Тема: Повествования, основанные на фольклоре (обобщение).
Уметь отвечать на вопросы по содержанию
Уметь распознавать отрывки из произведений «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Русалочка».
Знать содержания произведений «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Русалочка».
Знать смысл понятия «фольклор»
Знать к каким жанрам относятся произведения «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Русалочка».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационный этап | «Вот звенит для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись. » Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. На уроке нам понадобятся учебник литературного чтения, цветные карандаши. Проверьте, всё ли необходимое лежит на столе, уберите всё лишнее. | Приветствуют Садятся Проверяют готовность к уроку | |
Актуализация знаний | Сейчас я прочитаю вам несколько отрывков, а вы попробуете определить из каких произведений прочитанные мною отрывки. 1. Из какого произведения этот отрывок? 2. Из какого литературного произведения, был взят этот отрывок? Частью, какого произведения, является прочитанный мною отрывок? Каким одним словом можно назвать все эти произведения? Вспомните, что такое фольклор? Какие жанры устного народного творчества вы знаете? К каким жанрам мы можем отнести названные нами произведения? Знакомы ли мы уже с этими произведениями? | Илья Муромец и Соловей Разбойник Русалочка Садко Фольклор Устное народное творчество. Совокупность обычаев, обрядов, песен и др. явлений быта народов. Сказки, легенды, былины, загадки, считалки, поговорки. «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко» - былины «Русалочка» - сказка Да | |
Фиксирование индивидуальных затруднений | Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какие умения закрепим? Какие знания закрепим и систематизируем? | Обобщать и систематизировать знания по главе «Повествования, основанные на фольклоре». Умение отвечать на вопросы по содержанию Умение распознавать отрывки из произведений «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Русалочка». Знание содержания произведений «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Русалочка». Знать, к каким жанрам относятся произведения «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Русалочка». | |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Что мы должны сделать на уроке, чтобы обобщить и систематизировать все полученные знания при изучении главы: «Повествования, основанные на фольклоре». | Выполнить несколько заданий на повторение и закрепление содержания изученных произведений. | |
Этап реализации построенного проекта | Сегодня наш урок пройдёт в необычной форме. Мы устроим небольшие соревнования. Для этого мы поделимся на 3 команды. Выберите название каждой команды. В течение урока вы будете выполнять различные задания. При победе в конкурсе команда получает одну монетку. Та команда, которая получит больше всех монеток, побеждает в конкурсе. 1 Задание – Викторина К какому жанру устного народного творчества относится произведение «Садко» Назовите имя автора, написавшего сказку «Русалка» За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? Что морская ведьма в сказке «Русалочка» потребовала в уплату за свой напиток? На каком музыкальном инструменте играл Садко? К кому повёз Соловья-Разбойника Илья Муромец? Что должны были разрешить русалочке с наступлением пятнадцати лет? Чем хвалился купец Садко на собственном пиру? Что сделали сёстры русалочки, чтобы спасти её? Чем был опасен Соловей-Разбойник? Чем Садко хвалился перед Новгородскими купцами? Что увидела Русалочка когда поднялась на поверхность в первый раз? | Выбирают названия команд Былина Ганс Христиан Андерсен За, то что он разбил врагов под черниговом Голос Гусли Князю киевскому Владимиру Всплывать на землю Тем что его казны хватит на то, чтобы выкупить все товары в Новгороде Отдали свои волосы Свистом звериным Тем, что знает, как поймать золотую рыбку Трёхмачтовый корабль | |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 2. Задание – Угадай героя по описанию Талантливый гусляр, который отличается не только умением играть на музыкальном инструменте. Он щедр, имеет легкий доброжелательный характер, предельно честен, однако при этом он азартен и любит прихвастнуть. Владыка моря, многодетный отец. Он уже давно стал вдовцом, и владениями управляет его мать. Киевский князь, сидит в стольном граде Киеве. Не поверил словам Ильи, обвинив его в том, что Илья врет, якобы победив Соловья – разбойника. Молодой человек, который во время сильного урагана попадает в кораблекрушение, и начинает тонуть. Наблюдавшая за этим происшествием, девушка бросается его спасать. Юноша признается, что отдаст свое сердце той девушке, которая его спасла. Богатырь земли русской, сильный и бесстрашный. Решительный, мудрый витязь. Никогда не сворачивает с намеченного пути, всегда движется прямо, не избегая препятствий и опасностей. Является защитником земли русской, свято оберегая свой народ от нашествия врагов. Маленькая подводная обитательница, любознательная и умная. Получает право выплывать наверх океана, когда достигнет пятнадцатилетнего возраста. Когда увидела принца, влюбилась в него, спасла его от кораблекрушения. В «Русалочке» героиня, подарившая русалочке ноги, взяв себе ее чарующий голос. Сказочный герой, олицетворяющий собой все злые силы, является врагом и разрушителем. Главным его оружием, является могучий свист, от которого все валяться замертво. Бесстрашный, сильный завоеватель, уверенный и гордый. Погубил множество народа, проезжавшее мимо его гнезда. Морской владыка, который был очарован игрой Садко, помог ему разбогатеть, после, забрал к себе в глубины морские, чтобы наслаждаться игрой на гуслях, предложил в жены морскую девушку. | Садко Морской царь (Русалочка) Владимир – Ясно Солнышко (Илья Муромец) Принц (Русалочка) Илья Муромец Русалочка Ведьма (Русалочка) Соловей Разбойник Морской царь (Садко) | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 3. Задание Знатоки. Учитель раздаёт карточки с заданиями. Соедините слова и их значения. Палаты княжеские Кафтан Дружина Золотая Орда Сыть Косица | – верхняя одежда мужчин - висок, надбровье – большое богатое помещение – пища еда - княжеское войско в Древней Руси – Соседнее с Русью государство | | | |
Этап включения в систему знаний и повторения | Задание – Найди слова Сейчас вам нужно будет находить в тексте определённые слова героев и зачитывать их. Что отвечал Илья Муромец мужикам чергниговским, которые звали его в Чернигов воеводою? (стр. 56) Как поторапливал Илья Муромец своего коня по дороге к Соловью Разбойнику? (стр. 57) Какие слова говорил Садко хвастаясь на пиру? (стр. 68) Какие слова говорила бабушка внучке, рассказывая о том что нужно русалке, чтобы жить на земле среди людей. (стр. 79) Какие слова говорил принц, признаваясь в своих чувствах русалочке? (стр. 86) Что сказали сёстры русалочке в надежде спасти её? | | |
Рефлексия | Итак, ребята. Наш урок подходит к концу. Домашнее задание: Нарисовать наиболее понравившийся эпизод из этих трёх произведений на листе А4. Проанализируйте собственную деятельность на уроке используя начала фраз. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | | |