
Урок литературного чтения по теме:
Ш. Перро "Красная Шапочка».
Цели:
научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;
развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;
продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр ,тема, автор, заглавие;
обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;
воспитывать нравственные качества;
совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование: портрет Ш. Перро, выставка книг со сказкой Ш. Перро “Красная Шапочка” в разных изданиях, грамзапись “Сказки гуляют по свету”, сказочные герои: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка, характеристики героев (плакат-опора), настроения (плакат-опора),разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Ни минуты не теряй!
Эмоциональный настрой.
(грамзапись “Сказки гуляют по свету”, отрывок)
О чем – то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходят сказки…
II. Актуализация знаний.
Игра “Узнай героя”
- Какие ходят сказки, вы узнаете, когда угадаете имена героев (на доске: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка)
(Дети называют героя, название сказки)
- Кто автор этих замечательных сказок? (ответы детей)
- Сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. Он же автор сказок “Спящая красавица”, “Синяя борода”, “Рикке с хохолком”. По сказкам Ш. Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.
- Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?
- С какой сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда отгадаете загадку.
- Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте, о ком оно?
К нам сегодня в гости
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей,
Отнести корзиночку посланную ей.
Кто это? (Это Красная Шапочка). Правильно. Молодцы!
III. Актуализация знаний.
Работа в группах.
(Учитель раздает каждой группе разрезанные карточки героев сказки “Красная Шапочка” и предлагает их собрать).
- Назовите сказочных персонажей. В какой сказке они встречаются?
IV. Определение темы и целей урока.
- Какова тема урока?
(Ш .Перро “Красная Шапочка”)
- Какую поставите цель? (ответы детей)
- Приоткроем тайны сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”.
V. Работа по теме
- Приготовьтесь слушать.
1.Чтение учителем произведения.
2.Эмоционально - оценочная беседа.
- Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?
- Докажите, что прослушанное произведение сказка?
- Почему сказка называется “Красная Шапочка?”
Физкультминутка.
Свежий воздух мы вдохнем -
За грибами в лес пойдем:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди,
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На поляне у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберем,
И в обратный путь пойдем. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
3.Словарная работа.
- Вспомните и назовите слова, которые вам особенно понравились, запомнились, непонятные для вас.
- Выслушав вас, я поняла, какие слова у вас вызвали интерес.
На доске открывается запись:
деревня
дровосеки
мельница
башмачки
Красная Шапочка
бабушка
волк
1) Чтение по слогам.
2) Беглое чтение.
- Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им непонятны, как вы объясните?
(учитель предлагает слова для объяснения: дровосеки, мельница, башмачки.)
- А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”
4. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика героев).
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
Вспомните, с чего все началось
- Что произошло потом?
- Как заканчивается сказка?
(на доске учитель составляет план, идет параллельный пересказ детьми)

- Охарактеризуем героев сказки.
- Какой представляете Красную Шапочку?
- Каким показался Волк?
- Какие дровосеки, бабушка?
(ответы детей)
Дополнение учителя: вывешиваются плакат - опора и идет лексическое объяснение некоторых слов.
На доске:

Физкультминутка для глаз «Путешествие с Красной Шапочкой»
5. Упражнение в чтении.
- Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?
- А ответы Волка?
- Предлагаю задания на выбор.
1) Прочитать отрывок на стр.50 , постараться передать характер Красной Шапочки и Волка.
2) Прочитать слова и предложения из сказки на странице 51.
3) Предлагаю собрать слоги и прочитать “цепочку” слов.
На доске:

Проверка чтения.
- Кто желает подарить классу выразительное чтение?
- Поблагодарим своих товарищей. (Аплодисменты)
V. Работа с книжной выставкой.
- Рассмотрите книги. Какой теме посвящена выставка?
(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).
- На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.
VI. Итог урока.
- Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?
- Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.