СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: "В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: "В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «В.Я. Брюсов – «Опять сон», «Детская»»


Предмет: литературное чтение

Тема урока: «Брюсов – «Опять сон», «Детская»»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


I. Цель урока (педагогическая): познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова

II. Планируемые образовательные результаты

  • Предметные результаты

  • сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

  • Личностные результаты:

  • расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает.

  • Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

  • формулировать учебную задачу урока, работать с текстом.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • отвечать на вопросы учителя.

III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • Технология проблемно-диалогического обучения;

  • Технология оценки учебных успехов;

  • Здоровьесберегающие технологии.

IV. Оборудование: мультимедийная презентация, учебник литературного чтения, карточки с рефлексией.




Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют

  1. Актуализация знаний. Постановка зачач

– Сегодня мы открываем новый раздел.

– Как он называется? (Поэтическая тетрадь.)

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? ( Мы будем читать о детях. Здесь мы будем

читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».)

Предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы? (В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью)

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради. Прочитайте тему урока.

– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

– Определите задачи урока.(Познакомиться с творчеством В.Я.Брюсова, с его биографией, учиться правильно, выразительно читать, анализировать стихотворение)

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией
В. Я. Брюсова

Отвечают на вопрос


Отвечают на вопросы












  1. Подготовка к первичному чтению

Знакомство с жизнью и творчеством В.Я.Брюсова.


БРЮСОВ  Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.  Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье.    

Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта.

Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).  

В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.  

Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др.

В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М.Горький назвал Брюсова "самым культурным писателем на Руси". 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.


Внимательно слушают

  1. Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем и проведем все вместе физминутку (видеоролик).


Проводят физкультминутку

  1. Знакомство с произведениями и их анализ

Чтение стихотворения «Опять сон» учителем (с. 68 – 69)

- Почему стихотворение называется «Опять сон»?

– Какие картины вам представились?

Прочитаем его еще раз.

Словарная работа.

- Объясните значение слов:

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Гиппопотам – бегемот.

Утес – высокая скала.

Ворох – куча, груда.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком (неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.


- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно про себя. (Самостоятельное чтение стихотворения про себя).

– Кто является героем стихотворения? Кому снится сон?

– Можно ли предположить, что мальчик делает перед сном? Докажите.

– Какие звери живут в его сне?

– Каких проделок сказочного змея боится мальчик?

– Найдите строки, которые описывают дебри.

– Что вы ощущаете, когда читаете эти строки?( Тревогу)

– Из-за чего возникает это чувство?

– Понаблюдайте за тишиной стихотворения. Какими звуками она передается?(Звук травы, камыша, шаг гиппопотама, шорох, шелест листьев, хруст веток)

– Где мальчик искал спасения от своих страхов?(На утёсе)

– Какие слова рассказывают о том, что и там ему неспокойно?( «Но виденья старых басен…»)

– Каким, словом сам мальчик называет своё состояние? (Слабый)

– Чем вызван страх? (неизвестностью.» ведь кто же знает…»)

– Найдите эти строки, прочитайте.

– Прочитайте два последних четверостишия. С какой интонацией ты прочитаешь короткие предложения?

– Где сделать паузу? Почему?

-– В чем главная мысль этого стихотворения?

- Подумайте, почему в 1й строфе лирическому герою снятся дебри? (Дебри – это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее).

- Давайте посмотрим, что происходит с лирическим героем во второй строфе. Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим? (о человеке).

- Какой прием использует поэт? (олицетворение).

- Как вы думаете, почему использовался этот прием? (Символисты верили в то, что природа живая).

- Как вы понимаете выражение «огненный змей» из 4й строфы?

- Змей буквально переводится – ползущий по земле, «огненный змей» - огонь, ползущий по земле. Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ?



- А теперь давайте познакомимся со стихотворением «Детская»

Чтение стихотворения «Детская»

- Почему стихотворение называется «Детская»?

- Какие картины вам представились?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Весёлым, задорным)


Работа над стихотворением «Детская».

Прочитаем его еще раз.


– Почему стихотворение называется детская? Найдите ответ в тексте


-В какое время года происходит действие?


- О какой игре рассказал поэт? (Палочка-выручалочка или догонялки, пятнашки)


-  В какие игры вы любите играть?


- На что похоже стихотворение? (на считалочку)

– Какие строки нам это подсказывают? (Раз, два, три…)

– Какую игру называет поэт вечерней в стихотворении «Детская»?(« Палочка-выручалочка вечерняя игра»)

– Чего не догнать бегом? («Бегом тени не догнать»)

– Между чем надо вертеться?

- А как вы думаете, кто главные герои стихотворения? (дети шумные, озорные, веселые и беззаботные).


Внимательно слушают

Отвечают на вопросы




Выполняют задание











Выполняют задание



Отвечают на вопросы


















Отвечают на вопросы



- Теперь давайте прочтем стихотворения выразительно (читают минимум 2 на каждое).


- Ребята, перед вами лежат таблицы, вам их нужно заполнить. Работаем в парах.

- Сравнение двух произведений (по вопросам, в таблице по критериям)




«Опять сон…»

«Детская»

Тема

(Сон)

(Игра)

Настроение

(Мрачное, тревожное, сонное)

(Веселое, игривое).

Темп чтения

(Медленный)

(Быстрый)

Пейзаж (что представляете?)

(Ночь, высокие деревья)

(Вечер, но на улице светло, теплый летний день, дети играют)

Ваше мнение



Выполняют задание



8. Домашнее задание

Уч. С.68-70 выразительно читать


9. Итог урока

– Давайте вернемся к нашим задачам, все ли мы выполнили?

Познакомиться с творчеством В.Я.Брюсова, с его биографией,

учиться правильно, выразительно читать,

анализировать стихотворение.

– Как называются произведения, которые мы читали?

– Отличаются ли они друг от друга?

– Что нового вы сегодня узнали об авторе?

– Что было самым интересным на уроке?


Отвечают на вопросы


10. Рефлексия

- А теперь я предлагаю оценить свою работу на уроке.

– Закончите одно из предложений на доске:

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!