2.Подготовка к первичному восприятию | 1.Создать эмоциональный настрой для воспроизведения произведения. 2.Оживить жизненный опыт детей. | Метод: словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентация, выставка книг) Средства: презентация | - Какой раздел вы начали изучать? - С какими авторами вы уже познакомились? - Какие произведения В. Берестова вы прочитали? - А какое произведение Э. Мошковской вы прочитали? - Какое произведение В. Лунина вы прочитали? - А какое произведение Н. Булгакова вы прочитали? - Какое произведение Ю. Ермолаева вы прочитали? - Ребята, какое вам было задано домашнее задание? - Кто готов? Выходи к доске. - Сегодня мы познакомимся с еще одним автором Валентиной Александровной Осеевой. - Сейчас я расскажу. Слушайте внимательно потом будут вопросы. - Валентина Александровна Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в городе Киеве. И жила она больше 120 лет назад. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят. Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей: «Рыжий кот», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». - Поднимите руку, кто уже читал какие-нибудь произведения Валентины Осеевой? Какие? - Когда и где родилась Валентина Осеева? Сколько лет назад она жила? - Кем она мечтала стать в юные годы? - Кем же работала Валентина Осеева? - Чем она занималась в свободное время? - Ребята, посмотрите на доску перед вами выставка книг Валентины Осеевой. - Какие рассказы вы видите? - Сейчас я вам кратко расскажу про каждую из книжек. - Первая книга называется «Синие листья». В рассказе «Синие листья» девочка несколько раз просила у подруги зеленый карандаш, но та ей отказывала, но затем все-таки дала с недовольством, девочка подумала и не взяла. Раскрасила листья на дереве синим карандашом. Учительница в школе спросила, почему листья синие? А чтобы узнать почему девочка так поступила, можете взять в библиотеки книгу и прочитать. - Вторая книга называется «На катке». Автор в данном произведении рассказывает о мальчике Вите, который, катаясь на коньках и при этом, совершая различные «фокусы», (чтобы произвести впечатление) случайно наскочил на девочку. Другие дети увидели, что мальчик Витя ей помогает и, начали подшучивать. А вот поступок у мальчика был необычный. Если вам стало интересно, то потом можете прочитать. - Третья книга «Плохо». История о мальчиках, которые видели, как собака нападает на котенка, но ничего при этом не сделали. Кто же спас котенка? Это можно узнать, прочитав книгу. - Четвертая книга «Просто старушка». Рассказ о мальчике, который помог незнакомой старушке подняться, так как она упала. А его школьная подруга сильно удивилась, что он помог незнакомому человеку. Почему же девочки удивились вы узнаете, когда прочитаете это рассказ. - Книги, которые есть на выставке я взяла в школьные библиотеки. Кто захочет прочитать их можно будет прийти и взять. - Все книги вы можете посмотреть после урока на перемене. - А сегодня на уроке мы познакомимся со рассказом «Волшебное слово» | - «Я и мои друзья» - В. Берестов, Э. Мошковская, В. Лунин, Н. Булгаков, Ю. Ермолаев. - «За игрой», «Гляжу с высоты…». - «Я ушел в свою обиду…». - «Я и Вовка». - «Анна, не грусти!». - «Два пирожных». - Дома нам нужно было подготовить пересказ от лица Оли. Выходит к доске и рассказывают пересказ. Слушают слово об авторе. Отвечают на вопросы - Валентина Осеева родилась 15 апреля в Киеве. И жила почти 120 лет назад. - В юные годы она мечтала стать актрисой. - Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. - В свободное время она писала сказки, стихотворения и рассказы. Слушают учителя. |
4.Проверка первичного восприятия | 1.Дать возможность поделиться учащимся впечатлениям. 2.Выявить качества восприятия текста. | Метод: словесный (беседа) Средства: учебник, презентация | - Как назван рассказ? - Кто является главным героем? - Какие герои нам встретили в рассказе? Назови их. - Какие чувства вы испытали при просмотре мультфильма по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»? - Итак, ребята, так о каком волшебном слове говорится в рассказе? -Верно, о слове «пожалуйста» - Кто рассказал Павлику об этом слове? Словарно-лексическая работа. - Ребята, вы прослушали рассказ, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. - «Чуть не поддал хорошенько». Как вы думаете, что это значит? - Верно, а как вы думаете, что означает слово «стряпает»? Физкультминутка: - А сейчас должны отдохнуть немного наши глаза. | - Рассказ называется «Волшебное слово» - Главный герой Павлик - В этом рассказе есть еще старик, бабушка, сестра Ленка и брат. - Грусти, переживания, доброты и волшебства. - В рассказе говорится о слове «пожалуйста» - Старик. - «Чуть не ударил». - «Готовит» |
6.Анализ произведения | 1.Углубить восприятие произведения, помочь освободить его идею. 2.Формировать читательские умения. | Метод: словесный (беседа), наглядный (иллюстра- ция) Средства: презентация, учебник | - Ребята, давайте сейчас разделим рассказ на части. Кто попробует определить 1-ю часть? - Как мы назовем эту часть? - Хорошо, давайте прочитаем эту часть по цепочке, по абзацу. - Ребята, как повел себя Павлик при встрече со старичком? Найдите слова в тексте, которые бы выражали его настроение? - Верно, мальчик был очень злым. Вежливо ли он повел себя со старичком? Почему? - А можно ли так вести себя со старшими? Почему? - Да, так поступать нельзя, иначе вы покажите себя очень невежливым и невоспитанным человеком. - Кто определит 2-ю часть и даст ей название? - Молодец, давайте продолжим чтение по цепочке. - Ребята, найдите в тексте слова, где говорится о том, как нужно произносить волшебное слово. Кто прочитает? - А как вы думаете, почему это слово нужно произносить именно таким образом? - Хорошо, давайте определим следующую часть рассказа. Кто попробует и даст название? - Замечательно, почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа и почему выполняли их после помощи старичка? - Да, они поняли, что Павлик может быть воспитанным и хорошим мальчиком, поэтому стали ему помогать. - Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова? -Ребята, а сейчас вы поработаете в парах, у вас будет 2 задания (на слайде): 1. Обсудить с соседом, действительно ли старичок был волшебником? Почему? 2. Определить сколько всего героев в рассказе и описать характер каждого. - Я даю вам 2 минуты на обсуждение. - Итак, время вышло, кто готов ответить на 1 вопрос? - Хорошо, кто ответит на 2 вопрос, сколько героев в рассказе? - Верно, как вы думаете какой характер у старичка? - Как нужно читать строчки, где есть его слова? - Кто попробует так прочитать? - Павлик, какой он? - Как нужно читать строки в начале о нем? - Подтвердите текстом. - А теперь, найдите слова, где Павлик использует волшебное слово, как нужно их читать? - Подтвердите текстом. - Хорошо, сестра Лена, как вы думаете, она из жадности не давала краски? - А когда Павлик использовал волшебное слово, как повела себя Лена, кто прочитает? - Как выглядело лицо бабушки, кто прочитает? - А как ее лицо изменилось после слова «пожалуйста»? - Ребята, а почему же брат не брал с собой Павлика на лодке кататься? - Верно, найдите слова, где брат согласился его взять с собой, кто прочитает? - И последний герой – автор, как нужно читать его слова? - Хорошо! | Делят рассказ на части 1)«Маленький старичок… А почему вы все спрашиваете?» -Знакомство старичка и Павлика Читают рассказ. - Он был злым и сердитым. «Сердито буркнул, сердитое лицо, сжал кулаки, крикнул» - Нет, он был грубым, кричал на старичка. - Нет, так как это невоспитанно. 2) «Я хочу тебе помочь…Он вскочил и побежал домой». Ее можно назвать «Помощь старичка». Читают рассказ. - «Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь» - Его надо произносить не спеша, не очень громко, потому что оно волшебное, оно помогает нам вежливо о чем-то попросить. 3) «Лена сидела за столом…остались начерченные зонтиком непонятные знаки». Ее можно назвать: «Сила волшебного слова» - Он был грубым, не использовал слово «пожалуйста». А потом он начал его говорить, родные поняли, что он добрый и вежливый. -Да, людям будет приятно с ним общаться, он будет казаться вежливым, все хотят помогать такому человеку. Работают в парах. Анализируют образы героев. - Нет, старичок не был волшебником, он был обычным человеком, но очень вежливым и воспитанным, и знал волшебные слова. - 6 героев: старичок, Павлик, Лена, бабушка, брат и автор. - Добрый, вежливый, воспитанный. - Спокойно, не громко, рассудительно. Читают слова старичка. - Сначала он злой и сердитый, а затем тоже становится добрым и воспитанным. - Громко, со злостью. Читают слова Павлика. - Тихо, спокойно, вежливо. Читают слова Павлика. - Нет, она не жадная, просто Павлик очень грубо просил. Читают строки о Лене Читают строки о бабушке - Павлик грубо просил его, а брат думал, что и на лодке Павлик будет плохо себя вести. Читают строки о брате. - Спокойно, повествовательно. |