СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения  А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывок)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывок)»

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывок)

Учитель: Решетникова И.В.

Цель: создание условий для понимания обучающимися авторского замысла описания роли интерьера в создании образов героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

Задачи:

-способствовать расширению кругозора и развитию осознанного интереса к чтению через знакомство с творчеством писателя А.П. Гайдара, героями его произведения «Тимур и его команда»;

-определить с обучающимися особенности жанра «повесть»;

-уточнить понимание понятий: «тимуровское движение» «команда» «волонтёр» применительно к поступкам, совершаемым героями произведения;

-продолжить формировать умение обучающихся анализировать произведение, ориентироваться в тексте: находить описание интерьера, выявлять его роль в изображении героев;

- продолжить формировать умение характеризовать главных героев, давать оценку их поступков в соответствии с определённой ситуацией, делать выводы;

-развивать умение слушать и понимать других, умение отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения других; работать в паре, группе;

-способствовать формированию гражданско-патриотической позиции ,нравственных качеств на примерах поступков литературных героев.

Ход урока

1. Организационно-мотивационная часть.

Вместе не трудно,

вместе не тесно.

Вместе легко

и всегда интересно!

Начинаем урок литературного чтения

-Готовы работать?

II Актуализация знаний.

-Узнали вы этого человека?

Что вы знаете о писателе? Каким он был?

Расскажите о писателе:

    1. Когда родился писатель?

    2. Каково настоящее имя писателя? Почему автор взял такой псевдоним?

    3. Сколько было Гайдару лет, когда он добровольцем ушёл на фронт?

    4. В каком возрасте Гайдар принял командование?

    5. Чему хотел посвятить свою жизнь Гайдар?

    6. Как и когда умер Гайдар?

7.Какие книги написал?

Личность этого писателя, судьба этого человека необыкновенная. Известный детский писатель С. Михалков посвятил ему такие строки. Прочтите на слайде:

Он жил, как должен

жить боец,

И умер, как солдат

Когда страна воевала, он был солдатом; в мирные годы писал книжки для детей. Гайдар же о своей жизни говорил так: «Не биография у меня необыкновенная, а время необыкновенное. Обыкновенная биография в необыкновенное время».

Когда шла война, и взрослые, и дети задумывались: «Что делать? Как помочь стране?» И произведение Гайдара стало одним из решений для детей. Догадайтесь: о каком произведении пойдет речь? Оно было написано накануне войны в 1940году. Его герои это - юные, отважные мальчишки и девчонки со своими жизненными проблемами, убеждениями, верой, искренностью.

III Целеполагание

1. Вы уже догадались, о каком произведении идёт речь?

-Какое это произведение по жанру? (жанр-повесть)

-Чем отличается повесть от рассказа?

(Повесть - это жанр рассказа, произведение, в котором происходят или описаны реальные события без какой-либо выдумки. Как правило, повесть основана на реальных событиях, а вот в рассказе чаще- вымышленный сюжет. В рассказе идет речь об одном событии. В повести - о нескольких событиях, происходящих в жизни нескольких персонажей.

Попробуем угадать: о чём именно?

(На обратной стороне доски -картинки, изображающие предметы с чердака)

-О чердаке, на котором размещался штаб и ребятах, которые устроили штаб.

-Какие задачи поставим на урок?

(-выявим особенности команды;

-выясним, каким описывается штаб команды Тимура, и какую роль он играет в жизни ребят?

- дадим оценку поступкам героев произведения (отрывка)

2 -Ребята, а как вы понимаете значение слова «команда»?

-А теперь послушайте толкование этого слова в словаре (дети читают):

1.КОМАНДА Группа лиц, участвующих в спортивных соревнованиях, объединенных принадлежностью к одному спортивному коллективу.

2. КОМАНДА - музыкальная группа, ансамбль.

3. КОМАНДА 1. Временная или постоянная организационная единица, предназначенная для выполнения определенных задач, служебных обязанностей или каких-либо работ; 2. приказ на выполнение каких-либо действий.

4.КОМАНДА - краткий устный приказ командира по установленной форме.
- Какое определение больше подходит? Выберите.

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь все по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый своё дело знает,

Работает на результат.

- Что значит быть в команде?

- Что может людей объединить в команду? (помощь другим, спорт, творческое дело…)

Какой девиз может быть у команды? (Один за всех и все за одного)

-А кто такой командир?

- Каким должен быть командир?

(ответственным, целеустремленным, серьезным, авторитетным, собранным, волевым, рассудительным…)

IV Чтение и анализ произведения

-Где происходит действие в отрывке из повести? В повести описывается таинственный штаб на чердаке старого сарая. Сложная система сигнализации для вызова команды. Всё это необыкновенно и романтично, увлекательно , похоже на игру.

Найдите и прочтите описание этого чердака, каким его увидела Женя?

-Что значит замшелая крыша? (старая, покрытая мхом).

- Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке?

(любит мечтать, фантазировать, увлекается игрой, вживается в образ)

Погружение в историческую эпоху.

-Интересно, что любили читать и смотреть дети в 40-ые года? Ребята 40-х годов прошлого века по несколько раз просматривали фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтали вместе с Красной Армией сражаться против белогвардейцев.

Мальчишкам хотелось бороться со стихией в Арктике. Ребята зачитывались книгами Ж.Верна, Л. Стивенсона, мечтая отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта или на поиски капитана Гранта.

- Чего не ожидала Женя в своей игре?(настоящего телефонного звонка) С кем встретилась Женя на чердаке? Как их звали? (с Тимуром и ребятами: Женя, Гейка, Сима Симаков, Коля Колокольчиков и другие мальчики).

- Кто они? Как раньше назывались детские объединения? Что вы знаете о пионерах?

Что же находилось на этом чердаке, чего не знала Женя? Для чего нужен был ребятам штаб?

(Штаб — основной орган управления войсками (силами), предназначенный для руководства их повседневной и боевой деятельностью) Почему ребята выбрали именно это место? Как он был устроен? (На чердаке находился сложный механизм сигнальной системы, управляемый штурвальным колесом. Всё ребятами хранилось в тайне, никто не должен был знать это место. Отсюда можно было наблюдать за всем происходящим в посёлке. Чердак был местом быстрого сбора, по команде).

-Что происходит на заседании штаба? Что же их объединяет?

- Почему им интересно вместе?

- Где видно, что это команда? (встали плечом к плечу, никто не перечит Тимуру, ждут его решения, у них есть место сбора, карта с условными знаками…)

- Найдите в тексте.

– Как Гайдар выделяет Тимура из его команды? Где видно, что это командир? (ребята расступились) – это… (лидер)

- Давайте составим его портрет. Выберите слова, характеризующие героя. Подтвердите словами текста: благородный, решительный, смелый, отзывчивый, хулиган, трусливый, грубый, безответственный.

-К какому герою подойдут оставшиеся слова?

-Кому помогают ребята? (семьям тех, кто находится в Красной Армии)

-Что означает красная звезда?

(Красная звезда означала, что эти люди нуждаются в помощи и им нужно помочь).

Особую помощь и внимание Тимуровцы оказывали тем людям, у которых на воротах была звезда с черной каймой по краям.

-Что значит черная траурная кайма? (из этого дома ушел солдат и погиб защищая Родину)

Работа в парах:

-Поработайте в парах, найдите, какие добрые дела выполняли ребята?

(перечисление)

(В саду дома №34 обтрясли яблоню, в доме № 54 коза пропала, в доме №22 девчонка плачет).

- Какое дело самое трудное? (успокоить четырехлетнюю девочку)

- Почему Тимур берет это на себя? (выбирает себе самое трудное дело)

- Каким вам показался  Тимур? (рассудительный, спокойный, приходит на помощь, скромный)

V Применение знаний

  1. После выхода в свет замечательной книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда» тимуровское движение приняло широкий размах по всей стране. Как вы понимаете слова тимуровцы и тимуровское движение?

- А в наше время возможно совершать добрые дела или они никому не нужны?

-Сейчас в социальной службе есть такая профессия как социальный работник. Люди этой профессии оказывают помощь одиноким, престарелым и больным людям. (готовят еду, проводят уборку в доме, закупают продукты, лекарства). Но самое главное оказывают простое человеческое внимание, дают понять таким людям, что они не одни.

-Оказывается, в наше время тоже можно совершать добрые, полезные дела совершенно бескорыстно, не требуя похвалы и награды за это.

- А мы какие дела можем совершать?

(Собрать мусор, помочь и поддержать младших детей, уступить место в транспорте, донести тяжелую сумку).

-Мы тоже можем и тоже это делаем.

-Как называют людей, которые безвозмездно помогают людям ?

(Волонтёры- добровольцы, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ).

-Какими мыслями хотел поделиться автор со своими читателями, с нами?

(Настоящая дружба способна на великие дела, важно только не проходить мимо чужой беды, помогать друг другу).

  1. Работа по группам (командир каждой группы берёт задание со стола(на выбор)

Задание 1 группа

Выбери подходящие черты характера тимуровцев и подчеркни их.

милосердие, жестокость, доброта, безразличие, сострадание, трудолюбие, лень, внимательность, инициативность, смелость, активность, чуткость, отзывчивость, честность, безответственность, хамство

Задание 2 группе

Жизнь дана на добрые дела.

Не одежда красит человека, а его добрые дела. Составить пословицы из слов.

Задание 3 группе

Прочитать понравившийся отрывок по ролям.

Задание 4 группе: Оживить картину (иллюстрация из произведения- На чердаке)

Задание группе 4-5:

Найти героев произведения в игре «Филворд».


м

а

т

и

р

у

м

и

т

к

о

ж

е

н

я

у

а

л

в

с

л

а

л

е

ш

к

а

а

и

к

о

з

а

ч

й

д

к

м

к

н

ч

у

и

е

ы

и

а

ц

ю

р

н

д

г

г

н

к

а

р

у

г

и

ф

и

ш

о

е

к

г

я

р

ц

н

э

в

с

а

о

л

ь

г

а

Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, коза, Гейка, Алёшка, Коля, Симаков, Рита, Ладыгин, молочница.

Задание 6:

Какие качества характера вырабатывались в результате командной деятельности ребят? (организованные, дисциплинированные, наблюдательные, решительные, смелые, оставались верны законам товарищества, не ради благодарности и славы. Они считали это свои долгом-помогать другим,

VI Контроль за знаниями и умениями.

Тест

1. Кому принадлежат слова «Взялся сделать - сделай хорошо!»?

а) Жене б) Тимуру в) Гейке

2. Где у команды Тимура был штаб?

а) в доме Тимура;               б) в школе;              в) на чердаке

3. Кто не является членом команды Тимура:

а) Сима Симаков;     б) Коля Колокольчиков;      в) Мишка Квакин

4. На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура?

а) на все подряд    

б) если  из этого дома человек ушел в Красную Армию   

в) на дома, где есть маленькие дети.

VII Итог урока:

Ответили мы на вопросы, которые ставили?

-Являлась ли команда Тимура настоящей командой?

-Почему ,именно Тимур, стал командиром?

(Тимур придумал как помочь нашей армии. Он со своими сверстниками заботился о тех, кто остался без отцов и братьев, ушедших в армию. Тимур был хорошим командиром, честным и смелым.)

VIII Рефлексия

- А вы хотели бы быть похожими на ребят?

Что для этого нужно сделать?

Мне очень хочется, чтобы вы росли добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.

Поднимите звезду те, которые на сегодняшнем уроке понял для себя, каким должен быть настоящий тимуровец.

IX Домашняя работа. Кому захотелось прочитать повесть? Найти и прочитать повесть.

На выбор выполнить задания:

1)Нарисовать иллюстрацию к прочитанному. Подготовить выразительное чтение отрывка к иллюстрации.

2)Выразительное чтение диалога.

3)Сделать доброе дело.