СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект можно использовать на уроке литературного чтения во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится"»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»

Ход урока.

  1. Постановка цели, актуализация знаний.

На фоне музыки учитель читает стихотворение.

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле …ВЕСНА!

  • За окном март. Зима не хочет уходить. Она еще грозит своими морозами, запоздалым снегом. Но мы чувствуем приход весны.

  • По каким приметам вы узнаете весну? (Солнце пригревает, день прибавляется, становится теплее, проталины появляются, птицы прилетают.)

  • Какие звуки у весны? ( Журчание ручейка, пение птиц)

  • Давайте послушаем голоса весеннего леса.

Прослушивание записи.

  • Такое птичье пение можно услышать в середине весны. А наша весна только начинается. Давайте расскажем об этом всем.


2.Работа над дикцией речи и развитие фонематического слуха.

1) Произнесите с разной интонацией слова

  • Весна идет! Весне дорогу!

  1. ласково, веселясь.

  2. радостно

  3. громко, восхищаясь.


3. Знакомство с произведением.

1) Фамилию, имя, отчество замечательного поэта, чье стихотворение о весне мы будем читать, вы узнаете, прочитав слоги: сначала в кружочках, а затем в треугольниках.


Федор Иванович Тютчев
  • Какие стихи Тютчева вы знаете? Вам помогут слайды. Продолжите строчки.

( «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»)


2)Первичное чтение стихотворения «Зима недаром злится»

- Сейчас я прочитаю стихотворение Ф.И. Тютчева .

А вы постарайтесь представить то, о чем идет речь.

Учитель читает стих наизусть.


3) Проверка первичного восприятия.

  • Какие картины вы себе представили?. Расскажите.

  • Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Радость, доброе, радостное впечатление.)


4) Словарная работа. Наращивание гласных и согласных.

Дар – даром – недаром.

Зло – злая – злила – злится.

Стук – стучи – стучит – стучится.

Суета – суетись – суетилась – засуетилась.

Краса – красна – прекрасна – прекрасное.

Мыл – мыла – умыла – умылася.


5) Повторное чтение.

Откройте учебники на странице 110.

  • Прочитайте стихотворение. Отметьте непонятные слова карандашом, поставив точку.

Дети читают самостоятельно стихотворение вполголоса.

  • Какие непонятные слова встретились в тексте?


6) Работа с толковым словарем

И все засуетилось – все беспорядочно, торопливо задвигалось.

Нудит – от слова нудеть, те говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего – нибудь. заставляет что-то сделать

Трезвон – птичье пение

Пуще – сильнее, больше.

Наперекор – против воли.


4. Анализ стихотворения.

  • Кто главные герои стихотворения?

  • Почему их имена написаны с большой буквы?

  • Автор пишет о зиме и о весне как о живых людях. Такой прием называется олицетворение.


Составление словесных рядов- элементов синквейна.

- Чтобы эти образы остались в нашей памяти надолго, создадим словесный ряд.

  • Какой рисует автор Весну? Найдите в тексте слова- признаки. Какой автор рисует Зиму?

  • Какие слова-действия в стихотворении помогают нам понять, что происходит между Зимой и Весной.


Зима Весна

Злая, старая Румяная, прекрасная.

Злится, хлопочет, ворчит, Стучится, гонит, хохочет,

взбесилась, пустила, убегая. шумит, умылася,

Ведьма Дитя

Уходи, зима седая! Весна идет! Весне дорогу!


  • Поэт в стихотворении показывает борьбу Зимы и Весны, борьбу добра и зла.

  • Кто победит?

  • Какие чувства следует передать при чтении? (восторга)

  • Как нужно читать это стихотворение? (С радостью) Попробуйте.


5. Выразительное чтение стихотворения.

- Сейчас мы проведем небольшое соревнование на лучшего чтеца.

3 человека читают.

  • Чье чтение больше понравилось?


6. Исследовательская работа. Работа в парах.

Ученикам раздаются листки с переставленными строчками стихотворения.

  • Чем стихотворение отличается от прозы? (В стихах есть рифма, ритм, образные слова)

  • Расставьте строчки в нужном порядке, пронумеруйте их.


7. Работа с картинами, музыкой.

  • Поэты для выражения своих чувств используют слово, художники – кисти и краски.

  • Посмотрите на репродукции картин. Какая из данных картин может служить иллюстрацией к стихотворению Тютчева? Не торопитесь. Ответ обоснуйте.

  • Композиторы выражают свои чувства звуками. Композитор Петр Ильич Чайковский создал много замечательных произведений. Среди них «Времена года». Мы сейчас прослушаем композицию, которая называется «Апрель».

  • Сядьте поудобнее, закройте глаза, постарайтесь представить весну.

  • Что вы представили, слушая музыку?


8. Творческая работа.

  • Как вы думаете, сочинять стихи – это легко или трудно?

  • Попробуйте себя в роли поэтов. Сочините стихотворение по заданной рифме.

Детям раздаются листочки со словами СОЛНЦЕ - ОКОНЦЕ.

2 –3 человека зачитывают свои стихи.


9. Итог урока. Рефлексия.

  • Многие люди любят читать стихи. Они получают удовольствие от этого, чувствуют настроение стиха, узнают что-то новое.


  • Сегодня на уроке вы работали очень хорошо. Мне понравилось, как вы читали стихи, какие картины описывали после прослушивания музыкального произведения, как сочиняли стихи.

  • А вам урок понравился?

  • С каким настроением вы покидаете урок? Оцените.

  • Я была бы рада, если бы вы мне на память подарили свои стихи.


10. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения, а кто желает, может выучить наизусть. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению (кто хочет)

  • Спасибо вам, ребята за урок.