма «Тайна третьей планеты», https://resh.edu.ru/subject/lesson/3586/train/194527/ (основная часть – биография К. Булычева)
Ход урока
I. Организационный момент + речевая разминка
ТИМ ЧИР («кричалка» для поднятия духа)
На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё....... (видят)
Уши внимательно слушают и всё......(слышат)
Голова хорошо......(работает)
II. Проверка домашнего задания
Конкурс синквейнов «Электроник».
III. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы научились различать фантастический рассказ (повесть) от сказки. Предлагаю проверить ваше умение, выполнив тест.
- Выберите из списка признаки фантастической повести, отличающей её от сказочной.
Присущи темы борьбы добра и зла
Главный герой - человек со сложным внутренним миром
Затрагивает духовный мир человека
Вымышленная развлекательно-познавательная история
Глобальные проблемы современности
Цепь событий, связанных с волшебством, превращениями, возникновением непреодолимых препятствий
Главные герои люди, животные и любые существа
Большое значение имеют научные открытия и технический прогресс
Активное вмешательство человека в законы природы
Сюжетная линия подчинена идее представить необычное как реальность
- Поделитесь вашими мыслями солноклассниками.
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Кому знакомы эти герои?
- Как зовут его героиню? (Алиса Селезнева.)
— Что вы о ней знаете? (Она из будущего, любит животных, ее папа — космобиолог, директор космического зоопарка — изучает и собирает животных по всей Галактике.)
— Написал историю об Алисе Селезневой Кир Булычев.
— Определите задачи урока. (Познакомиться с биографией автора; разобрать непонятные слова; подумать, какую основную мысль хотел выразить автор; развивать свою речь; уметь делать выводы)
V. Работа по теме урока
Биография Кира Булычёва
- Предлагаю посмотреть видео и познакомиться с некоторыми сведениями об авторе. Смотрите очень внимательно.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3586/train/194527/ - основная часть
- Вставьте пропущенные слова при наличии лишних данных.
«Кир Булычёв родился в городе ________ 18 октября ________ года. Настоящее имя ___________________________________________. В 10 лет он мечтал стать ____________. Затем его заинтересовали путешествия, жизнь в палатке, научные открытия. Путешествуя по Подмосковью, собирал минералов и мечтал стать____________ . Но Игорь Можейко закончил институт______________ . У него была дочь ______ .»
Слова для справки: Москве, 1934, 1945, Можейко Игорь Всеволодович, Кир Булычёв, художником, писателем, коллекцию, геологом, путешественником, иностранных языков, кинематографии, Алиса, Анна.
- Зачитайте, что у вас получилось
Физкультминутка «Я – ракета»
https://youtu.be/IsmOkj2iCZM
VI. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 150 учебника название отрывка, который мы будем сегодня читать. Не показалось ли оно вам странным?
— Как вы думаете, о чем может говориться в таком произведении?
- Предлагаю совершить космическое путешествие и вместе с Алисой пережить это приключение.
- Найдите соответствие между космическими терминами и их определениями.
Трюм | Пространство между днищем корабля и расположенной над ним палубой. |
Иллюминатор | Общее помещение для обеда, совместного отдыха или офицерское собрание на корабле. |
Кают-компания | Круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля. |
Космокатер | изолированное от других отделений корабля, самолета какое-либо помещение |
Отсек | катер, на котором можно путешествовать в космосе. |
Бархан | прибор, применяемый как оружие для метания, выбрасывания горящей жидкости. |
Огнемет | песчаный наносный холм в степях, пустынях. |
Ложбина | неглубокий овраг с пологими склонами. |
1. Первичное чтение по цепочке.
1 часть с. 150 до слов «И в этот момент мы услышали тихое благозвучное пение».
- Где нашли растения?
- Как они выглядели?
-Что услышали герои?
2 часть с. 151 до слов «Вид у Зелёного был испуганный, и борода развевалась, словно от ветра».
- Кто такой Зелёный?
- Откуда доносилось пение? Что это предвещало?
3 часть с. 152 до слов «Один за другим кустики последовали за своим предводителем».
_ Что же испугало механика Зелёного?
- Как изменились кустики?
- Как дальше развивались события, узнаем, продолжив чтение.
4 часть с. 154 до слов « … двинулись ко мне сомкнутым строем.»
- Как повели себя люди?
- Как повели себя растения?
Чем закончилась эта история, вы узнаете, дочитав текст до конца самостоятельно «жужжащим» чтением.
- Как удалось усмирить растения?
- Как Алиса догадалась, что им нужно?
- Можете ли вы сказать, что Алиса была находчивой, доброй, отзывчивой девочкой?
- Какие строки убедили вас в этом?
- В чём фантастичность этой истории? Что близко к действительности?
2. Закрепление изученного.
- От чьего имени ведётся рассказ? Назовите остальных героев рассказа.
- Что понравилось и запомнилось в рассказе? Какой момент показался забавным, волнующим, самым напряжённым?
- Зачитайте отрывки, которые доказывают, что текст фантастический.
Алиса.
Любопытная, сообразительная.
Летает, знакомится, познаёт.
Алиса исследует космическое пространство.
Фантазёрка.
Учащиеся читают свои работы
V. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке количеством хлопков в ладоши.
Петь и хлопать в ладоши нравится многим, в особенности - детям, подросткам и молодым людям. А израильским ученым удалось доказать, что петь и хлопать в ладоши полезно для здоровья.
VI. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Захотелось ли прочитать книгу целиком?
Домашнее задание: перечитать отрывок, нарисовать иллюстрации к нему.