Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Конспект урока
литературного чтения в 3 классе на тему:
«СОЧИНЯЕМ ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ»
Серая Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
Севастополь
2018
Тема. Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Цели: обучать учащихся сочинению волшебных сказок; повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Оборудование: рабочие тетради; карточки с планом содержания проекта.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться сочинять волшебную сказку на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.
Предметные: Ученик научится: сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
Метапредметные:
Познавательные УУД: проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении
Познавательные УУД: определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения
Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения (7−8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
Личностные УУД: Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей урока
- Прочитайте стихотворение.
Недаром дети любят сказки.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
В. Берестов
- О чем это стихотворение? Как вы поняли эти строчки?
На прошлом уроке мы обобщили полученные знания по изучаемому разделу. Сегодня проверим и оценим ваши достижения. Начнем готовиться к созданию проекта «Сочиняем волшебную сказку».
III. Работа по теме урока
Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество»
(Работу выполняют в рабочей тетради.)
- Разгадайте кроссворд на с. 51 учебника. Выпишите слово, которое получилось в выделенных клетках по вертикали. (Фольклор - в пер. с англ. «народная мудрость, знание».)
- Найдите виды устного народного творчества. Лишнее вычеркните.
Песня, потешка, рассказ, сказка, литературная сказка, прибаутка, басня, стихи, повесть, заклички, пословицы, пестушки, считалки.
- Дополните текст необходимыми словами.
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает свое отношение к....
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с ... времен, живут в нашем родном языке и ....
- Напишите признаки сказки. Сказка - ...,...,...,....
- Узнайте произведение по группе слов.
1) Иванушка, Елена Прекрасная, конь, перстень, терем.
2) Иван-царевич, Елена Прекрасная, Жар-птица, Серый Волк, царь Берендей.
- Какие слова пропущены в названии сказки? Допишите их. ... Аленушка и... Иванушка.
- Назовите зачины и концовки.
- Напишите, какие волшебные предметы вы знаете.
- Чему учат нас сказки? Приведите пример.
IV. Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
V. Работа над проектом
Сегодня вы приступаете к созданию проекта «Сочиняем волшебную сказку».
- Как вы думаете, как нужно организовать работу? С чего начать? (Высказывания детей.)
Примерный план работы:
1. Определяемся, какой будет ваша сказка. (Волшебной.)
2. Вспоминаем ее признаки.
3. Придумываем главных героев сказки, сюжет.
4. Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.
5. Записываем ее.
6. Придумываем конец сказки. Не забываем использовать слова и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.
7. Придумываем иллюстрации к сказке.
(Дети начинают работать над сказкой. Продолжают дома)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
VIII. Домашнее задание
Работа над проектом «Сочиняем волшебную сказку».