Леонид Николаевич Андреев «Кусака».
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока – урок - размышление
Цели:
образовательные:
1) продолжить формирование навыков и умений литературного анализа:
определять тему, идею произведения,
исследовать композицию рассказа,
обсудить нравственные проблемы, поднятые автором,
сопоставлять восприятие мира писателя со своим о прочитанном и увиденном;
2) научить творчески перерабатывать произведение;
развивающие – развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь;
воспитательная – способствовать формированию гуманных чувств: любви и доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства сострадания к братьям нашим меньшим.
Оборудование: доска, мел, портрет писателя, ПК, мультимедиапроектор, презентация, текст рассказа Л.Н. Андреева «Кусака», стихотворение Сергея Есенина «Песнь о собаке», выставка книг, раздаточный материал.
Методические приемы: рассказ учителя, работа с текстом рассказа, выразительное чтение, составление плана и беседа по вопросам, работа в группе, творческое задание; реализация индивидуальных заданий.
Опережающее домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Песнь о собаке», подготовить анализ эпизодов.
Форма обучения – фронтальная, групповая (класс разделён на 4 группы)
Технология: информационно-коммуникационная
Запись на доске:
Дата (6 апреля), тема урока
Эпиграф к уроку:
В рассказе «Кусака» героем является собака,
ибо все живое имеет одну и ту же душу,
все живое страдает одними страданиями…
Л. Андреев
Ход урока:
Организационный момент. (СЛАЙД 1)
Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас всё получится. А теперь я попрошу вас открыть тетради, записать дату (6 апреля), классная работа.
2. Интрига
Учитель. Внимание на экран! (СЛАЙД 2)
(фрагмент Ералаша «У меня была собака» (1981 год Выпуск № 30 Сюжет № 1)
………………………………………………………………………………………………..
- Кто является главной героиней видеоролика? (Собака)
Учитель. А почему я выбрала именно этот фрагмент? (Главной героиней рассказа Леонида Николаевича Андреева «Кусака», с которым мы познакомились на прошлом уроке, тоже является собака) (СЛАЙД 3)
Учитель. Что объединяет видеоролик и рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака»? (И в ролике, и в произведении «Кусака» рассматривается образ собаки, где с хозяином собака прекрасна, а без него – несчастна; и то, и другое о жестоком, равнодушном отношении к животным и о безответственном отношении к ним).
Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Учитель. Мир, в котором мы живём, огромен, в нём есть всё: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нём уживаются верность и предательство, любовь и ненависть.
- Как не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь вам, подросткам? И как важно, чтобы в своих жизненных поисках вы чаще обращались к книгам, к писателям! (СЛАЙД 4)
Леонид Андреев - один из самых ярких, своеобразных писателей, который поможет найти ответы на многие и многие вопросы. Недаром Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».
Леонид Николаевич утверждал, что человек проверяется через общение с миром природы, через его отношение к «братьям нашим меньшим». (СЛАЙД 5)
Сегодня тема нашего урока звучит так: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Леонида Андреева «Кусака»).
(Запишите тему в тетрадь)
Учитель. Скажите, какие задачи сегодня стоят перед нами?
Ученики. Продолжить формирование навыков и умений литературного анализа:
определять тему, идею произведения,
исследовать композицию рассказа,
обсудить нравственные проблемы, поднятые автором,
сопоставлять восприятие мира писателя со своим о прочитанном и увиденном;
2) научить творчески перерабатывать произведение)
Учитель. Я очень рада, что ваши задачи совпадают с моими.
Учитель. Итак, сегодня на уроке мы будем размышлять о судьбе собаки, об отношении к ней людей, самого автора, об ответственности за тех, кого мы приручаем; попытаемся принять живое участие в этой непростой истории, попробуем повлиять на ход событий, изменить ситуацию, в которой оказалась героиня произведения.
Учитель. Героем рассказа является собака. Почему именно собака? (СЛАЙД 6) (Сам Андреев отвечал: « в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу и страдает одними и теми же страданиями». Эти слова и стали эпиграфом к нашему уроку).
(Запишите эпиграф в тетрадь)
Мотивация.
Учитель. Прежде чем мы начнем работать, я бы хотела обратиться к словам Конфуция, древнего мыслителя и философа Китая (запись на доске):
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать– и я пойму.
Учитель. Какие слова для нас сегодня будут главными? (Запомню и пойму)
Учитель. Верно. Итак, ваша задача: запомнить то, о чем мы будем говорить на уроке; понять, как нужно правильно обращаться с животными.
Беседа. Работа с выставкой книг
Учитель. Ребята, есть ли у вас собака? За что вы ее любите? Смогли бы вы её обмануть, предать?
- Как вы понимаете пословицу «Собака - друг человека»
Собаки всегда были рядом с человеком: и на охоте, и в походах, и даже летали в космос. Собака не раз спасала человека, рискуя собственной жизнью. Это верный друг, готовый на все ради своего хозяина, способный радовать и приносить много счастья своему хозяину. И порой она не только друг, а очень близкое, родное существо. Иногда она заменяет родных и любимых.
Учитель. Вспомните, кто из русских писателей до Л. Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга.
( «Муму» Иван Сергеевич Тургенев, «Белый пудель» Александр Иванович Куприн, «Белый Бим Черное ухо» Гавриил Николаевич Троепольский, «Каштанка» Антон Павлович Чехов, «Бешеная собака», «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Булька» Лев Николаевич Толстой и др.)
Учитель. Сейчас мы послушаем выступление ваших одноклассников, которые работали по теме «Образы собак в русской литературе», они расскажут нам о жизни собак в других произведениях.
(СЛАЙД 7) Каштанка
В русской литературе есть произведения, которые невозможно было бы представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова, где кличка собаки вынесена в заглавие.
Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столярА ей подсовывали табак, а еще мучили садистскими «фокусами». Только собачья преданность заставляла Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой.
В коротком рассказе происходит много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.
В день премьеры в цирке совершенно случайно оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка, виляя от счастья хвостом, мчится в прошлую жизнь.
Есть версия, что рассказ «Каштанка» создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым.
(СЛАЙД 8) Белый пудель
Пудель Арто был беленького окраса, подстрижен как лев, потому что ему так очень шло. Арто имел очень дружелюбный и спокойный характер. Он не лаял, был верным другом, всегда спешил на помощь своим товарищам. С дедушкой и мальчиком Серёжей его объединяла жизнь и повела нелёгкими путями бродячих цирковых артистов. За время своих скитаний Арто понял, что уже не может прожить без своих верных друзей, не может расстаться с ними.
В данном произведении автор раскрывает такое важное качество, как настоящая дружба между человеком и собакой.
(СЛАЙД 9) «Белый Бим Черное ухо»
Бим – шотландский сеттер. Его хозяин – бывший журналист Ивана Иванович Его срочно увозят в Москву на операцию. Бим, оставленный у соседки, скучает и однажды убегает, чтобы найти своего хозяина. С этого момента начинаются странствия Бима. По дороге он встречает множество людей и испытывает самое разное к себе отношение, вплоть до открытой ненависти и жестокости. Бим спустя некоторое время возвращается в родной двор, где преданно ждет возвращения хозяина. И тут происходит событие, которое приводит к трагической развязке.
Одна из жительниц дома вызывает бригаду, которая занимается отловом бродячих собак. Бим не дается в руки ловцам, и в результате оказывается раненым. Его все же забирают и отвозят в приют. Практически сразу же после этих событий домой из Москвы возвращается Иван Иванович. Он узнает, что случилось с Бимом, выясняет адрес приюта и тут же едет за своей собакой. Но приехав в приют, он узнает, что Бима уже нет в живых.
(СЛАЙД 10) «Лев и собачка»
«Лев и собачка» – трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: «Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней». Через год собачка умерла. Поразительно горе льва, который «бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих». Привязанность льва к собачке оказалась настолько сильной, что он разорвал
другую собачку, а спустя несколько дней, умер.
Учитель. Все названные произведения и книги, подобранные на выставку, посвящены одной теме и объединены общей идеей. Какой? (Человек – часть живого мира, человек и животные равны, беда животного исходит от человека. Нужно всегда помнить об огромной ответственности перед живым существом, которое решил обогреть, дарить счастье до конца.)
Учитель. (СЛАЙД 11) Ребята вы прочитали произведение Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие – то чувства.
Какие чувства вы испытали при прочтении? (Взволнованность, грусть, тоску, жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом).
Учитель. Рассказ вызвал жалость и сострадание к обездоленному, брошенному, одинокому животному: захотелось накормить его, приласкать.
6. Исследовательская работа в группах
Учитель. Для дальнейшей работы нам понадобятся 4 группы исследователей текста. Каждая группа получает задания, с которыми будет работать. (СЛАЙД 12)
Что вам поможет выполнить успешно работу?
Ученики. Текст. Правила работы в группе.
Правила работы в группе (на столе)
Внимательно прочитайте задания.
Правильно распределите задания, помня, что каждый выбирает то задание, которое ему по силам и которое ему нравится.
Работайте дружно.
Уважайте мнение товарищей.
Выберите выступающего.
1 задание
1 гр.- Какова тема, проблема рассказа?
(озвучивают вопрос)
Тетрадь:
Рассказ «Кусака» — история одинокой, живущей на улице собаки, которая в своей жизни не видела ни ласки, ни любви. Её глаза видели лишь жестоких людей, которые бросают в дворняжку палки и камни, свистят ей в след. Всё это наполнило её злобой. Но потом собака поселилась на одной из дач, на которую весной приехала хорошая семья. Они приласкали собаку, дали ей имя – Кусака, а потом… бросили. Тема произведения отражается в его названии - «Кусака».
В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» проблема добра и зла, проблема дефицита милосердия актуальна. Человек должен задумываться о последствиях своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение Леонида Николаевича Андреева.
2 гр.- Какова композиция произведения «Кусака»?
(озвучивают вопрос)
(Рассказ поделён на 5 частей, каждая из которых описывает тот или иной период в жизни Кусаки):
Тетрадь:
1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».
2. Как Кусака получила своё имя.
3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.
4. Отъезд дачников.
Кусака снова одна.
Цитатный план:
1. «Она никому не принадлежала, у нее не было собственного имени».
2. «У нее отняли ее непримиримую злобу».
3. «Всею своею собачьей душой расцвела Кусака».
4. «Как же нам быть с Кусакой»?
5. «Собака выла».
Первая часть и пятая перекликаются между собой, образуя кольцевую композицию.
Учитель. Кольцевая композиция - такое построение текста, при котором финал возвращает нас к началу произведения: к тому же месту действия или исходной ситуации.
Кольцевую композицию можно представить графически: (доска + тетрадь)
1) зима 2) весна, лето
Она Кусака
грязная, «Всей собачьей душою
расцвела Кусака»
некрасивая
злая
кольцевая
композиция
3) осень
собака промокшая,
грязная, несчастная
бродяга
(3 человека у доски работают со схемой, поочерёдно
3 человека комментируют схему на месте)
Повествование начинается с описания такого времени года как зима.
В начале рассказа собака изображается «грязной, некрасивой и злой». Равнодушие людей превратило её в злую, кусачую.
Автор называет собаку местоимением «она», потому что она бездомная, без
имени.
Наступила весна. С приездом дачников собака изменилась. У неё появилась кличка Кусака, Кусачка. «Всей собачьей душою расцвела Кусака: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлАс».
Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не
надо для полного счастья.
Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку.
3 гр.- Как вы поняли авторскую мысль? (Какова идея?)
(озвучивают вопрос)
Тетрадь:
Нужно беречь животных, заботиться о них, жалеть и ласкать. Плохое отношение к животным ведет к такому же равнодушию по отношению к людям.
Люди, способные на предательство четвероногого любимца, на жестокое обращение с ними, могут так же поступать со своими близкими, друзьями. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом пришёл домой и избил свою жену.
Мы в ответе за тех, кого приручили, ведь животные, как и люди, нуждаются
в постоянном внимании, ласке, помощи.
4гр. – Сравнить стихотворение Сергея Есенина «Песнь о собаке» и рассказ Леонида Андреева «Кусака». Что видим общего в этих произведениях? (Чтение наизусть стихотворения. Тексты - на партах).
(озвучивают вопрос)
Утром в ржанОм закУте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
В стихотворении Сергея Есенина «Песнь о собаке» и в рассказе Леонида Андреева «Кусака» лежит история собаки. И то, и другое произведение о жестоком отношении человека к животным. Мало кто задумывается над тем, что и у обычных собак тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.
Кроме того, на примере обычной собаки авторы данных произведений попытались показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены этого.
И С.Есенин, и Л.Андреев недоумевают, почему мир настолько жесток!
Учитель. Молодцы, ребята. С заданием справились: определили тему, идею произведения, исследовали композицию рассказа, выявили проблемы, поднятые автором.
Учитель. Как долго проходит перед нами жизнь собаки? На протяжении какого времени? (СЛАЙД 13-16)
Ученики. ……………………………………………………………………………………………..
Учитель. Сюжет построен на смене времён года. Андреев мастерскИ показал собаку в единстве с природой. Описание природы играет большую роль в передаче настроения Кусаки.
2 задание
Лингвистический анализ предложенных отрывков.
Учитель. Работаем в группах. Задание №2. (СЛАЙД 17) Вам дан отрывок из текста.
1гр. «Описание зимы»
2гр. «Весна»
3гр. «Осень»
4гр. «Мрак осенней нОчи»
Размышляя над данным отрывком, расскажите о своих чувствах и запишите в тетрадь известные вам тропы (Троп – это слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи)
1гр. Описание зимы. (СЛАЙД 18)
Что вы чувствуете, размышляя над этим отрывком. Назвать известные вам тропы.
Тетрадь: тропы(каждая группа - свои)
(прочитать отрывок)
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на одинокий неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк: то отражалась в стекле холодная звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч».
(Отрывок помогает глубже ощутить жуткое одиночество никому ненужной собаки. Эмоциональные эпитеты: чёрные окна, угрюмо глядят, неподвижный сад, остророгий месяц, пустая дача… помогают ощутить тоску, печаль, тревогу, то есть чувства, созвучные настроению собаки)
2гр. Весна. (СЛАЙД 19)
Что вы чувствуете, размышляя над этим отрывком. Назвать известные вам тропы.
Тетрадь: тропы(каждая группа - свои)
(прочитать отрывок)
«Наступила весна, тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс… Приехали из города дачники, целая ватага взрослых, подростков и детей, опьянённых воздухом, теплом, светом… В неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дёгтя и манил в светлеющую даль. Приехавшие дачники были людьми добрыми. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему»
(С приходом весны мир вокруг Кусаки оживает. Он наполняется разнообразными звуками, чувствами. Эпитет светлеющая (даль) нужен для понимания настроения собаки: появляется надежда на то, что всё еще будет хорошо. И действительно, Кусака вновь поверила людям, позволила приласкать себя. Метафора «теплом входило в них солнце» говорит о том, что хорошая погода действует на людей, и они становятся добрыми).
3гр. Осень. (СЛАЙД 20)
Что вы чувствуете, размышляя над этим отрывком. Назвать известные вам тропы.
Тетрадь: тропы(каждая группа - свои)
(прочитать отрывок)
«Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой»
(Этот отрывок передаёт мрачное настроение. Огни дач гаснут, наступает темнота. Мы предчувствуем беду. Из художественных средств можно выделить метафору - «жёлтыми огнями загорелась осень», олицетворение – «заплакало небо», сравнение – «гасили, точно свечи». Эти тропы усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже природа будто грустит вместе с собакой. Всё это предвещает горе, разлуку, одиночество)
4 гр. Мрак осенней ночи. (СЛАЙД 21)
Что вы чувствуете, размышляя над этим отрывком. Назвать известные вам тропы.
Тетрадь: тропы(каждая группа-свои)
(прочитать отрывок)
«ПоднялсЯ частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной нОчи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветливого неба».
(Жуткая, страшная картина. «Мрак»- слово, которое создаёт это ощущение. Его синонимы – мгла, тьма, чернота. Можно выделить олицетворение: мрак «надвигается, заполняет, выползает, льётся». Жуткая картина выползающего мрака усиливается частым дождём, который льётся с неприветливого неба в осеннюю длинную ночь.)
Вывод. (СЛАЙД 22) Итак, мы видим, что собака, действительно, изображена в единстве с природой. Описание природы играет большую роль в передаче настроения Кусаки. Когда Кусака одинока, в природе всё трагично: холод, слякоть, дождь. Когда собака любима, «то и вокруг – солнце, тепло, цветущие яблони и вишни».
3 задание
Учитель. И последнее групповое задание. Какой эпизод рассказа особенно запомнился вам, может быть, потряс воображение, заставил задуматься. Почему?
1 группа (СЛАЙД 23) (чтение понравившегося эпизода)
Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака….
— Жучка! — позвал он ее именем, общим всем собакам. — Жучка! Пойди сюда, не бойся!
Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:
— Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону!
Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога. (гл.1.)
Ученики. Поведение пьяного мужика потрясает жестокостью. Каждому живому существу необходима ласка, тепло, забота, участие. Поэтому Кусака доверилась, подошла к мужику. Но вместо ожидаемой ласки получает удар тяжёлым сапогом. И именно с этой встречи собака перестала окончательно доверять людям.
2группа (СЛАЙД 24) –(чтение понравившегося эпизода)
«Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара» (гл.2 –конец)
Ученики. Автор сравнивает ласку с ударом. Кусака и не привыкла к ласке и боится, что её в любой момент могут предать, а она не сможет уже защитить себя. То есть страх не совсем её покинул, собака ждала побоев, хотя люди ласкают её, кормят, играют с ней. В глазах собаки была странная мольба. Нам кажется, молила она, чтобы люди не бросали её, чтобы они стали ей друзьями. А этого не случилось. Она была для них только игрушкой, ею только забавлялись.
3группа - (СЛАЙД 25) (чтение понравившегося эпизода) Предательство Лели.
(4 гл)
— Как же нам быть с Кусакой? — в раздумье спрашивала Леля.
Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.
— Что у тебя за поза, Леля! Ну кто так сидит? — сказала мать и добавила: — А Кусаку придется оставить. Бог с ней!
— Жа-а-лко, — протянула Леля.
— Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь.
— Жа-а-лко, — повторила Леля, готовая заплакать.
Уже приподнялИсь, как крылья ласточки, ее темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:
— Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!
— Жа-а-лко, — повторила Леля, но не заплакала.
Ученики. Мы осуждаем поведение Лели. Приручив к себе собаку, она её бросает, не желает брать с собой. Причиной являются не жилищные условия, не материальные трудности, не состояние здоровья членов семьи, а то, что собака не престижная, не модная. Чувствуется душевная глухота Лели, её чёрствость.
Такими мы быть не должны. Если мы взяли собаку, то обязаны кормить её, ухаживать за ней, а не бросать. Мы в ответе за тех, кого приручили.
4 группа - (СЛАЙД 26) (чтение понравившегося эпизода)
Кусака одна осенней ночью воет на веранде покинутой дачи.(5 гл.)
Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно.
Ученики. Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.
Кусаку очень жаль. Она во второй раз поверила человеку, и теперь, после непродолжительного счастья, её боль ещё острее. Леля наносит такой удар бедному животному, после которого, наверное, уже никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели оборачиваются равнодушием к судьбе собаки.
7.Заключение.
Учитель. Хорошо, ребята, что вы затронули столь важный эпизод. Думаю, он потряс воображение каждого из нас.
Учитель. Почему же люди не смогли проявить милосердие к собаке, ведь дачники попались ей добрые? Разве доброты и жалости недостаточно для милосердия? Каких качеств им ещё недостаёт? Что бы вы включили в понятие «милосердие»?
Cоставим кластер. Какие у вас возникают ассоциации, когда произносите слово «милосердие»?
любовь
жалость сочувствие
д
оброта милосердие сострадание
забота сопереживание
понимание
Необходимы качества: СОЧУВСТВИЕ
СОСТРАДАНИЕ
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ЛЮБОВЬ
ЗАБОТА
Учитель. На что похож кластер? На солнце. Значит, милосердие похоже на СОЛНЦЕ! Все слова получились «тёплые и светлые».
Быть милосердным или оставаться равнодушным – это твой выбор.
Всё в твоих руках. (СЛАЙД 27)
Учитель. (СЛАЙД 28) Быть милосердным и сострадательным – это твой уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви».
8. Рефлексия.
Учитель. (СЛАЙД 29) Ребята, у каждого из вас на парте лежит маленькое «сердце». Выразите свое настроение, состояние души, написав свои пожелания Кусаке. Подарите свои «сердца» с пожеланиями Кусаке (ученики пишут пожелания Кусаке и прикрепляют их к портрету собаки).
Учитель. Ваши сердца открыты для добрых дел, если вы почувствовали милосердие, сострадание, ответственность «за тех, кого приручили».
9. Подведение итогов урока.
Учитель. Ребята, а теперь давайте подведем итог нашей работы.
Удалось нам реализовать поставленные задачи?
На уроке мы размышляли о судьбе собаки, об отношении к ней людей, самого автора, об ответственности за тех, кого мы приручаем; попытались принять участие в этой непростой истории, но повлиять на ход событий, изменить ситуацию, в которой оказалась героиня произведения, мы не успели.
Но это обязательно сделаете, выполнив домашнее задание.
10. Дифференцированное домашнее задание.
1) Учитель. Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка? Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?
Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.
– Кто виноват в том, что Кусака осталась одна на покинутой всеми людьми даче?
Люди, которые приручили собаку, и прежде всего, мама Лели и сама Леля.
– Как же нам изменить финал рассказа?
Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном
случае – Лелю и ее маму.
А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять
на решение мамы?
1вариант. Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.
2вариант. Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.
3вариант. Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.
У вас появилась возможность почувствовать себя художником.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Кусака», сопроводив её цитатами из текста.
Учитель. (СЛАЙД 30) Запишите задание на дом, выбрав то, которое вам понравилось и с которым вы сможете справиться (записать в дневник)
11. Выставление отметок и комментирование.
Учитель. Возьмите оценочные листы, в котрых вы можете увидеть критерии оценивания деятельности учащегося в группе. У каждого должны быть две отметки: две – от «соседей», одна – от «учителя». Соседи, поставьте «+» или « - » напротив каждого из критериев своему товарищу. Пять «+» - отметка «5», четыре «+» - отметка «4» и т.д. А потом я оценю вашу работу.
Оценивание деятельности на уроке
Ф.И. ученика | 1. | 2. | 3. |
1.Предлагает идеи | | | |
2. Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) | | | |
3.Помогает участникам группы | | | |
4.Внимательно слушает и задает вопросы | | | |
5.Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) | | | |
Отметка | | | |
Творческая работа.
Работа в группах. Учащиеся выполняют творческое задание: на предложенные темы написать синквейн.
Темы для написания синквейна:
Кусака.
Девочка Леля.
Синквейн - стихотворение из 5 строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму.
1-я строка. | Кто? Что? | 1 существительное |
2-я строка. | Какой? | 2 прилагательных |
3-я строка. | Что делает? | 3 глагола |
4-я строка. | Что автор думает о теме? | Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение |
5-я строка. | Кто? Что? (синоним темы, осмысление). | 1 существительное. |
Кусака | Лёля |
1.Бездомная, преданная. | 1.Весёлая, беззаботная. |
2.Привыкла, просила, выла. | 2.Приласкала, играла, забыла. |
3.Печальная участь бездомного существа. | 3.Девочка неискренне привязалась к собаке. |
4.Бродяга | 4. Предательство |