Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывок)
Учитель: Решетникова И.В.
Цель: создание условий для понимания обучающимися авторского замысла описания роли интерьера в создании образов героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
Задачи:
-способствовать расширению кругозора и развитию осознанного интереса к чтению через знакомство с творчеством писателя А.П. Гайдара, героями его произведения «Тимур и его команда»;
-определить с обучающимися особенности жанра «повесть»;
-уточнить понимание понятий: «тимуровское движение» «команда» «волонтёр» применительно к поступкам, совершаемым героями произведения;
-продолжить формировать умение обучающихся анализировать произведение, ориентироваться в тексте: находить описание интерьера, выявлять его роль в изображении героев;
- продолжить формировать умение характеризовать главных героев, давать оценку их поступков в соответствии с определённой ситуацией, делать выводы;
-развивать умение слушать и понимать других, умение отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения других; работать в паре, группе;
-способствовать формированию гражданско-патриотической позиции ,нравственных качеств на примерах поступков литературных героев.
Ход урока
1. Организационно-мотивационная часть.
Вместе не трудно,
вместе не тесно.
Вместе легко
и всегда интересно!
Начинаем урок литературного чтения
-Готовы работать?
II Актуализация знаний.
-Узнали вы этого человека?
Что вы знаете о писателе? Каким он был?
Расскажите о писателе:
Когда родился писатель?
Каково настоящее имя писателя? Почему автор взял такой псевдоним?
Сколько было Гайдару лет, когда он добровольцем ушёл на фронт?
В каком возрасте Гайдар принял командование?
Чему хотел посвятить свою жизнь Гайдар?
Как и когда умер Гайдар?
7.Какие книги написал?
Личность этого писателя, судьба этого человека необыкновенная. Известный детский писатель С. Михалков посвятил ему такие строки. Прочтите на слайде:
Он жил, как должен
жить боец,
И умер, как солдат
Когда страна воевала, он был солдатом; в мирные годы писал книжки для детей. Гайдар же о своей жизни говорил так: «Не биография у меня необыкновенная, а время необыкновенное. Обыкновенная биография в необыкновенное время».
Когда шла война, и взрослые, и дети задумывались: «Что делать? Как помочь стране?» И произведение Гайдара стало одним из решений для детей. Догадайтесь: о каком произведении пойдет речь? Оно было написано накануне войны в 1940году. Его герои это - юные, отважные мальчишки и девчонки со своими жизненными проблемами, убеждениями, верой, искренностью.
III Целеполагание
1. Вы уже догадались, о каком произведении идёт речь?
-Какое это произведение по жанру? (жанр-повесть)
-Чем отличается повесть от рассказа?
(Повесть - это жанр рассказа, произведение, в котором происходят или описаны реальные события без какой-либо выдумки. Как правило, повесть основана на реальных событиях, а вот в рассказе чаще- вымышленный сюжет. В рассказе идет речь об одном событии. В повести - о нескольких событиях, происходящих в жизни нескольких персонажей.
Попробуем угадать: о чём именно?
(На обратной стороне доски -картинки, изображающие предметы с чердака)
-О чердаке, на котором размещался штаб и ребятах, которые устроили штаб.
-Какие задачи поставим на урок?
(-выявим особенности команды;
-выясним, каким описывается штаб команды Тимура, и какую роль он играет в жизни ребят?
- дадим оценку поступкам героев произведения (отрывка)
2 -Ребята, а как вы понимаете значение слова «команда»?
-А теперь послушайте толкование этого слова в словаре (дети читают):
1.КОМАНДА Группа лиц, участвующих в спортивных соревнованиях, объединенных принадлежностью к одному спортивному коллективу.
2. КОМАНДА - музыкальная группа, ансамбль.
3. КОМАНДА 1. Временная или постоянная организационная единица, предназначенная для выполнения определенных задач, служебных обязанностей или каких-либо работ; 2. приказ на выполнение каких-либо действий.
4.КОМАНДА - краткий устный приказ командира по установленной форме.
- Какое определение больше подходит? Выберите.
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь все по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый своё дело знает,
Работает на результат.
- Что значит быть в команде?
- Что может людей объединить в команду? (помощь другим, спорт, творческое дело…)
Какой девиз может быть у команды? (Один за всех и все за одного)
-А кто такой командир?
- Каким должен быть командир?
(ответственным, целеустремленным, серьезным, авторитетным, собранным, волевым, рассудительным…)
IV Чтение и анализ произведения
-Где происходит действие в отрывке из повести? В повести описывается таинственный штаб на чердаке старого сарая. Сложная система сигнализации для вызова команды. Всё это необыкновенно и романтично, увлекательно , похоже на игру.
Найдите и прочтите описание этого чердака, каким его увидела Женя?
-Что значит замшелая крыша? (старая, покрытая мхом).
- Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке?
(любит мечтать, фантазировать, увлекается игрой, вживается в образ)
Погружение в историческую эпоху.
-Интересно, что любили читать и смотреть дети в 40-ые года? Ребята 40-х годов прошлого века по несколько раз просматривали фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтали вместе с Красной Армией сражаться против белогвардейцев.
Мальчишкам хотелось бороться со стихией в Арктике. Ребята зачитывались книгами Ж.Верна, Л. Стивенсона, мечтая отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта или на поиски капитана Гранта.
- Чего не ожидала Женя в своей игре?(настоящего телефонного звонка) С кем встретилась Женя на чердаке? Как их звали? (с Тимуром и ребятами: Женя, Гейка, Сима Симаков, Коля Колокольчиков и другие мальчики).
- Кто они? Как раньше назывались детские объединения? Что вы знаете о пионерах?
Что же находилось на этом чердаке, чего не знала Женя? Для чего нужен был ребятам штаб?
(Штаб — основной орган управления войсками (силами), предназначенный для руководства их повседневной и боевой деятельностью) Почему ребята выбрали именно это место? Как он был устроен? (На чердаке находился сложный механизм сигнальной системы, управляемый штурвальным колесом. Всё ребятами хранилось в тайне, никто не должен был знать это место. Отсюда можно было наблюдать за всем происходящим в посёлке. Чердак был местом быстрого сбора, по команде).
-Что происходит на заседании штаба? Что же их объединяет?
- Почему им интересно вместе?
- Где видно, что это команда? (встали плечом к плечу, никто не перечит Тимуру, ждут его решения, у них есть место сбора, карта с условными знаками…)
- Найдите в тексте.
– Как Гайдар выделяет Тимура из его команды? Где видно, что это командир? (ребята расступились) – это… (лидер)
- Давайте составим его портрет. Выберите слова, характеризующие героя. Подтвердите словами текста: благородный, решительный, смелый, отзывчивый, хулиган, трусливый, грубый, безответственный.
-К какому герою подойдут оставшиеся слова?
-Кому помогают ребята? (семьям тех, кто находится в Красной Армии)
-Что означает красная звезда?
(Красная звезда означала, что эти люди нуждаются в помощи и им нужно помочь).
Особую помощь и внимание Тимуровцы оказывали тем людям, у которых на воротах была звезда с черной каймой по краям.
-Что значит черная траурная кайма? (из этого дома ушел солдат и погиб защищая Родину)
Работа в парах:
-Поработайте в парах, найдите, какие добрые дела выполняли ребята?
(перечисление)
(В саду дома №34 обтрясли яблоню, в доме № 54 коза пропала, в доме №22 девчонка плачет).
- Какое дело самое трудное? (успокоить четырехлетнюю девочку)
- Почему Тимур берет это на себя? (выбирает себе самое трудное дело)
- Каким вам показался Тимур? (рассудительный, спокойный, приходит на помощь, скромный)
V Применение знаний
После выхода в свет замечательной книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда» тимуровское движение приняло широкий размах по всей стране. Как вы понимаете слова тимуровцы и тимуровское движение?
- А в наше время возможно совершать добрые дела или они никому не нужны?
-Сейчас в социальной службе есть такая профессия как социальный работник. Люди этой профессии оказывают помощь одиноким, престарелым и больным людям. (готовят еду, проводят уборку в доме, закупают продукты, лекарства). Но самое главное оказывают простое человеческое внимание, дают понять таким людям, что они не одни.
-Оказывается, в наше время тоже можно совершать добрые, полезные дела совершенно бескорыстно, не требуя похвалы и награды за это.
- А мы какие дела можем совершать?
(Собрать мусор, помочь и поддержать младших детей, уступить место в транспорте, донести тяжелую сумку).
-Мы тоже можем и тоже это делаем.
-Как называют людей, которые безвозмездно помогают людям ?
(Волонтёры- добровольцы, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ).
-Какими мыслями хотел поделиться автор со своими читателями, с нами?
(Настоящая дружба способна на великие дела, важно только не проходить мимо чужой беды, помогать друг другу).
Работа по группам (командир каждой группы берёт задание со стола(на выбор)
Задание 1 группа
Выбери подходящие черты характера тимуровцев и подчеркни их.
милосердие, жестокость, доброта, безразличие, сострадание, трудолюбие, лень, внимательность, инициативность, смелость, активность, чуткость, отзывчивость, честность, безответственность, хамство
Задание 2 группе
Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела. Составить пословицы из слов.
Задание 3 группе
Прочитать понравившийся отрывок по ролям.
Задание 4 группе: Оживить картину (иллюстрация из произведения- На чердаке)
Задание группе 4-5:
Найти героев произведения в игре «Филворд».
м | а | т | и | р | у | м | и | т |
к | о | ж | е | н | я | у | а | л |
в | с | л | а | л | е | ш | к | а |
а | и | к | о | з | а | ч | й | д |
к | м | к | н | ч | у | и | е | ы |
и | а | ц | ю | р | н | д | г | г |
н | к | а | р | у | г | и | ф | и |
ш | о | е | к | г | я | р | ц | н |
э | в | с | а | о | л | ь | г | а |
Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, коза, Гейка, Алёшка, Коля, Симаков, Рита, Ладыгин, молочница.
Задание 6:
Какие качества характера вырабатывались в результате командной деятельности ребят? (организованные, дисциплинированные, наблюдательные, решительные, смелые, оставались верны законам товарищества, не ради благодарности и славы. Они считали это свои долгом-помогать другим,
VI Контроль за знаниями и умениями.
Тест
1. Кому принадлежат слова «Взялся сделать - сделай хорошо!»?
а) Жене б) Тимуру в) Гейке
2. Где у команды Тимура был штаб?
а) в доме Тимура; б) в школе; в) на чердаке
3. Кто не является членом команды Тимура:
а) Сима Симаков; б) Коля Колокольчиков; в) Мишка Квакин
4. На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура?
а) на все подряд
б) если из этого дома человек ушел в Красную Армию
в) на дома, где есть маленькие дети.
VII Итог урока:
Ответили мы на вопросы, которые ставили?
-Являлась ли команда Тимура настоящей командой?
-Почему ,именно Тимур, стал командиром?
(Тимур придумал как помочь нашей армии. Он со своими сверстниками заботился о тех, кто остался без отцов и братьев, ушедших в армию. Тимур был хорошим командиром, честным и смелым.)
VIII Рефлексия
- А вы хотели бы быть похожими на ребят?
Что для этого нужно сделать?
Мне очень хочется, чтобы вы росли добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.
Поднимите звезду те, которые на сегодняшнем уроке понял для себя, каким должен быть настоящий тимуровец.
IX Домашняя работа. Кому захотелось прочитать повесть? Найти и прочитать повесть.
На выбор выполнить задания:
1)Нарисовать иллюстрацию к прочитанному. Подготовить выразительное чтение отрывка к иллюстрации.
2)Выразительное чтение диалога.
3)Сделать доброе дело.