Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Тема: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»
Ход урока.
Постановка цели, актуализация знаний.
На фоне музыки учитель читает стихотворение.
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле …ВЕСНА!
За окном март. Зима не хочет уходить. Она еще грозит своими морозами, запоздалым снегом. Но мы чувствуем приход весны.
По каким приметам вы узнаете весну? (Солнце пригревает, день прибавляется, становится теплее, проталины появляются, птицы прилетают.)
Какие звуки у весны? ( Журчание ручейка, пение птиц)
Давайте послушаем голоса весеннего леса.
Прослушивание записи.
Такое птичье пение можно услышать в середине весны. А наша весна только начинается. Давайте расскажем об этом всем.
2.Работа над дикцией речи и развитие фонематического слуха.
1) Произнесите с разной интонацией слова
ласково, веселясь.
радостно
громко, восхищаясь.
3. Знакомство с произведением.
1) Фамилию, имя, отчество замечательного поэта, чье стихотворение о весне мы будем читать, вы узнаете, прочитав слоги: сначала в кружочках, а затем в треугольниках.
Федор Иванович Тютчев
( «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»)
2)Первичное чтение стихотворения «Зима недаром злится»
- Сейчас я прочитаю стихотворение Ф.И. Тютчева .
А вы постарайтесь представить то, о чем идет речь.
Учитель читает стих наизусть.
3) Проверка первичного восприятия.
Какие картины вы себе представили?. Расскажите.
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Радость, доброе, радостное впечатление.)
4) Словарная работа. Наращивание гласных и согласных.
Дар – даром – недаром.
Зло – злая – злила – злится.
Стук – стучи – стучит – стучится.
Суета – суетись – суетилась – засуетилась.
Краса – красна – прекрасна – прекрасное.
Мыл – мыла – умыла – умылася.
5) Повторное чтение.
Откройте учебники на странице 110.
Прочитайте стихотворение. Отметьте непонятные слова карандашом, поставив точку.
Дети читают самостоятельно стихотворение вполголоса.
6) Работа с толковым словарем
И все засуетилось – все беспорядочно, торопливо задвигалось.
Нудит – от слова нудеть, те говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего – нибудь. заставляет что-то сделать
Трезвон – птичье пение
Пуще – сильнее, больше.
Наперекор – против воли.
4. Анализ стихотворения.
Кто главные герои стихотворения?
Почему их имена написаны с большой буквы?
Автор пишет о зиме и о весне как о живых людях. Такой прием называется олицетворение.
Составление словесных рядов- элементов синквейна.
- Чтобы эти образы остались в нашей памяти надолго, создадим словесный ряд.
Какой рисует автор Весну? Найдите в тексте слова- признаки. Какой автор рисует Зиму?
Какие слова-действия в стихотворении помогают нам понять, что происходит между Зимой и Весной.
Зима Весна
Злая, старая Румяная, прекрасная.
Злится, хлопочет, ворчит, Стучится, гонит, хохочет,
взбесилась, пустила, убегая. шумит, умылася,
Ведьма Дитя
Уходи, зима седая! Весна идет! Весне дорогу!
Поэт в стихотворении показывает борьбу Зимы и Весны, борьбу добра и зла.
Кто победит?
Какие чувства следует передать при чтении? (восторга)
Как нужно читать это стихотворение? (С радостью) Попробуйте.
5. Выразительное чтение стихотворения.
- Сейчас мы проведем небольшое соревнование на лучшего чтеца.
3 человека читают.
6. Исследовательская работа. Работа в парах.
Ученикам раздаются листки с переставленными строчками стихотворения.
Чем стихотворение отличается от прозы? (В стихах есть рифма, ритм, образные слова)
Расставьте строчки в нужном порядке, пронумеруйте их.
7. Работа с картинами, музыкой.
Поэты для выражения своих чувств используют слово, художники – кисти и краски.
Посмотрите на репродукции картин. Какая из данных картин может служить иллюстрацией к стихотворению Тютчева? Не торопитесь. Ответ обоснуйте.
Композиторы выражают свои чувства звуками. Композитор Петр Ильич Чайковский создал много замечательных произведений. Среди них «Времена года». Мы сейчас прослушаем композицию, которая называется «Апрель».
Сядьте поудобнее, закройте глаза, постарайтесь представить весну.
Что вы представили, слушая музыку?
8. Творческая работа.
Как вы думаете, сочинять стихи – это легко или трудно?
Попробуйте себя в роли поэтов. Сочините стихотворение по заданной рифме.
Детям раздаются листочки со словами СОЛНЦЕ - ОКОНЦЕ.
2 –3 человека зачитывают свои стихи.
9. Итог урока. Рефлексия.
Многие люди любят читать стихи. Они получают удовольствие от этого, чувствуют настроение стиха, узнают что-то новое.
Сегодня на уроке вы работали очень хорошо. Мне понравилось, как вы читали стихи, какие картины описывали после прослушивания музыкального произведения, как сочиняли стихи.
А вам урок понравился?
С каким настроением вы покидаете урок? Оцените.
Я была бы рада, если бы вы мне на память подарили свои стихи.
10. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения, а кто желает, может выучить наизусть. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению (кто хочет)
Спасибо вам, ребята за урок.