СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Литературного чтения Тема: Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности на примере рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности на примере рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Литературного чтения Тема: Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности на примере рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле».»

Конспект урока литературного чтения в 3-А классе, 09.04.2025

Урок № 112 Учитель: Шишкина Н.А.

Тема: Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности на примере рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с произведением А. П. Платонова.

  2. Выявить и обсудить важные человеческие качества, отраженные в рассказе.

  3. Развивать навыки анализа текста и критического мышления, навыки выразительного чтения.

  4. Воспитывать уважение к честности, стойкости и ответственности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, презентация, мел для записи на доске, наглядный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие, настрой на урок. На партах цветы, выберите один из цветков и покажите какое у вас настроение? Роза голубая –символ загадки и стремления к чему либо; подсолнух – оптимизм на успех; лилия белая - символ грусти и печали; тюльпан жёлтый – радости, восхищение и доброжелательность.



  1. Проверка домашнего задания.

    1. Обсуждение прочитанного дома отрывка из рассказа.

    2. Вопросы к классу:

      • Как звали главных героев? Опишите главных героев рассказа.

      • Что хотели сделать герои?

      • Почему мальчики не осуществили свою задумку по мнению мамы, папы?

      • Почему на самом деле не получилось осуществить задуманное у главных героев?

  2. Сообщение темы и целей урока.

Тема: Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности на примере рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле».

Какие цели мы поставим перед собой?

- Познакомиться с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле».

- Определить и обсудить важные человеческие качества.

- Будем анализировать текст.

- Развивать навыки выразительного чтения.

  1. Вступительная беседа.

Сведения об авторе: краткая биография А. П. Платонова, его вклад в литературу. Рассказывают дети заранее подготовившие биографию писателя.

Андрей Платонович Платонов (Климентов) — русский советский писатель начала XX века. Родился 20 августа 1899 года в Воронеже. Семья будущего писателя была рабочей: отец был машинистом паровоза, слесарем в железнодорожной мастерской, мать — домохозяйкой. В семье было 11 детей, Андрей был самым старшим.

Обучение Платонов начинал в церковно-приходской школе, продолжал в четырёхклассной городской школе. Чтобы помогать семье, писатель много работал: был помощником машиниста, литейщиком, подсобным рабочим, слесарем.  

В 1918 году начал учёбу в Воронежском политехникуме, но не окончил обучение, потому что в 1919 году ушёл добровольцем участвовать в Гражданской войне. Именно на войне Платонов начал писать — работал военным корреспондентом.  

В 1922 году женился на сельской учительнице Марии Александровне, у них родился сын, которого в честь деда назвали Платон.  

Творческий путь Платонова был непростым. Первая книга «Электрификация» вышла в 1921 году, затем появился сборник стихов «Голубая глубина», который получил положительные отзывы.  

Расцвет творчества приходится на 1927–1930 годы, в это время созданы самые значимые романы — «Котлован» и «Чевенгур». Затем писатель получил отрицательный отзыв Сталина, и его произведения перестали публиковать.  

Во время Великой Отечественной войны Платонов снова работал корреспондентом. Он так и не был признан при жизни, лишь после смерти к Платонову пришла литературная слава. Писатель умер 5 января 1951 года. 

V. Физкультминутка.

Встать из-за парт, потянуться, сделать несколько наклонов и круговых движений руками.

- «Давайте представим, что мы цветы, распускающиеся на солнце!»

VI. Знакомство с произведением.

Прослушивание дикторского чтения.

VII. Проверка первичного восприятия текста.

Вопросы к классу: «Кто главный герой? Какие качества он проявляет?».

- В каких поступках проявляется его доброта, внимательность, упрямство, настойчивость?

VIII. Словарная работа.

  1. Объяснение сложных слов из текста:

«осерчал»- просторечное слово, означающее «рассердился», пришёл в состояние раздражения, негодования, гнева.

«смежать»- смыкать, закрывать, сближать или соединять края.

«гребешок»- расчёска с частыми мелкими зубьями. 

IX. Речевая разминка.

1. Упражнение на развитие речи:

- "Сейчас я буду называть цветы, а Вы будете говорить, какие чувства или качества они могут символизировать. Готовы?"

Роза — "Что символизирует роза?" (Ответы детей: любовь, страсть, красота).

Подсолнух — "А подсолнух?" (Ответы: радость, солнечное настроение, верность).

Лилия — "Что Вы думаете о лилии?" (Ответы: чистота, невинность, спокойствие).

Тюльпан — "А тюльпан?" (Ответы: весна, надежда, дружба).

- "Теперь давайте поиграем в игру! Я буду называть цветок, а Вы должны быстро придумать предложение, в котором будет это слово и какое-то человеческое качество. Например: 'Роза — это символ любви, как мама любит своего ребенка.'"

- "Отлично! Вы все справились! Теперь, когда мы настроились на тему цветов, давайте перейдем к чтению произведения — рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле». Он поможет нам понять, как цветы могут отражать важные человеческие качества."

2. Речевая разминка.(слайд)

Физкультминутка.

X. Первичное восприятие текста.

  1. Чтение рассказа «Цветок на земле» (вводное чтение, чтение по цепочке предложениями, выборочное чтение абзацами).

  2. Обсуждение первых впечатлений: «Что запомнилось? Какие эмоции вызвал текст?»

XI. Выразительное прочитанного текста.

Чтение диалога(чтение по ролям).

XII. Проведение различных видов творческих работ.

  1. Работа с пословицами:

«Честность — лучшая привычка» означает, что привычка говорить правду уберегает от необдуманных поступков, в то время как от лжеца можно ждать чего угодно.,

«На добром слове и камень растет» если по-хорошему относиться к людям, то даже самый чёрствый человек «растопится», подобреет.,

«Стойкость гору берёт» может означать, что сила духа и воля человека позволяют ему преодолевать трудности и достигать успеха в сложных ситуациях.

— обсуждение их значения.

XIII. Обобщающая беседа. Итог урока.

  1. Обсуждение: Какие качества героев рассказа важны для нас в жизни? Как мы можем проявлять их в повседневной жизни?

  2. Выполнили цели которые поставили в начале урока?

XIV. Домашнее задание. С.129-135 читать, пересказывать.

  1. Написать небольшое сочинение на тему: «Как я проявляю честность, стойкость и ответственность в своей жизни».

  2. Подготовить одну пословицу о человеческих качествах и объяснить её значение .

  3. Выполнить рисунок к тексту.

XV. Рефлексия.

А теперь какой вы покажете цветок? Какое у вас сейчас настроение?

Урок окончен. Спасибо!