Постановка темы, цели и задачи урока. Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. 8 мин. Слайд 2 (загадка) Слайд 3. (Осень и осенние изменения) | Загадывает загадку об осени. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Организует беседу, выявляющую знания о происходящих изменениях в природе осенью. «Осень. Осенние месяцы». Подводит итог беседы. Ставит цель перед прослушиванием текста. Ребята, а какие стихи об осени Пушкина вы помните? О чем все эти стихотворения? Делаем вывод, какое время года больше всего любил Пушкин. И так тема сегодняшнего урока. | Отгадывают загадку. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Контролируют правильность ответов обучающихся. . Заслушивается 2 ребенка. 1.Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. 2.Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. Осень. Стихи Пушкина об осени. | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Освоение нового материала. Цель: отработка приёмов выразительного чтения; понимание обучающихся содержания текста, выявление непонятных слов. 20-23 мин. 1.Первичное восприятие произведения. Слайд 4. 3. Проверка эмоционального восприятия. Слайд 5 (вопросы на проверку эмоционального восприятия) 4. Повторное чтение стихотворения. | Выразительное чтение «Видеофильм» Организует беседу на проверку эмоционального восприятия поэтического произведения, задаёт вопросы: * Какие картины увидели при слушании? * О каком времени года говорится в стихотворении? * Какое настроение передаёт нам поэт? * Как музыка вам помогает правильно понять стихотворение? Организует самостоятельное чтение поэтического произведения с фиксацией внимания обучающихся на выразительность чтения и на выделение непонятных слов. (Чтение в парах). Открыли учебники с. 86. Какие трудные слова встретились? | Ребята внимательно слушают и смотрят картины. Пейзажи осени. Об осени. Соответствует настроению стихотворения. Ребята читают стихотворение в парах. Сень, караван, обнажалась. | Уметь анализировать степень выразительности чтения и содержанияпоэтического произведения. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять анализ поэтического произведения. | Понимать на слух текст поэтического произведения. Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Динамическая пауза. Цель: снять умственное напряжение; дать возможность обучающимся проявить двигательную активность. 2 мин. Слайд 6. 5.Словарная работа Слайд 7 6.Анализ стихотворения. Слайд 8 7. Работа над выразительностью. 7. Работа по восприятию стихотворения. Слайд 9. | Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес? Вот мы остановились и Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, Кисти встряхнули Ветер сбивает росу В сторону руки, Плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем Крылья сложили назад.
Словарная работа. Сеньосвобождалась от покровов (листвы) Караванпокров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь Обнажаласьгруппа следующих друг за другом объектов Караванпокров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь Обнажалась группа следующих друг за другом объектов Организует работу по анализу поэтического произведения. Уж небо осенью дышало,I Уж реже солнышко блистало,I Короче становился день,I Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,I Ложился на поля туман,I Гусей крикливых караван Тянулся к югу:II приближалась Довольно скучная пора;II Стоял ноябрь уж у двора. 1)Чтение первого отрывка (1-3 строка). Задаёт вопросы: *В каком значении употреблено слово «дышало»? *Чему приписывает поэт это действие? *Объясните, как это небо дышало осенью? *Какие признаки неживой природы описываются в этих строчках? 2)Чтение второго отрывка (4-6 строка). Задаёт вопросы: *Что автор показывает словами: «Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,…»? 3)Чтение третьего отрывка (7-10 строка). Задаёт вопросы: *Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью? *Как они летят? *Почему Пушкин употребляет слово «тянулись»? * О каком периоде осени говорит поэт? *Какой автор видит осень? - А теперь вспомним приметы осени. Я буду называть приметы, а вы найдите эти приметы в стихотворении. 1) Птицы улетают на юг. 2) Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. 3) Листья опадают, деревья становятся голыми.
4) Небо серое, на улице пасмурно. 5) Солнце светит слабо, светит, но не греет. Работа над выразительностью - Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. - У вас есть время, чтобы подготовиться к исполнению стихотворения. (Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений). Делимся на группы. Учитель организует работу. - Осень любили не только поэты, но и композиторы, и художники. Послушайте «Осеннюю песнь. Октябрь». Это произведение сочинил великий композитор П.И.Чайковский Ребята вы прочитали стихотворение и прослушали музыку Чайковского «Октябрь». Попробуйте нарисовать, что вы сегодня услышали и увидели на уроке. | Читают текст стихотворения по частям. Участвуют в анализе поэтического произведения во фронтальном режиме. Входе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста стихотворения.
Гусей крикливых караван Короче становился день Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, . Ребята рисуют. Затем представляют свои работы, объясняют, что они хотели сказать своим рисунком. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Уметь использовать речь для регуляции своего действия. Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. |
Рефлексия: -Ребята, что больше всего понравилось на уроке. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, обеспечение позитивного настроя на получение знаний. 3 мин. Слайд 10 | Организуют подведение итогов урока. Задаёт вопросы о задачах урока. Проводит контрольно-оценочную деятельность обучающихся. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Обеспечивает положительный настрой обучающихся. Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось? - Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина впервые, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные стихи, но еще много удивительных сказок, звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин. | При помощи листиков показывают, какое у них настроение. | Строить речевое высказывание в устной форме. | Формулировать собственное мнение. | Осуществлять итоговый контроль по результату. |