Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
Герой сказа Бажова – труженик и художник (5 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: создать условия учащимся для осмысления художественной ценности сказов П.П.Бажова; дать характеристику Данилы как труженика и художника
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями; навыки пересказа;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику чтения.
Развивающие:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: - Друзья, помните слова известной детской песенки: «От улыбки хмурый день светлей»? Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь даже психологи советуют начинать утро с улыбки для себя перед зеркалом. Представьте, что ваш сосед по парте – это ваше зеркальное отражение, улыбнитесь ему. (Слайд 1) | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Обобщение ранее изученного 3.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | Проверка Д/З Беседа по вопросам - Перескажите понравившийся эпизод из сказа «Каменный цветок». - Почему именно этот эпизод был вами выбран для пересказа? Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным? Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему? Поэт Д.Бедный посвятил одному из сказов Бажова стихотворение: …Колдун уральский бородатый, Бажов нам дарит новый сказ. «Живинка в деле – сказ богатый И поучительный для нас. В нем слово каждое лучится, Его направленность мудра, Найдут чему здесь поучиться Любого дела мастера… - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Итак, тема урока: « Герой сказа Бажова – труженик и художник » - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в течение этого урока мы должны понять, почему именно такой человек стал героем сказов Бажова | Отвечают на вопросы Формулируют тему Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) | Лексическая работа - Объясните лексическое значение слов «мастер», «мастерство». - В каком произведении, изученном ранее, основной характеристикой главного героя являлось его мастерство? (Положительные герои русского фольклора исстари изображались как мастера. В сказке «Царевна-лягушка» впервые появляется имя царевны (Василиса Премудрая) тогда, когда героиня сказки начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В умении мастерски работать заключено высокое достоинство и ценность человека). - Какие черты народной сказки можно отметить в образе Данилы? - Почему его называют блаженным? (Блаженный – в высшей степени счастливый; не совсем нормальный, близкий к Богу, юродивый). Обращение внимания учеников на слайд с изображением Хозяйки Медной горы - Как вы думаете, что это за персонаж сказов? Почему вы так решили? - Какую смысловую нагрузку несет этот образ, на ваш взгляд? (Это поэтический образ, символизирующий творческий поиск и вечные стремления подлинного мастера, который живет в сказе. Этот образ символизирует также вечные сомнения подлинного мастера. Не всем открывает тайны своих кладов Хозяйка, а только людям, любящим труд, например, Даниле). - Какими людьми населены сказы Бажова? (Людьми самыми обыкновенными. Это те знаменитые труженики, отмеченные печатью знаменитого русского таланта, который творит не ради почестей, денег и славы, а потому, что не может ни минуты прожить без труда, ибо труд есть наивысший нравственный закон его жизни на земле). Просмотр учебного фильма «Уральские сказы Бажова» Работа по вопросам: - Герои сказов Бажова. Какими главными чертами, качествами они обладают? - Каким предстаёт русский человек в сказе «Каменный цветок»? | Дают толкование непонятных слов Отвечают на вопросы Запись в тетрадь Смотрят фильм, отвечают на вопросы Выполняют физкультминутку | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
Первичное закрепление знаний. Закрепление изученного материала | 1.Работа в парах Кто является главным героем сказов П.П.Бажова? (Славный рабочий человек). -А какова главная тема сказа? (Творчество человека) 2. Работа по вопросам Кто из героев сказа, кроме Данилы-мастера, вызывает у вас добрые чувства и почему? Почему сказ называется не Данила-мастер, а «Каменный цветок»? Олицетворением чего (символом чего) является каменный цветок? 4.Закрепление изученного материала Талантливый человек учится, но не повторяет учителя и не копирует мир: он создаёт свой. Жить по-своему – значит жить в одиночку. Бажовские мастера – все одинокие люди; для них одиночество – не трагедия, а условие труда: люди с их суетой, обидами и расчётами отвлекают от дела и мешают работать. Художник должен быть свободен. Данила работает не за вознаграждение, он свободен от власти денег. Мастерство он ценит превыше всего. - Как вы понимаете слова «А камень-то какой! Первый камень! Понимаете, первый!» Данила стремится поведать людям о природной красоте камня, показать его силу. Путь героя – попытка разгадать тайны природы, сделать живым самое, казалось бы, неживое – камень, но может ли быть для мастера неживым то, что создала природа? Для Данилы-мастера камень живой. - Почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень? - Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему она не сразу выполняет просьбу Данилушки? - Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот и пошёл Данилушка…» до слов «Сказала и рукой махнула». - Как вы понимаете слова Хозяйки: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». | Работают в парах Отвечают на вопросы. Выполняют задания, отвечают на вопросы Отвечают на вопросы | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. | Итог урока Исследователь творчества П.П.Бажова А.Л.Налепин писал: «Судьба рабочего человека, ступившего на дорогу творчества, прекрасна и трагична одновременно. До конца своих дней не будет ведать он житейского покоя, стремясь к недосягаемому идеалу. …Если ты мастер, то обречен на вечный поиск, и в этом истинное счастье настоящего художника». -Какими качествами должен быть наделён человек труда, настоящий мастер? Вывод. - Каким же в целом предстает русский человек в сказах П.П.Бажова? (Это человек – Труженик, активный созидатель, патриот, семьянин, мирный человек). - Можно ли работу П.П.Бажова над сказами назвать ювелирной? (Ювелирный (перен.) – с тщательной, тонкой отделкой?) (В бажовских сказах литература о простом русском человеке заговорила тем языком, который был понятен любому человеку. Слово утратило литературную отчужденность. Весь сказ становится монологом. Он адресован каждому читателю. Тщательно, до изнурения работал автор над сказами. Предпочитал в работе лаконизм, тщательно выстроенный сюжет. Это сплав фольклора и индивидуального творчества). -На уроке мне было сложно… -Урок помог задуматься… -Я понял… - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Запись в тетрадь | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. | Подготовиться к вн.чт. «Горный мастер» (сказ-продолжение), пересказ понравившегося эпизода. | Запись учащимися задания в дневники. | |
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Конспект урока русского языка
Диалог (5 класс)
Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.
Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
ввести понятие диалога, монолога, реплики;
формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в группах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в паре: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
информационный лист, карточки
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Минутка приятных воспоминаний. Учитель предлагает закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться. - Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало. (Слайд 1) (мордашка) | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | 1. Проверка д/з Индивидуальная работа по карточкам Карточка 1 Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи. Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре. До свидания закричал Знайка. Карточка 2 К словам автора допиши прямую речь. 1.) Дежурный сообщил: … 2.) … , - возразил товарищ. 3.) … ? – удивилась девочка. Карточка 3 Начертите схемы предложений. «А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка. Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт». Работа с классом. - Что такое прямая речь? - Из каких частей состоит прямая речь? - Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора? Проверка у доски 2.Запишите число, классная работа (Слайд 2) 3.Постановка проблемного вопроса? Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают? Диалог, монолог, реплика. (слайд 3) (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей (слайд 4) Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) (слайд 5) Реплика (от лат. replico — возражаю) (слайд 6) 4. Формулирование темы урока. Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Диалог» (слайд 7) -Какова же цель нашего урока? | 3 ученика работают у доски, остальные на местах ( карточки с различной мотивацией учащихся) Запись учащимися числа, «Классная работа» Записывают в тетрадь Записывают тему урока Формулируют цель. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) | 1.Работа с текстом. Прочитаем стихотворение В. Орлова «Ёж фонарик не включил». Ёж фонарик не включил Из лесной гнилушки И на ёлку наскочил Ночью на опушке. - Как твои иголки? – Ёж спросил у ёлки. - Все целы. А как твой нос? -Целый! – ёжик произнёс. - Извини! – промолвил ёж, Еле сдерживая дрожь. - Извини и ты, сосед,- Ёлка скрипнула в ответ. Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке Не сказали ни одной Колкости друг дружке. - Определите основную мысль стихотворения. - Кто участвует в разговоре? - Кому принадлежат слова «Как твои иголки?». Как вы узнали это? - Как вы думаете, что такое диалог? Прочитаем определение в учебнике. - Из каких частей состоит диалог? - Что такое реплика? - В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу героев стихотворения? - Обратим внимание, как диалог оформляется на письме. - Найдите в стихотворении реплику, которая не сопровождается словами автора Почему? Итог беседы. - Что такое диалог? - Из каких частей он состоит? - Как диалог оформляется на письме? Работа с картинками (слайд 8) | Читают стихотворение Отвечают на вопросы Работа с учебником Подводят итог. Участвуют в диалоге с учителем Физкультминутка | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). |
Закрепление изученного материала | . Особенности оформления диалога без слов автора. В. Бианки «Лис и Мышонок» - Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный? - Землю копал. - Для чего землю копал? - Норку делал. - Для чего норку делал? - От тебя, Лис, прятаться. - Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу! - А у меня в норке спаленка. - Кушать захочешь – вылезешь! - А у меня в норке кладовочка. - Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою. - А я от тебя в отнорочек – и был таков! - Кто разговаривает в этой сказке? - В чём особенность этого диалога? Составление своего диалога. Например, диалог с цветком на подоконнике (короткого от 3 до 6 реплик) со своим названием. Диалог записать в тетрадь. Герань и Вера - Здравствуй, Герань! - Здравствуй, Вера. - Почему ты засыхаешь? - Меня ребята не поливают. - Давай я тебя полью. - Спасибо. | Работа в парах Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь Самостоятельная работа ( Ролевая игра) | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. | Ответ на проблемный вопрос в начале урока Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают? (слайд 9) Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке? - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Отвечают на вопрос | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. | 1) подобрать 6 предложений с диалогом из народных сказок; 2) сочинить небольшую историю с использованием диалога; 3) упражнение. (слайд 10) | Запись учащимися задания в дневники. | |
1