СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему:«А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для продолжения формирования читательских и речевых компетенций обучающихся в процессе изучения литературного произведения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему:«А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»»

Предмет: литературное чтение

Класс:3

Тема урока: «А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Школа России».

Цель урока: создать условия для продолжения формирования читательских и речевых компетенций обучающихся в процессе изучения литературного произведения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Задачи:

1) способствовать пониманию настроения лирического героя в ходе изучения произведения А.С.Пушкина;

2) способствовать развитию навыка правильного, осознанного плавного, выразительного чтения, передавая мысли, чувства автора и свои эмоции; способствовать развитию словарного запаса, внимания к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи, развитию логического мышления;

3) способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к природе, понимания окружающего мира.

Тип урока: открытие нового материала

Планируемые результаты:

предметные: читать осознанно и выразительно; сравнивать, сопоставлять;

личностные: формироватьчувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

метапредметные:определять тему и главную мысль текста; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.

Основные понятия: интонация, логическое ударение, пауза, рифма.

Межпредметные связи: окружающий мир, изобразительное искусство.

Ресурсы:

-основные:Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. «Литературное чтение 3 класс» в 2-х частях

«Просвещение» 2016





Этап урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность обучающихся

Осуществляемыедействия

Формируемые УУД

познавательные коммуникативные регулятивные

Организационный.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

1-2 мин.



Приветствует обучающихся,

проверяет их готовность к уроку.

Начинается урок,

Он пойдёт ребята впрок.

Постарайтесь всё понять

И внимательно читать.

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Эмоциональный настрой.









Проверка домашнего задания.

Цель: проверка подготовленности учащихся к уроку.

Выступление учащихся с докладами о Пушкине.

8 мин.

Слайд 1 (портрет Пушкина)

Ребята, кто нашел интересные факты из жизни Пушкина?

Выступления 2-3 учащихся.

Выступление учащихся с докладами о Пушкине.





Постановка темы, цели и задачи урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

8 мин.

Слайд 2 (загадка)



Слайд 3. (Осень и осенние изменения)

  1. Загадывает загадку об осени.

Пусты поля,

мокнет земля,

Дождь поливает,

когда это бывает?

  1. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

  2. Организует беседу, выявляющую знания о происходящих изменениях в природе осенью.

«Осень. Осенние месяцы».

  1. Подводит итог беседы.

  2. Ставит цель перед прослушиванием текста.

  3. Ребята, а какие стихи об осени Пушкина вы помните?


  1. О чем все эти стихотворения?

  2. Делаем вывод, какое время года больше всего любил Пушкин.

  3. И так тема сегодняшнего урока.


Отгадывают загадку. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Контролируют правильность ответов обучающихся.


.

Заслушивается 2 ребенка.

1.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


2.Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Осень.

Стихи Пушкина об осени.


Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Освоение нового материала.

Цель: отработка приёмов выразительного чтения; понимание обучающихся содержания текста, выявление непонятных слов.

20-23 мин.


1.Первичное восприятие произведения.


Слайд 4.





3. Проверка эмоционального восприятия.

Слайд 5 (вопросы на проверку эмоционального восприятия)









4. Повторное чтение стихотворения.
















Выразительное чтение «Видеофильм»







Организует беседу на проверку эмоционального восприятия поэтического произведения, задаёт вопросы:

* Какие картины увидели при слушании?

* О каком времени года говорится в стихотворении?

* Какое настроение передаёт нам поэт?

* Как музыка вам помогает правильно понять стихотворение?




Организует самостоятельное чтение поэтического произведения с фиксацией внимания обучающихся на выразительность чтения и на выделение непонятных слов.

(Чтение в парах). Открыли учебники с. 86.

Какие трудные слова встретились?











Ребята внимательно слушают и смотрят картины.











Пейзажи осени.



Об осени.



Соответствует настроению стихотворения.





Ребята читают стихотворение в парах.


Сень, караван, обнажалась.











Уметь анализировать степень выразительности чтения и содержанияпоэтического произведения.



Доказывать, аргументировать свою точку зрения.













Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Осуществлять анализ поэтического произведения.













Понимать на слух текст поэтического произведения.






Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.


Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся.












Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль.


Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя.


Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.


Принимать и сохранять учебную цель и задачу.








Динамическая пауза.

Цель: снять умственное напряжение; дать возможность обучающимся проявить двигательную активность.

2 мин.

Слайд 6.












5.Словарная работа



Слайд 7


















6.Анализ стихотворения.



Слайд 8



















































7. Работа над выразительностью.














7. Работа по восприятию стихотворения.


Слайд 9.

Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?

Вот мы остановились и

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули,

Кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В сторону руки,

Плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.



Словарная работа.

  • При чтении стихотворения вам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.



Сеньосвобождалась от покровов (листвы)

Караванпокров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь

Обнажаласьгруппа следующих друг за другом объектов



Караванпокров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь

Обнажалась

группа следующих друг за другом объектов




Организует работу по анализу поэтического произведения.

Уж небо осенью дышало,I

Уж реже солнышко блистало,I

Короче становился день,I

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,I

Ложился на поля туман,I

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу:II приближалась

Довольно скучная пора;II

Стоял ноябрь уж у двора.

1)Чтение первого отрывка (1-3 строка). Задаёт вопросы:

*В каком значении употреблено слово «дышало»?

*Чему приписывает поэт это действие?

*Объясните, как это небо дышало осенью?

*Какие признаки неживой природы описываются в этих строчках?
2)Чтение второго отрывка (4-6 строка). Задаёт вопросы:

*Что автор показывает словами: «Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,…»?
3)Чтение третьего отрывка (7-10 строка). Задаёт вопросы:

*Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?

*Как они летят?

*Почему Пушкин употребляет слово «тянулись»?

* О каком периоде осени говорит поэт?

*Какой автор видит осень?

- А теперь вспомним приметы осени. Я буду называть приметы, а вы найдите эти приметы в стихотворении.

1) Птицы улетают на юг.

2) Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

3) Листья опадают, деревья становятся голыми.



4) Небо серое, на улице пасмурно.

5) Солнце светит слабо, светит, но не греет.


Работа над выразительностью

- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом.

- У вас есть время, чтобы подготовиться к исполнению стихотворения. (Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений).








Делимся на группы. Учитель организует работу.

- Осень любили не только поэты, но и композиторы, и художники.

Послушайте «Осеннюю песнь. Октябрь». Это произведение сочинил великий композитор П.И.Чайковский


Ребята вы прочитали стихотворение и прослушали музыку Чайковского «Октябрь».

Попробуйте нарисовать, что вы сегодня услышали и увидели на уроке.

















































Читают текст стихотворения по частям.

Участвуют в

анализе поэтического произведения во фронтальном режиме. Входе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста стихотворения.








































Гусей крикливых караван

Короче становился день

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,
















.








Ребята рисуют.

Затем представляют свои работы, объясняют, что они хотели сказать своим рисунком.






















Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.













Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.




























































Уметь использовать речь для регуляции своего действия.
















Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.



















































Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.
















Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.







































Рефлексия:

-Ребята, что больше всего понравилось на уроке.


Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, обеспечение позитивного настроя на получение знаний.

3 мин.

Слайд 10

Организуют подведение итогов урока.

Задаёт вопросы о задачах урока.

Проводит контрольно-оценочную деятельность обучающихся. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки.

Обеспечивает положительный настрой обучающихся.

Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?

- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина впервые, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные стихи, но еще много удивительных сказок, звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.


При помощи листиков показывают, какое у них настроение.


Строить речевое высказывание в устной форме.

Формулировать собственное мнение.

Осуществлять итоговый контроль по результату.

Домашнее задание.

2 мин.

Объясняет сущность домашнего задания:

  1. Выучить стихотворение наизусть.












2