4.1 Знакомство с биографией писателя Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968 гг.) – советский писатель, классик русской литературы ХХ века. Член Союза писателей СССР, но перед советской властью никогда не заискивал. В своем творчестве воспевал красоту природы, писал поучительные сказки и рассказы для детей. Ранние годы. Образование Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни». Затем же, в 1912 году, поступает в Киевский университет, но вскоре продолжает обучение в университете Москвы. Там Паустовский учится на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет. Творчество писателя После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. А переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную: стал репортером. Если рассматривать краткую биографию Паустовского, стоит подчеркнуть, что в 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году. Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Но в биографии Константина Георгиевича Паустовского стоит отметить, что произведения его стали печататься лишь в 1920-х годах. Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году. Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия». Она была хорошо принята критиками, и они сразу выделили Паустовского среди прочих советских писателей. Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки для детей о природе и животных. Среди них стоит отметить такие: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие. Последние годы и смерть С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. В 1956, а также в 1961 годах вышли сборники с демократическим содержанием, («Литературная Москва», «Тарусские страницы»), в которых также были напечатаны произведения Паустовского. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил. Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на кладбище Тарусы. 4.2 Чтение рассказа, деление текста на части — Сегодня мы начинаем читать произведение Константина Паустовского «Растрепанный воробей». -Как вы понимаете это выражение? (Взъерошенный, нахохленный, пёрышки распушил) -Когда птички становятся такими? ( Когда голодные или когда им холодно) — К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Растрепанный воробей». Как вы думаете, почему? (Он – герой, спасший ситуацию). — Ребята, сейчас мы с вами будем читать текст и делить его на части – «кадры». Каждому кадру мы дадим название и у нас получится небольшой диафильм к прочитанному тексту. — Что такое диафильм? (предположения детей.) Диафильм – это такая пленка на которой размещены последовательно кадры какой – нибудь сказки или рассказа. Под каждым кадром находится текст. В те времена когда не было ДВД, а мультфильмы можно было смотреть только если их показывали по телевизору. Одна из любимейших детских забав. (Прочитать вслух стр.12, 13, 14 полностью, стр. 15 до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке») 4.3 — Теперь мы начнем составлять слайд-фильм и давать названия каждому кадру. Деление произведения на части полезно для простоты дальнейшего пересказа. — С чего начинается сказка? (Он начинается с описания стенных часов. Они необычны. В чем их особенность – кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось) Как мы назовем эту часть сказки? (Старые стенные часы) — Прочитайте описание кузнеца. — Как зовут девочку? (Ее зовут Маша.) и нянюшку? (Нянюшка Петровна.) Как мы назовем эту часть сказки? (Одни дома) — Почему эпизод грустный (Они остались дома одни, без мамы.) —Что вы узнали о родителях девочки? (Мама ее танцевала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр. А папа сейчас в плавании на Камчатке.) Как мы назовем эту часть сказки? (Большой театр) — С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? (Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне») Как мы назовем эту часть сказки? (Разговор с букетом) — Поняла ли Маша ценность этого букета? (Поняла, что букетик – это воспоминание о папе) Как мы назовем эту часть сказки? (Воспоминание о папе) — Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…» (последний абзац стр.14) — Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? (Автор одушевляет не только Машу, но и достижение цивилизации и явление природы.) — Прочитайте в сказке эти слова. Отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.) — Кто был у окна? (Это была ворона.) Чего она ждала? (ждала, когда Петровна откроет форточку) Как мы назовем эту часть сказки? (Ворона – хитрая) — Зачем ворона ждала, когда Петровна откроет форточку?(Чтобы что-нибудь стащить). Как мы назовем эту часть сказки? (Ворона – воровка) — Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны? (Сетовали, всплескивали руками) Как мы назовем эту часть сказки? (Разбойница!) |