Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Психологический настрой. | Здравствуйте! Начинаем наш урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Поздороваемся друг с другом и настроимся на общение. С помощью игры «Привет , сосед!» | Дети здороваются друг с другом. Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви; Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
2.Речевая разминка. | - Прочитайте стихотворение так как будто вы очень далеко от меня и я вижу как шевелятся ваши губы. - Прочитайте стихотворение так как будто вы подошли ближе и я слышу шепот. - Прочитайте стихотворение так как будто вы рядом со мной и я слышу вас четко и ясно. Вспомните название и автора произведения, героем которого был кот? | Вот у тёплой печки кот Песенку свою поёт: День сегодня за окошком Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко, Мур, МУР, МУР… Ответы. | |
2.Самоопределение к деятельности. Мотивация | - Сегодня на урок я пришла не с пустыми руками, принесла с собой чёрный ящик, а что в нем, надо определить. - Посмотрите на слайд. Что есть общего у этих героев, отгадайте: Кто-то свяжет, кто сошьёт, Ту, что на голове живёт, И в мороз, не заменима. Уши вам согреет в зиму. - Правильно, это головной убор - шляпа. (достаю). - Но я принесла не одну, а ещё 6, разного цвета. Посмотрите, у каждой группы на столе шляпа, определенного цвета. Они нам понадобятся чуть позже. | Слушают загадку. Выделяют общий предмет. | Регулятивные: Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные: Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний |
3.Формирование темы и задач урока 4. Изучение нового материала. А)Подготовка к первичному восприятию текста. Словарная работа. | ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП - Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово. - Догадайтесь, кто это? - Почему? -С каким произведением этого автора мы знакомы? – Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему? – Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках. -И сегодня мы познакомимся с произведением, в названии которого есть слово «шляпа». Откройте учебник с.54 и прочитайте название. -Вы верите в то, что шляпы бывают живые? Что может их оживить. Аргументируйте свои высказывания -Назовите тему урока. -Какую же задачу мы перед собой поставим? - Ребята. Рассматривая обложку книги, как думаете. Кто будут главные герои рассказа? - Итак, сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. - Перед прочтением, традиционно словарная работа. Как называется низкий шкаф, с выдвижными ящиками для белья. Разных вещей? Как называется металлич. инструмент, согнутый на конце, используемый для выгребания углей, перемешивания дров? - Подберите синонимы к глаголам: Треснул - … Плюхнулся - … | Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений Николай Николаевич Носов «Затейники» Потому, что они интересные, нравятся детям. Николай Николаевич Носов «Живая шляпа» -Учиться понимать текст, анализировать, отвечать на вопросы по содержанию - Мальчики, кот -Комод - Кочерга - ударил, расколол, лопнул -упал, свалился | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Б) Первичное восприятие текста | Стратегия “Чтение с остановками” - Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками. Учитель- Начинаем читать произведение по «цепочке». -Как вы думаете, что плюхнулось на пол? -А кто попробует предположить, что произойдет дальше? -Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? - А читатели? -Значит автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, потому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа важна, и называется она вступлением. -Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? - Смелые они, или трусишки? Далее читаем по ролям. -Что же испугало мальчиков? -Понимали ли они, что шляпа не может быть живой? -Найдите слова в тексте, которые об этом говорят. - Значит они испугались, что знакомые предметы себя странно ведут. Далее читаем бинарно (два ученика вместе) -Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков? -Герои очень испугались, что же они предприняли? Далее читаем по ролям. Далее внимательно слушаем запись. -Кто из мальчиков вам больше нравится Володя или Вадик? Почему? -Что испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? -Почему Вадик стал обнимать и ласкать котёнка? - Как вы теперь думаете смелые мальчики Володя и Вадим или нет? -Как вы думаете какой это рассказ? - Вы рады, что ребята раскрыли всё-таки секрет живой шляпы? - Вам понравился рассказ? | Ученик читает до слов «…что-то плюхнулось – упало на пол…» Высказывают мнения. нет да Ответы детей До слов «…ай, прыг на диван, Володя за ним…» Шляпа двигалась. да Ответы детей До слов «…прибежали на кухню и дверь за собой закрыли…» Трясутся от страха Отвечают на вопросы, прогнозируют До слов «… и стали швырять её в шляпу…» Вадик посмелее Облегчение обрадовались, что прошёл страх. Стало жалко котёнка смелые смешной, юмористический | Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме |
5.Физкультминутка | Осторожно, как котенок, На носочках я пройдусь. Спинку я прогну немножко Распрямлюсь и потянусь. И из блюдца молочко Полакаю язычком. Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик. А потом свернусь колечком И усну у теплой печки. | дети идут на носочках -прогибают спинку, -потягиваются -выполняют движения головой вверх-вниз -поглаживают ладошкой животик -приседают, -опускают голову на колени | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
6. Включение в систему знаний и повторений. (проверка первичного восприятия текста) | -Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа» - А помогут нам шляпы. Они разного цвета, значит и задания будут разные. Белая шляпа – дают конкретные ответы на вопросы. Жёлтая шляпа – выполняя задание, находит позитивное, хорошее в рассказе. Чёрная – наоборот, отрицательные. Красная шляпа – задания , связанные с чувствами героев. У зелёной шляпы – творческое задание. А синяя – поведёт итог. - Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах. - Выполняем задания. | Называют правила работы в группах. Выбирают координатора. Работают 5-7 мин в группах, затем презентуют свою работу классу | Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов. Уметь находить дополнительные сведения по теме урока Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: Уметь обобщать и делать выводы |
7.Рефлексия. .Подведение итогов урока | Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков. Кто смел, тот и съел. У страха глаза велики. Велика голова, да мозгу мало. Трусливому зайке и пенёк волк. -Как называется рассказ, который мы читали? -Кто написал? --Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение? -Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему? - Кто главный герой рассказа? Он поможет нам подвести итог урока. К(качества ) Какие качества воспитывает рассказ? О(Оценка) Кого бы похвалили за активную работу в классе? Чем тебе понравился и запомнился урок? Т( ты) В чем ценность этого рассказа для тебя ? Оцените свою работу. Если у вас все получилось, вы выбираете котенка с короной. Если вам нужно быть более внимательным, то вы выбираете котенка с книгой. | Высказывают свои варианты ответов. Оценивают результаты своей работы. Координатор листы самооценки вывешивает на доску Ответы детей. Выполняют работу. | Регулятивные: Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. |
Домашнее задание. | - А задание будет следующее. Обязательно для всех: подготовить выразительное чтение по ролям отрывка На выбор: Дополнить диафильм своим кадром к рассказы «Оживить» предмет по своему выбору Подумать и составить рассказ – «Разговор шляпы и котенка» | Записывают в дневник | |