Урок благотворительности «Мир не без добрых людей»
Цели:
Формирование у учащихся понятия «благотворительность»;
Вовлечение учащихся в благотворительную деятельность;
Средства обучения: мультимедиапроектор, диск со слайдами, макет сердца, доска
Оформление доски:
Формулировка темы
Термины «добро», «благотворительность», «милосердие»
Пословицы и цитаты
Подготовительная работа: 3 ученика выучили стихи
Ход урока:
Учащиеся разделены на 3 группы
В начале урока презентация слайдов о добре на фоне песни «Дорогою добра»
Оргмомент Ребята! Ежегодно весной, в апреле, в нашей школе проводится Весенняя неделя Добра, в рамках которой каждый ребенок, каждый учитель, каждый родитель может делать добрые дела. Сегодня на нашем уроке мы с вами поговорим о таких понятиях как «Добро», «Благотворительность», «Милосердие». Мы узнаем что обозначают данные понятия.
Работа в группах.
Каждой команде дается задание дать определение одному из понятий «Добро», «Благотворительность», «Милосердие» и изобразить его смысл рисунком на листе.
На выполнение задания дается 3 минуты
Каждая команда защищает свой проект
Основная теоретическая часть.
«Добро»- это что-то хорошее, полезное - всё, что помогает жить и защищать жизнь.
Читает стих ученик о добре
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Давайте разберем пословицы о добре. Как вы их понимаете?
Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо жить без ласкового слова.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность милосердия — равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.
Читает стих ученик о милосердии
Столько праведности,веры,
Добронравия,тепла
В миролюбии душевном,
В святой силе бытия.
Жизнью праведности строгой,
Где поступки так ярки
Человек уже достоин
Стать хозяином судьбы.
Состраданьем не погубишь
И не станешь унижать,
Святоносностью не будешь
Храмы света разрушать.
Миротворцев в мире любят,
В них в нутри святая суть.
Взгляды добры,слова мудры
Да исходит благодать.
Милосердьем не погубишь,
А умножишь мир добра.
Благородностью радушия
Жизнь насыщенно ярка.
Милосердие для пользы
Всегда прекрасно и важно.
Осознанием возросшим
В помощь только нам оно.
«Благотворительность» – безвозмездное действие и поступки, направленные на общественную пользу. Причём, постоянно, а не один раз по настроению.
Благо – добро, польза.
Творить – делать, создавать. Безвозмездно – просто так, даром, бескорыстно.
В словаре С. И. Ожегова: «Благотворительность – оказание частными людьми материальной помощи бедным из милости».
Задание для всех групп (выполнение совмещено с физминуткой):
На экране – перечень личностных качеств. Читаем качество. Если оно соответствует качествам человека, от которого можно ожидать благотворительности, вы делаете два радостных хлопка в ладоши, если не соответствует – два раза возмущённо топаете ногами. Выполняем задание стоя: лицемерие, бескорыстие, зависть, доброта, жадность, честность, эгоизм, гуманность, хитрость, сострадание, благородство, милосердие. (По ходу работы ненужные качества стираем)
Да, понятия «добро», «милосердие» и «благотворительность» в словаре Ожегова тесно связаны
Практическая часть урока.
Игра «Тепло моего сердца».
Учитель: Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.
(Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность т. д.)
Учитель: - Ребята, я сейчас убедилась в том, что ни один из вас не остаётся в стороне от проблем других людей. Спасибо вам за вашу сердечность!
Продолжим наш содержательный разговор о благотворительности в России.
В нашей стране и раньше и сейчас благотворительность была всегда в почете, она существовала в форме индивидуальных пожертвований, в форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и организаций. Распространенным явлением была совместная деятельность частных лиц с государством, с церковью, органами местного самоуправления. Многие благотворительные заведения создавались и финансировались за счет частных пожертвований. Государи и представители императорских фамилий покровительствовали благотворительным обществам и заведениям, привлекая к ним внимание общества, формируя традицию и моду в этой сфере.
В христианстве и других религиях провозглашалась необходимость ежегодной передачи богатыми десятой части нажитого. Милостыня, сострадание к несчастным становилось воплощением религиозного чувства. Попечение о бедных возлагалось на духовенство. В трактате «Правило о церковных людях» были перечислены благотворительные дела: нищих кормление, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, обидным заступление, пленным искупление…
При монастырях строились странноприемницы с церковью, где принимали и кормили нищих, создавались богадельни «для прокаженных и престарившихся», «избы для нищих», «вдовьи дворы». В царствование Петра I велась борьба с нищенством. Неспособных к работе отсылали в монастыри и богадельни, а тунеядцев наказывали. В этот период создавались госпитали и детские заведения, светские заведения общественного призрения, которые содержались от подаяния зажиточных людей.
Мы сделали краткий исторический экскурс в развитие благотворительной деятельности в России. Как вы думаете, нужна ли благотворительность и благотворительная деятельность?
Ученик: Думаем, что нужна и даже необходима, так как в любом обществе есть люди бедные, не могущие работать, есть многодетные семьи и низким достатком, есть инвалиды и больные. Все они нуждаются в доброй и бескорыстной помощи. Любому человеку важна и приятна помощь в трудные минуты жизни.
Учитель:В наше время распространены благотворительные концерты, денежные пожертвования на строительство школ, церквей, соборов, на лечение тяжелобольным людям. Благотворительные игры, в которых участвуют известные актеры, артисты эстрады, отдающие свой выигрыш для больниц, детских домов.
Существуют анонимные пожертвования, массовый сбор денег и вещей в помощь бедным и малоимущим - подписки, благотворительные лекции, лотереи, концерты, базары, кружечные сборы.
Образованы Детский фонд (1987 г), Фонд культуры (1986г), Фонд милосердия и здоровья (1989г), денежные средства которых используются в благотворительных целях.
Учитель: В народе говорят «Не оскудеет рука дающего». Как вы понимаете смысл этого выражения?
Ученик: Я думаю, что человек, который делает добрые дела, который отдает нуждающимся то, что имеет, не считаясь со своими интересами и нуждами, он не теряет, а приобретает. Приобретает удовлетворение тот того, что кому-то помог, что принес пользу другому человеку. Приобретает благодарные слова и пожелания здравствовать, а это дорого стоит. Тот, кто дает, не становится бедным, со временем его добрые дела возвращаются сторицей.
Учитель: Правильно. Отдавай другим, да прибудет тебе…
«С миру по нитке - голому рубаха». Что вы думаете об этом выражении?
Ученик: Если каждый человек даст хоть немного неимущему, ему это будет не накладно, а неимущему большая помощь. На эти пожертвования он может приобрести необходимую одежду, еду. Такая коллективная помощь, когда люди дают понемногу, без ущерба для себя, выливается в хорошее подспорье для больных, инвалидов, неимущих.
Учитель: «Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй». Как вы понимаете эти слова?
Ученик: Это высказывание имеет непосредственное отношение к нашему разговору. Уметь радоваться самому – это очень здорово, но радовать других – это редкий дар, он дается не каждому. Надо учиться радовать других. А сделать это можно, делая добрые дела незаметно, не красуясь. Оказывая помощь тем, кто в ней нуждается, мы и оказываем радость, ничего не прося в ответ. Когда сделаешь доброе дело искренно, как просит душа, так сам радуешься. А вдвойне радуешься, когда видишь радость других людей, которым твоя помощь пришлась очень кстати.
Учитель: Спасибо вам, ребята, за хорошие, философские высказывания. Ваши души достаточно тонко чувствуют происходящее. Вы понимаете значение доброты и бескорыстия.
В рамках Весенней недели Добра, которая ежегодно проходит в нашей школе, мы проводим различные Акции:
«Подари книгу библиотеке», в рамках которой ты можешь подарить свои любимые книги, которые ты уже прочитал в школьную библиотеку.
«Помоги своему товарищу»,в рамках которой ты можешь помочь вещами или обувью, из которых ты вырос, ребятам из многодетных и малообеспеченных семей
«Помоги больным детям», в рамках которой ты можешь помочь канцтоварами, игрушками и другими вещами детям, которые находятся на лечении в Республиканской психиатрической больнице
И я призываю вас принять активное участие в данных Акциях, сделать доброе дело для других людей.
Рефлексия учащихся. Высказывания учащихся: о чем шла речь на нашем уроке?
У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно. Будьте глубоко нравственными людьми! Всем спасибо за внимание и понимание. До новых и интересных встреч!
Автор материала: Елганова Аксана Владимировна