Тема: Мифы Древней Греции. Мифы о богах. «Олимп»
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели: 1) обучающая: раскрыть понятие о мифе, с происхождением мифов, с героями мифов, поэтичность, художественные достоинства мифа; выявить роль мифов в жизни древних цивилизаций; 2) развивающая: способствовать формированию навыков аналитического чтения художественного произведения, развивать устную связную речь учащихся, творческие, способности, 3) воспитательная: воспитать у учеников интерес к изучению русской литературы в целом и к данной теме, а также умение слушать учителя и своих одноклассников.
Оборудование: 1) учебник «Русская литература»: учеб. пособие для 5-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения; 2) презентация.
Ход урока
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!
Ребята, мы отправляемся с вами в сказочное путешествие к берегам Древней Греции. На уроках истории вы ещё окунётесь атмосферу жизни этой древней страны, где зародилось в Европе человеческая цивилизация. Сегодняшний урок – это только первая ступенька к познанию истории и культуры этой удивительной страны.
Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Мифы Древней Греции. Мифы о богах. «Олимп»».
*сообщение целей урока.
II Проверка домашнего задания
На доске написаны два имени главных героинь сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева» - Герда и Снежная королева. У учащихся на партах лежат характеристики героинь. Их задача: выбрать характеристики, отнести их или Герде, или Снежной королеве (прием «ассоциативный ряд»).
добрая
Герда
любящая
верная
храбрая
безжалостная
Снежная королева
жестокая
злая
бессердечная
III Объяснение нового материала
Вступительное слово.
А знаете ли вы, ребята, что слово миф – греческое слово.
Означает оно "сказание", "предание". Первые мифы возникли очень давно, много тысяч лет назад. Древний человек жил в постоянном общении с природой. Отовсюду его подстерегала опасность: в лесу — дикие звери, с небес — молния, грозящая пожаром. Продолжительная засуха или проливные дожди губили посевы, грозя голодом… Древние люди по-своему пытались объяснить появление жизни на Земле, причины различных природных явлений, перед которыми человек был бессилен. Они считали, что всё происходящее совершается по воле бессмертных существ – богов.. О жизни богов слагались сказания, которые позже стали называть мифами. Их передавали из поколения в поколение. И мифы оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к ним.
? Что же такое миф?
Миф — это придуманные нашими предками поэтическая картина мира, в которой отразились их взгляды на жизнь.
(запишите определение в тетради)
Многие писатели, музыканты, художники обращались и обращаются к мифам: на мифологические сюжеты написано множество картин, созданы музыкальные произведения. Многие мифологические образы встречаются в поэзии.
- Я хочу представить вам книгу Николая Куна "Мифы и легенды Древней Греции".
Это литературная обработка древнегреческих мифов. Здесь рассказывается о происхождении богов, о подвигах древнегреческих героев Написана она почти 100 лет назад. Эта книга будет интересна и взрослым, и детям.
Просмотр презентации «Боги Древней Греции»
Слайд 3 Это литературная обработка древнегреческих мифов. Здесь рассказывается о происхождении богов, о подвигах древнегреческих героев. Написана она почти 100 лет назад
Слайд 6 Зевс - Верховный бог древних греков. Зевс дал людям законы и строго следит за их исполнением. Преступающих закон Зевс поражает молниями, за что ему дано прозвище Громовержец. В одной руке у Зевса волшебный посох – скипетр. Ударяя им, он обрушивает громы и сотрясает землю. Другой рукой мечет Громовержец молнии.
Слайд 7 Гера - Жена Зевса. Верховная богиня Олимпа. Гера – богиня брака. Перед свадьбой древнегреческие девушки молились ей о счастливой семейной жизни. В руке у Геры гранат – символ верности
Слайд 8 Посейдон - Бог всех морей и океанов. Вместе с супругой – прекрасной Амфитритой и сыном Тритоном он объезжает свои владения на колеснице. Он может наслать бурю или усмирить море.
Слайд 9 Аид - Суровый бог подземного мира. Всякий земной герой находит последнее пристанище в царстве мрачного Аида. Лишь прекрасная Персефона, дочь богини Деметры, способна усмирить его суровый нрав.
Слайд 10 Афина - Дочь Зевса, богиня мудрости и справедливости, лучезарная дева-воительница. Афина всегда помогает победить достойным.
Слайд 11 Афродита - Прекраснейшая из богинь. Богиня любви и красоты, ей подвластны сердца и смертных, и богов. Сын Афродиты – шаловливый Эрот – летает на белых крылышках и, забавляясь, из маленького лука стреляет по сердцам людей.
Слайд 12 Арес - Жестокий и беспощадный бог войны. Звон оружия и крики раненых – лучший звук для Ареса. Он появляется на поле боя и губит всех на своем пути. Ни люди, ни боги не любят Ареса.
Слайд 13 Деметра - Величественная и почитаемая богиня плодородия. Все цветет и плодоносит там, где появляется Деметра. Весна и лето радуют людей, когда гостит у матери прекрасная Персефона. Суровая зима настает, когда дочь отбывает к мужу – подземному царю Аиду.
Слайд 14 Гефест - Могучий бог огня и кузнечного ремесла. Его искусными руками выкован трон его матери Геры, но богиня не слишком жалует своего некрасивого сына. Гефест не живет на Олимпе: большую часть времени он проводит в своей кузнице.
Слайд 15 Аполлон - Златокудрый бог солнечного света, Аполлон покровительствует искусствам. Прозвище бога Мусагет, ибо он везде появляется с музами – богинями искусства. Аполлон и сам искусный музыкант и певец.
Слайд 16 Артемида - Юная Артемида – родная сестра Аполлона. Богиня живой природы, она любит обходить леса и поля. Всякое живое существо найдет в ней свою заступницу.
Слайд 17 Гермес - Бог торговли, гимнастики и красноречия успевает повсюду на крылатых сандалиях. Часто олимпийцы отправляют Гермеса по разным поручениям на землю – быстрее молнии мчится юный бог.
Слайд 18 Дионис - Сын бога Зевса Дионис покровительствует виноделию. Там, где он, всегда весело. Прекрасные нимфы сопровождают Диониса, они поют хвалебные песни в честь юного бога.
Выразительное чтение мифа «Олимп» (стр. 61 – 64)
? Где живут боги Древней Греции?
? Что такое Олимп?
Анализ текста
? Каким вы представили себе Олимп и его жителей?
? Как звали самого главного бога древних греков? Найдите, как описывает автор Зевса?
? Чем занимались боги?
? Как утверждает порядок на земле Зевс?
? Имена каких богов вам ещё запомнились?
? На кого они похожи? Чем?
? Чем они отличались от людей?
Работа с текстом
Физкультминутка
В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)
IV Закрепление нового материала
Викторина
1. Что такое миф?
Миф — это придуманные нашими предками поэтическая картина мира, в которой отразились их взгляды на жизнь.
2. Почему древние греки верили в существование богов?
3. Как называлась гора, на которой обитали боги? Олимп
4. Как звали главного греческого бога? Зевс
5. Чем повелевал Зевс?
Верховный бог древних греков. Зевс дал людям законы и строго следит за их исполнением. Преступающих закон Зевс поражает молниями, за что ему дано прозвище Громовержец. В одной руке у Зевса волшебный посох – скипетр. Ударяя им, он обрушивает громы и сотрясает землю. Другой рукой мечет Громовержец молнии.
6. Как звали жену Зевса? (Гера)
7. Чему она покровительствовала? Богиня брака
8. Символ власти Посейдона? Трезубец
V Подведение итогов урока
Ребята, мы с вами хорошо поработали, узнали много интересного. А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас сказал, какие боги вам запомнились.
VI Задание на дом
С. 61 – 64 подготовить близкий к тексту пересказ.
Домашнее задание пишется в верхнем левом углу доски, дублируется голосом, происходит контроль за фиксированием в дневниках.
VII Рефлексия
VIII Выставление отметок.
Выставление отметок и комментирование их.