СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное слово»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

2-Д класс

                                                            Конспект урока по литературному чтению                                                                                                                                                                            

Тема урока: Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное слово»

Задача урока: обучение анализу художественного произведения.

Цели:

Предметные:

продолжить знакомить детей с произведением  «Волшебное слово», формировать представление о добре и отзывчивости.

 

Метапредметные:

 развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения; умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению.

 

Личностные:

 прививать интерес к чтению; воспитывать нравственное поведение, культуру общения, вежливость, развивать коммуникативные навыки общения.

 

 

Тип урока: работа с художественным текстом.

 

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки с вопросами  заданиями для работы в парах,  солнышко, лучики (с добрыми словами ), сердечко, разноцветные лучи (красные, розовые, желтые)

 

 

  1. Оргмомент

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята! Начать наш урок я хочу такими словами.

  -Доброе утро! Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро пусть длится до вечера!

- Ребята, повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь!

Вы сейчас поделились хорошим настроением  друг с другом. Ведь улыбка – это лучик добра. Я желаю вам хорошего настроения и дружной работы.

Слайд 2

  1. Речевая разминка.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!»- я кричу.

 

- Прочитайте стихотворение про себя; шёпотом.

- Прочитайте в полный голос и  выразительно.

- прочитать  с чувством гордости, торжества.

- прочитать спокойно, а словосочетание « С добрым утром» выделите голосом.

- с  вопросительной интонацией.

- рассказать стих – е  наизусть 

 

3. Определение темы и цели урока.

3.1. - Ребята, а  какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу.

- Для чего  мы говорим  эти слова?

 

3.2. Сейчас   поиграем в игру «Доскажи словечко»

 Закончить стихотворение.

Кто знает ответ – поднимает руку.

(Подготовленные  дети читают стихи.  Ребята получают,  записанные на листочках - лучиках,  угаданные слова)

Встретив зайку, ёж-сосед,

 Говорит ему: «…»   (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»   (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»   (Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»   (Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

 

-  Прочитайте слова, которые вы сказали.

- Как  называют такие слова? (вежливыми)

 (Волшебными)

- Почему они волшебные? (помогают нам, людям)

(ребята выходят к доске и прикрепляют к солнышку лучики со словами: привет, здравствуй и т.д.)     

 

- С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше.

Поэтому девизом к нашему уроку будут слова: «Волшебное слово помочь всегда готово».

 (Девиз записан  на доске.)

- Попробуйте определить тему нашего урока. (Продолжим работу над  произведении В. Осеевой «Волшебное слово».  Слайд 3

Цель нашего урока-поговорить о волшебных словах и понять, как они действуют на людей. В конце урока ответим на вопрос

«Может ли слово быть волшебным?»

Слайд 4.

4.Работа по тексту.

4.1.Работа с иллюстрацией   с.88

- Кого вы видите на иллюстрации?

- Что делает старик? Павлик?

- Найдите и зачитайте строки из текста, которые можно отнести к этой иллюстрации.

4.2. Работа по тексту

- О ком этот рассказ?

- Каким мы видим мальчика в начале рассказа?

(Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.)

Слайд 5.

- Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)

- Нравится ли он вам? (Нет).

- Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)

- Что случилось с Павликом? ( поссорился с родными). Почему поссорился?

- Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)

- Кто помог Павлику? (Старик).

- Как выглядел старик?

- Что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).

- Напомните мне, пожалуйста, Как нужно говорить это волшебное слово?

- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал).

5.Физминутка.

5.1. музыкальная.

5.2. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, вы должны их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слово, то выполнять действие не нужно:

- Пожалуйста, сделайте вдох и выдох.

- Руки на пояс.

- Пожалуйста, положите руки на пояс.

- Руки вверх!

- Выполните 3 раза приседания.

- Попрыгайте, пожалуйста, как зайчики.

- Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза.

- Пожалуйста, сядьте на свои места.

Пожалуйста! Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

 

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

 

6. Работа в парах. Выборочное чтение.

- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в произведении  и прочитайте эти строчки.

1 пара: Найдите строчки, подчеркните и  прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)

Слайд 6.

- Павлику нужны были краски? А зачем он их попросил у сестры?

2 пара: Найдите строчки, подчеркните и  прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.

(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).

 Слайд 7.

Давайте прочитаем по ролям Как Павлик просил пирожки у бабушки?

3 пара: Подчеркните строчки и прочитайте, почему  старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?

(За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).

- Как вы думаете, зачем побежал Павлик  на улицу в сквер?

4 пара: Как называл Павлик  старика, вспоминая его про себя?

- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово?

 (Оно становилось хорошим и добрым).

 

- Можно ли старика назвать волшебником? (Можно) Почему?

(Потому что он помог мальчику стать добрым)

- Найдите строчки и прочитайте, каким стал мальчик, после общения со стариком?

(Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил)

Слайд 8.

 - Кто на самом деле творил чудеса? (Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»)                                              

- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?

- Что для этого нужно?

(Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми.

волшебные слова действительно существуют, надо чаще  говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.)

7.Работа с пословицами в паре.

(Собрать пословицы и объяснить их смысл)

- Из частей пословиц соберите целые и подумайте,

какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

 

Добрый человек….. добру и учит.

За добро….. добром и платят.

Что посеешь, ….то и пожнешь.

- К кому из героев рассказа их можно отнести?

8. Подведение итогов урока.

- Может ли слово быть волшебным?

 - Как они (волшебные слова)  действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)

- С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? ( Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать)

- Так в чем состоит главная мысль рассказа? (нужно быть вежливым, воспитанным)

- А вы не забываете быть вежливыми?

9. Рефлексия

Игра «Добрый круг»

 -Давайте передадим  вот это сердечко по классу и произнесём друг другу какое - нибудь  доброе слово.

Слайд 9.

Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу. 

 

У вас на столе солнечные лучики-«зайчики»

  • Красные солнечные лучики «зайчики» - я уважителен и доброжелателен к людям,
  • Розовые солнечные лучики «зайчики» - я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
  • Желтые  лучики «зайчики» - мне трудно быть уважительным и вежливым.

 

10. Выставление оценок

11. Д/з Пересказ от лица Павлика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!