СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения В.Ю. Драгунский "Главные реки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в учебник начальной школы 4 класс "Литературное чтение"  (УМК "Школа России"). 

В разработке представлена поэтапная работа над художественным произведением.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения В.Ю. Драгунский "Главные реки"»

Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки»


Цели: 1) продолжить знакомство учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского, познакомить их с рассказом «Главные реки»; учить анализировать прочитанное;


2) развивать представление о способах создания юмористической ситуации, умение выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, объяснять значение слов, устойчивых выражений, пословиц; развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям;


3) воспитывать желание хорошо учиться, быть ответственным и прилежным, дорожить дружбой.


Оборудование: портрет писателя В.Ю.Драгунского, выставка книг автора, запись аудиоспектакля по рассказу В.Ю.Драгунского «Главные реки», пословицы на таблицах, список черт характера героев произведения (+\-), сообщения детей о жизни писателя.


Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Дыхательная гимнастика и речевая разминка.


А) вдох через нос – выдох через рот и наоборот (3 раза)


Б) Работа со скороговоркой

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

(произнесение с разной силой голоса, с разной интонацией).


3. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением познакомились на предыдущем занятии? (Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»)

- Зачитайте отрывки, к которым вы подготовили иллюстрации.

- В каком предложении заключалась главная мысль сказки? (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет).

- Есть такое выражение «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой совет даёт в сказке Е.Шварц?





4. АОЗ

А) Сегодня мы продолжим знакомство с разделом «Делу – время, потехе – час». Мы вспомним о творчестве замечательного детского писателя В.Ю. Драгунского. Что вам уже известно об этом человеке?

  • Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, где жил с родителями. Вскоре после его рождения родители вернулись в Россию и поселились в белорусском городе Гомеле.

  • Отец его умер от тифа и Виктору рано пришлось начать работать, чтобы прокормить свою семью. Он работал шорником, лодочником, актёром в театре и в цирке.

  • В детской литературе стал известен как автор серии замечательных рассказов под общим названием «Денискины рассказы». Имя главного героя было выбрано не случайно, так звали младшего сына писателя.

  • Самые первые рассказы были напечатаны в журнале «Мурзилка».

  • Умер автор в Москве 6 мая 1972 года.


- Какие рассказы и сборники В.Драгунского вам известны? (Он живой и светится, Заколдованная буква, Расскажите мне про Сингапур, Тайное становится явным, Друг детства, Похититель собак и др.)


- Кто является главными героями его произведений? (Дениска и Мишка)


Б) - Что объединяет все его произведения? (юмористическое содержание, смешные).


- А что такое юмор? (смех, смешная ситуация, когда мы шутим)

Прочитаем в словаре Ожегова толкование этого слова (понимание комического, умение видеть и показывать смешное, насмешливое отношение к чему-нибудь; насмешливая и шутливая речь)


- А какие произведения можно назвать юмористическими? (особый вид произведений, представляющих изображаемое в комическом виде, с юмором; нечто смешное и комическое).


5. ФИЗМИНУТКА


6. Новая тема

А) Слушание рассказа В.Ю.Драгунского «Главные реки» (запись аудиоспектакля).


Б) Проверка первичного восприятия


- Понравился ли вам рассказ?

- С каким настроением вы его слушали?

- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?

- Какой момент рассказа показался вам самым смешным?

- Интересно ли вам было вновь встретиться с героями Дениской и Мишкой?


В) – Как вы думаете, мы слушали просто рассказ? (нет, это был аудиоспектакль).

- Чем отличается обычное выразительное чтение от услышанного? (здесь каждую роль играл отдельный актёр, меняли голос и интонации так, чтобы они соответствовали характеру и состоянию героя).

-Кто рассказывал всю историю? (Дениска Кораблёв)


Словарь: кругозор – объём интересов, знаний

декламировать – выразительно читать


Г) Чтение рассказа детьми (комбинированное)

Словарь: наивное лицо, ежеминутно, не срамись, сговорились, сверх программы.


ФИЗМИНУТКА (на расслабление мышц шеи и глаз)


Д) Анализ произведения

- Кто являлся рассказчиком в тексте? От чьего лица ведётся повествование? (от лица главного героя Дениски)

- Почему он попал в такую смешную и комичную ситуацию? (не выучил урока)

- По какой причине это произошло? (выборочное чтение)

- Проследите путь Дениски до класса в то самое утро. Найдите глаголы, которые говорят о его действиях. (вскочил, глянул, оделся, зашнуровал, поспел, успел, примчался, бежал, припустился, обошёл, вскочил).

- Вызывают у нас улыбку его действия? О чём говорят все эти глаголы? (мальчик очень торопился).

- Давайте задумаемся, почему нам смешно было слушать и читать этот рассказ? Как автор сделал его смешным, комичным? (примеры из текста)

  • Ученик соревновался с учителем (на 5 шагов обошёл Раису Ивановну)

  • Читает не те стихи и думает, что учитель этого не заметит (несоответствие, наивность)

  • Говорит запинаясь и повторяет вопрос «что?», переспрашивает, говорит ерунду, тянет время (мужичонка с ноготком)

  • Игра слов (неверно название реки) Как верно назвать реку? (Миссисипи)


- Какие ощущения возникли у мальчика, когда его вызвали к доске? («не хотелось вылезать из-за родимой парты», «я к ней как будто приклеился»)

- Каким вы представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми по-вашему мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)

Добрый (не держит зла на учителя, а даже жалеет её) , злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный, глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.


- Что вы можете рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить друга)

- Какими способами он пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?

- Что вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?


- Чему научила героя эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (до глубокой старости будет учить уроки)


Е) Выбери пословицу, которая по твоему мнению подходит к этому произведению и отражает его смысл.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Делано наспех – сделано на смех.

  • Чем дальше в лес, тем больше дров.

  • Враньё не ведёт в добро.

  • Делу – время, потехе – час.


-Чему нас научил этот рассказ?


Ж) Чтение по ролям


- Кто в основном ведёт диалог? (учитель и Дениска)

- Какие роли нужно исполнить? (Дениска, автор, учитель и Мишка)

- Кто должен читать слова автора? (тоже Дениска, он рассказчик)




7. Итог урока. Домашнее задание. Оценки.

- Могла ли такая история произойти в реальной жизни? Интересно было бы пообщаться с такими людьми, как Дениска и Мишка?

- Происходило ли с вами что-то похожее?

- Понравился вам наш урок? Что мы сегодня научились делать? (искать приёмы, с помощью которых автор сделал рассказ смешным)


- На следующем уроке мы научимся читать этот рассказ как радиоспектакль, а дома вы подготовите пока выразительное чтение по ролям.










































Конспект открытого урока литературного чтения по теме: В.Ю.Драгунский «Главные реки».

4 «Д» класс

(«Школа России»)










Учитель: Баринова С.И.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!