СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Е.И. Чарушин «Кабан».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Е.И. Чарушин «Кабан».»

Урок литературного чтения в 4 классе.

Е.И. Чарушин «Кабан».

Цель: Расширить знакомство с творчеством Е. И Чарушина на материале рассказа «Кабан».

Задачи:

Обучающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научного текста; учиться делить текст на сюжетные линии; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ.

Развивающие: развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения.

Воспитывающие: воспитывать любовь к животным, наблюдательность, бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Развитие речи», портрет писателя, выставка книг, иллюстрации Е. И. Чарушина, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел опять звонок, начинается урок.

Любознательные дети знать хотят про всё на свете.

  1. Речевая разминка.

-Для чего нужна речевая разминка? (Чётко произносить звуки, выражать эмоции, настроение).

Слайд 1.Опускается туман.

Просыпается кабан,

Роет землю у реки,

Точит острые клыки.

- Как можно прочитать? (про себя, хором вслух, один ученик, шёпотом, скороговоркой, с испугом, как бы произнесла змея).

-О каком животном говорится в разминке?

-Назовите тему сегодняшнего урока.Слайд 2.



3. Проверка домашнего задания.

Выставка иллюстраций к прочитанным произведениям из раздела «Природа и мы».

-Прокомментировать свои работы.

4. Целеполагание.

- Какую цель поставим перед собой?

-Какие задачи поставим перед собой? (Узнать о ком говорится в произведении,узнать для чего автор написал это произведение, почему назвал произведение «Кабан»,какие особенности произведения.)

План.

1.Об авторе.

2.Название произведения.

3. Работа с текстом.

Слайд 3.

-Откуда можно узнать об авторе?(Из энциклопедий, у учителя, в библиотеке, в интернете).

5.Сообщения детей.

1.Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушина в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей.

2. Ни одного дня Женя не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

3. Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»-каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Волгу, держась за коровий хвост.

4.Отец Жени Чарушина был архитектором- художником. Ватман, тушь, краски- всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.В отличиеот своего отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

5. Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нём начал проявляться заложенный этой самой природой дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти, краски. И, оказалось, природа наградила его и даром художника. Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги. Первые рассказы Чарушина: «Щур», «Птенцы», «Волчишко»- не столько написаны, сколько «нарисованы». Их текст слит с иллюстрациями, он только дополняет рисунки.

6. Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник –анималист. Слово «анималист» означает «рисующий животных». С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. На страницах его рассказов мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового «котёнка» рыси и других малышей. И в каждом уже «угадывается взрослый зверь».

-Какое сообщение вызвало улыбку?

-Встретилось незнакомое слово-анималист. Что означает это слово?

Слайд 4. Слайд 5. Писатель иллюстрировал не только свои книги, но и книги других авторов. Прочитайте фамилии авторов. Что их объединяет? (Все авторы писали о животных, о природе.)

Слайд 6.

6.Работа по произведению.

Прогнозирование.

-О чём будем читать? (Повествование, описание, научный текст или рассказ).

Кабаны живут в лесу, питаются желудями, можно назвать дикими свиньями. Это дикое, хищное животное леса.

Первичное восприятие.

-Карандашом подчёркивайте незнакомые слова.

Слайд 7. Словарная работа.

Зоосад - это научно-просветительное учреждение, в котором содержатся в неволе, т.е. в клетках, вольерах илиполувольно на огороженных площадках дикие животные.

Слайд 8. Марал- крупный сибирский олень.

Студень- кушанье из сгустившегося от охлажденья мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы (холодец).

Унимать – прекратить, остановить.

Небоскрёб – высотный многоэтажный дом.

Стегать – бить прутиком.

Буянить – шуметь, драться.

Сопеть – издавать звуки.

Гуськом – друг за другом.

Беседа по содержанию.

-Где и когда происходят события, описанные в рассказе?

-Кто главный герой?

-В чём цель зоосада?

-Зачем автор пришёл в зоосад?

Работа в группе.

Задание. Запишите на карточках, каких животных описывает Е. Чарушин в рассказе «Кабан».

Проверка.

Выборочное чтение.

-Прочитайте отрывок о животном, которое увидите на экране.

Слайд 9. Марал.

Слайд 10. Ягуар.

Слайд 11. Медведь – губач.

Слайд 12. Слон.

Слайд 13. Волки.

Слайд 14. Журавли-красавки, журавль серый.

Слайд 15. Кабан.

-Какие животные живут в Республике Коми? (Волки, серый журавль, кабаны, но они мигрируют).

Физминутка. Импровизация-пантомима. Работа в паре.

Где мы были - мы не скажем.

О ком читали - мы покажем.

(Слон, волки, ягуар, журавли)

Составление плана. Работа в группе. Проверка.

  1. Утро в зоосаду. (Описание животных.)

  2. Кабаны на воле.

  3. Опасность миновала.

В какой части рассказа меняется эмоциональный настрой автора? (2)

Игра «Эмоции». Работа в паре.

-Выберите 1 предложение из шести и прочитайте с разными эмоциями.

Игра «Фотоглаз».Работа в группе.

-Разложите предложения в том порядке, как в рассказе.

Слайд 16.

- Проверить по слайду. Проследить, как развивались действия и эмоциональный настрой автора.

-С каким настроением работает художник до встречи с кабанами?

-Как повёл себя художник, увидев непрошеных гостей? Его эмоциональное состояние?

-Что так сильно напугало художника? За что беспокоится?

-Почему не кричит? Его решение?

-Что происходит в самый напряжённый момент? Состояние автора?

-Как повели себя кабаны? Зачитать отрывок.

- Пояснить слова –«простыми свиньями побежали в свой хлев».

-Чем закончилась история? Зачитать отрывок.

7.Обобщающая беседа.

-Чего устыдился автор?

-В каком предложении заключена главная мысль произведения?

-Почему Чарушин назвал свой рассказ «Кабан», ведь в зоопарке были и другие животные?(Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение.)

-Почему автор так их испугался?( Видимо, Чарушин тоже знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.)

-Почему мальчик не испугался?( Он кормит; постоянный посетитель; родители работают.)

-Можем ли мы смеяться за это над автором и осуждать за трусость?

-Можем ли назвать рассказ весёлым, смешным, юмористическим, поучительным? (С юмором говорит о своём поведении в этой необычной ситуации, уже переосмыслив всё произошедшее с ним.)

-Пригодятся ли знания вам, которые получили на уроке? Где? Когда?

Вывод: В незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринять все меры безопасности.

8. Рефлексия.

Работа по пословицам.

Слайд 17.

-Выберите пословицу, которая подходит к прочитанному произведению.

Отгадайте по ключевым словам героя рассказа.

-Наблюдательный, анималист, любознательный, любит животных. (Е. Чарушин)

-Беспокойный, чавкает, хищник, вепрь, громадный. (Кабан)

-Строгий, начальник, любит порядок, может наказать.(Серый журавль)

Слайд 18.

9.Домашнее задание.

-Составить вопросы для викторины по прочитанному произведению.

-Подготовить пересказ произведения.

-Подобрать загадки про животных.

-Подготовить сообщения о животных.

10.Итог урока.

-Протяните правую руку, в ней знания, которые были у вас. Протяните левую руку, в ней знания, которые получили на уроке. Соедините руки-закрепите знания.

-Как интереснее было работать - в паре или самостоятельно.

-Улыбнитесь. Настроение отличное. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям.

Слайд 19.

Закончить урок словами автора.

-Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!