Урок литературного чтения в 4 классе.
Е.И. Чарушин «Кабан».
Цель: Расширить знакомство с творчеством Е. И Чарушина на материале рассказа «Кабан».
Задачи:
Обучающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научного текста; учиться делить текст на сюжетные линии; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ.
Развивающие: развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения.
Воспитывающие: воспитывать любовь к животным, наблюдательность, бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Развитие речи», портрет писателя, выставка книг, иллюстрации Е. И. Чарушина, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел опять звонок, начинается урок.
Любознательные дети знать хотят про всё на свете.
Речевая разминка.
-Для чего нужна речевая разминка? (Чётко произносить звуки, выражать эмоции, настроение).
Слайд 1.Опускается туман.
Просыпается кабан,
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.
- Как можно прочитать? (про себя, хором вслух, один ученик, шёпотом, скороговоркой, с испугом, как бы произнесла змея).
-О каком животном говорится в разминке?
-Назовите тему сегодняшнего урока.Слайд 2.
3. Проверка домашнего задания.
Выставка иллюстраций к прочитанным произведениям из раздела «Природа и мы».
-Прокомментировать свои работы.
4. Целеполагание.
- Какую цель поставим перед собой?
-Какие задачи поставим перед собой? (Узнать о ком говорится в произведении,узнать для чего автор написал это произведение, почему назвал произведение «Кабан»,какие особенности произведения.)
План.
1.Об авторе.
2.Название произведения.
3. Работа с текстом.
Слайд 3.
-Откуда можно узнать об авторе?(Из энциклопедий, у учителя, в библиотеке, в интернете).
5.Сообщения детей.
1.Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушина в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей.
2. Ни одного дня Женя не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
3. Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»-каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.
Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Волгу, держась за коровий хвост.
4.Отец Жени Чарушина был архитектором- художником. Ватман, тушь, краски- всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.В отличиеот своего отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.
5. Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нём начал проявляться заложенный этой самой природой дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти, краски. И, оказалось, природа наградила его и даром художника. Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги. Первые рассказы Чарушина: «Щур», «Птенцы», «Волчишко»- не столько написаны, сколько «нарисованы». Их текст слит с иллюстрациями, он только дополняет рисунки.
6. Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник –анималист. Слово «анималист» означает «рисующий животных». С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. На страницах его рассказов мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового «котёнка» рыси и других малышей. И в каждом уже «угадывается взрослый зверь».
-Какое сообщение вызвало улыбку?
-Встретилось незнакомое слово-анималист. Что означает это слово?
Слайд 4. Слайд 5. Писатель иллюстрировал не только свои книги, но и книги других авторов. Прочитайте фамилии авторов. Что их объединяет? (Все авторы писали о животных, о природе.)
Слайд 6.
6.Работа по произведению.
Прогнозирование.
-О чём будем читать? (Повествование, описание, научный текст или рассказ).
Кабаны живут в лесу, питаются желудями, можно назвать дикими свиньями. Это дикое, хищное животное леса.
Первичное восприятие.
-Карандашом подчёркивайте незнакомые слова.
Слайд 7. Словарная работа.
Зоосад - это научно-просветительное учреждение, в котором содержатся в неволе, т.е. в клетках, вольерах илиполувольно на огороженных площадках дикие животные.
Слайд 8. Марал- крупный сибирский олень.
Студень- кушанье из сгустившегося от охлажденья мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы (холодец).
Унимать – прекратить, остановить.
Небоскрёб – высотный многоэтажный дом.
Стегать – бить прутиком.
Буянить – шуметь, драться.
Сопеть – издавать звуки.
Гуськом – друг за другом.
Беседа по содержанию.
-Где и когда происходят события, описанные в рассказе?
-Кто главный герой?
-В чём цель зоосада?
-Зачем автор пришёл в зоосад?
Работа в группе.
Задание. Запишите на карточках, каких животных описывает Е. Чарушин в рассказе «Кабан».
Проверка.
Выборочное чтение.
-Прочитайте отрывок о животном, которое увидите на экране.
Слайд 9. Марал.
Слайд 10. Ягуар.
Слайд 11. Медведь – губач.
Слайд 12. Слон.
Слайд 13. Волки.
Слайд 14. Журавли-красавки, журавль серый.
Слайд 15. Кабан.
-Какие животные живут в Республике Коми? (Волки, серый журавль, кабаны, но они мигрируют).
Физминутка. Импровизация-пантомима. Работа в паре.
Где мы были - мы не скажем.
О ком читали - мы покажем.
(Слон, волки, ягуар, журавли)
Составление плана. Работа в группе. Проверка.
Утро в зоосаду. (Описание животных.)
Кабаны на воле.
Опасность миновала.
В какой части рассказа меняется эмоциональный настрой автора? (2)
Игра «Эмоции». Работа в паре.
-Выберите 1 предложение из шести и прочитайте с разными эмоциями.
Игра «Фотоглаз».Работа в группе.
-Разложите предложения в том порядке, как в рассказе.
Слайд 16.
- Проверить по слайду. Проследить, как развивались действия и эмоциональный настрой автора.
-С каким настроением работает художник до встречи с кабанами?
-Как повёл себя художник, увидев непрошеных гостей? Его эмоциональное состояние?
-Что так сильно напугало художника? За что беспокоится?
-Почему не кричит? Его решение?
-Что происходит в самый напряжённый момент? Состояние автора?
-Как повели себя кабаны? Зачитать отрывок.
- Пояснить слова –«простыми свиньями побежали в свой хлев».
-Чем закончилась история? Зачитать отрывок.
7.Обобщающая беседа.
-Чего устыдился автор?
-В каком предложении заключена главная мысль произведения?
-Почему Чарушин назвал свой рассказ «Кабан», ведь в зоопарке были и другие животные?(Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение.)
-Почему автор так их испугался?( Видимо, Чарушин тоже знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.)
-Почему мальчик не испугался?( Он кормит; постоянный посетитель; родители работают.)
-Можем ли мы смеяться за это над автором и осуждать за трусость?
-Можем ли назвать рассказ весёлым, смешным, юмористическим, поучительным? (С юмором говорит о своём поведении в этой необычной ситуации, уже переосмыслив всё произошедшее с ним.)
-Пригодятся ли знания вам, которые получили на уроке? Где? Когда?
Вывод: В незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринять все меры безопасности.
8. Рефлексия.
Работа по пословицам.
Слайд 17.
-Выберите пословицу, которая подходит к прочитанному произведению.
Отгадайте по ключевым словам героя рассказа.
-Наблюдательный, анималист, любознательный, любит животных. (Е. Чарушин)
-Беспокойный, чавкает, хищник, вепрь, громадный. (Кабан)
-Строгий, начальник, любит порядок, может наказать.(Серый журавль)
Слайд 18.
9.Домашнее задание.
-Составить вопросы для викторины по прочитанному произведению.
-Подготовить пересказ произведения.
-Подобрать загадки про животных.
-Подготовить сообщения о животных.
10.Итог урока.
-Протяните правую руку, в ней знания, которые были у вас. Протяните левую руку, в ней знания, которые получили на уроке. Соедините руки-закрепите знания.
-Как интереснее было работать - в паре или самостоятельно.
-Улыбнитесь. Настроение отличное. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям.
Слайд 19.
Закончить урок словами автора.
-Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!