3. Этап изучения нового материала Историческая справка Биографическая справка История создания комедии | Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с личностью Д.И. Фонвизина и с его знаменитой комедией «Недоросль». Открывайте свои тетради, записывайте число и тему нашего урока: Литература начала 19 века. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Ребята, но для начала нам нужно ознакомиться с исторической эпохой России начала 19 века. По своему политическому устройству Россия в начале 19 века была самодержавной страной. Во главе – император Александр I. Государственный строй по своей форме был самодержавно-бюррократический. От произвола бюрократии, от ее взяточничества страдали все слои населения. Ребята, какие главные события произошли в стране в начале 19 века?? Верно. А что преследовали декабристы? Верно. Таким образом получается, что возникает борьба «нового» со «старым», борьба развивающегося с отжившим, и тормозящим развитие. Ребята, начало 19 века принято считать временем культурного и духовного подъема в России. Во время правления Александра I открывались новые университеты, лицеи, гимназии Зодчество того времени развивалось в стиле классицизма. Были построены такие сооружения, как: Манеж, Опекунский совет на Солянке, Памятник Минину и Пожарскому. На слайде вы можете видеть здание Большого тетра, построенного в то время известным архитектором Осипом Бове. Живопись развивалась также в стиле классицизма. На слайде вы можете видеть портреты А.С. Пушкина, написанные разными художниками в 1827 году. В развитии театра большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. В них выступали и крепостные, и вольнонаемные актеры. Некоторые помещики становились театральными предпринимателями. На слайде вы можете видеть здание крепостного театра графа С.М. Каменского в городе Орел. Так выглядит театр на сегодняшний день. Начало 19 века часто называют «золотым веком» нашей поэзии, но нередко характеризуют и всю литературу этого столетия. На слайде вы можете видеть фамилии наиболее известных писателей того времени: А. С. Пушкин; В. А. Жуковский; А. С. Грибоедов; М. Ю. Лермонтов и др. В литературе появляются новые направления, такие как романтизм и реализм. Романтизм характеризуется следующими чертами: Восприятие свободы личности как высшей ценности; Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни — как разгадки этой тайны; Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах; Двоемирие; Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества; Важные черты романтического героя — гордость и трагическое одиночество. Для реализма характерно следующее: Изображение типических характеров в типических обстоятельствах; Правдивость, правда жизни, узнаваемость; Историческая конкретность в изображении жизни определенного времени; Важность социальных проблем: общество и личность, роль личности в истории и др.; Пристальное внимание к детали; Приближение языка художественного произведения к живой речи. Соответственно появляются и новые жанры: В реализме – рассказ, повесть, роман. В романтизме – роман, поэма, драма. Таким образом, окунувшись в историческую эпоху 19 века, мы можем представить какова была почва для писателей того времени. Давайте перейдем к знакомству с личностью и творчеством А.С. Грибоедова. Ребята, кто желает выступить со своей презентацией? Ребята, теперь перейдем к знакомству с пьесой А.С. Грибоедова «Горе от ума». Замысел комедии возник у автора еще в 1820г., но активная работа началась в Тифлисе. К началу 1822г. написаны первые 2 акта, а весной и летом 1823 в Москве – завершается 1 вариант пьесы. В 1824г. возникает новый вариант «Горе от ума» (первоначальное название «Горе уму»). Впервые комедия была опубликована уже после смерти автора, в 1833 г., а полностью – в 1862. А теперь давайте обратимся к афише комедии. Какие имена и фамилии употребил автор? Давайте прокомментируем их. Действующие лица: Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте Софья Павловна, его дочь. Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Александр Андреевич Чацкий. Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич. Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михаилович, муж ее, - Горичи. Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями. Графиня бабушка, Графиня внучка, - Хрюмины. Антон Антонович Загорецкий. Старуха Хлестова, свояченица Фамусова. Г.N. и Г.D. Репетилов. Ребята, где происходит действие комедии? Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова. Какая интрига завязывается в самом начале? Почему Фамусов позволил обмануть себя? Ведь ситуация была очень откровенна, рассказ Софьи о сне прозрачен: она не может сразу отрешиться от забытья музыки и любви. Да и односложность ответов Молчалина, вмешательство Софьи для Фамусова подозрительны. Но Фамусов так ничего и не узнал. Почему? В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий? Что заставило Чацкого уехать из Москвы? Как его встречает Софья? Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах? Ребята, таким образом, между кем возникает конфликт в пьесе? Верно. То есть это борьба века нынешнего (Чацкий) и века минувшего (Фамусовское общество). Ребята, читая второе действие, проследите развитие конфликта в пьесе. | Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока. Отечественная война 1812 года; Возникновение тайных обществ будущих декабристов. Декабристы ратовали за свободную жизнь. Они вели борьбу с консерваторами-реакционерами, которые в свою очередь стремились сохранить ветхозаветные порядки. Декабристы преследовали следующее: Ликвидацию крепостного права; Ликвидацию самодержавия; Уничтожение всех сословий, уравнение их прав; Народное правление. Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально. С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты – комедия «Молодые супруги», представлявшая собой перевод французской пьесы, статья «О кавалерийских резервах», «Письмо из Брест-Литовска к издателю». В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным. В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент». В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом. Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником – генерал А.П. Ермолов, чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором Грибоедов был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии «Горя от ума». Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в рукописных списках. Только небольшие фрагменты «проскользнули» в печать: их в 1825 г. включил в номер альманах «Русская Талия». Детище Грибоедова получило высокую оценку А.С. Пушкина. Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно возвратиться на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости, после чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках находили рукописные копии его комедии. Тем не менее за отсутствием доказательств следствию пришлось освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей. В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность - полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел «политическую ссылку», планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург. Добираясь до места службы, в течение нескольких месяцев он жил в Тифлисе, где в августе состоялось его венчание с 16-летней Ниной Чавчавадзе. В Персию он уехал уже с молодой супругой. В стране и за ее пределами существовали силы, которых не устраивало усиливавшееся влияние России, которые культивировали в сознании местного населения неприязнь к ее представителям. 30 января 1829 г. находившееся в Тегеране русское посольство подверглось жестокому нападению озверевшей толпы, и одной из его жертв стал А.С. Грибоедов, которого изуродовали до такой степени, что опознали потом только по характерному шраму на руке. Тело увезли в Тифлис, где последним его пристанищем стал грот при церкви Св. Давида. От лат. fama – молва. Подчеркивает зависимость героя от общественного мнения, от молвы. С англ. переводится как «знаменитый», «известный». «Мудрая» «Почитающая Бога». Уменьш.-ласкат. суф. говорит о положительном отношение персонажей к ней. Молчит. Не высказывает своего мнения. «Защитник» + «Храбрый». От «скалить зубы» - насмехаться. От франц. repeter – «повторять». Не имеет своего мнения, повторяет чужие мысли. В доме Фамусовых. Дом богат, просторен, и скучен. Всё как полагается— и никаких следов личности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна. Софья, вероятно, не только из-за любовного нетерпения говорит Молчалину: «Идите; целый, день еще потерпим скуку» Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого — завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина. Прежде всего, при всей грубости, Фамусов простодушен. Так, хваля свои заботы о дочери, он рассказывает о мадам Розье, которую «умел принанять» как «вторую мать»; но тут же оказывается, что проницательность его была не слишком острой: «редкие правила» этой «старушки-золота» не помешали ей удрать к другим «за лишних в год пятьсот рублей». Задавая вопросы, Фамусов почти не дает говорить другим; он так словоохотлив, что, перескакивая с одного предмета на другой, почти забывает о своих намерениях. Но одним этим трудно объяснить его согласие закрыть глаза на всё, что он видел. Пожалуй, главная причина его слепоты в том, что он и не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится «хлопот». Ведь если всерьез все это принять, надо идти на скандал с Софьей, гнать Молчалина... Фамусов не любит перемен, ему удобно жить так, как он живет. И меры предосторожности сводятся к тому, что он всех распекает и «уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед», чтобы не оставить своего секретаря с дочерью. Это 7 явление 1 действия. Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии. Скука, которую не могла побороть даже влюбленность в Софью. Его взыскательный критицизм вел неизбежно к «огорчённости», она заслоняла радость любви. И Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни, просветления ее. Любовь к родине (недаром он говорит о «дыме отечества») и влюбленность в Софью возвращают его в Москву. Чацкий — герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только незаконны» — им нечем питаться. Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого: Вы рады? в добрый час. Однако искренно кто ж радуется эдак? Мне кажется, так напоследок Людей и лошадей знобя, Я только тешил сам себя. Своей иронией Чацкий обличает московский нравы: Ну что ваш батюшка? Все Английского клоба Старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век? А этот, как его, он турок или грек? Тот черномазенький, на ножках журавлиных, Не знаю, как его зовут, Куда ни сунься: тут как тут, В столовых и в гостиных. А трое из бульварных лиц, Которые с полвека молодятся? Родных мильон у них, и с помощью сестриц Со всей Европой породнятся. А наше солнышко? наш клад? На лбу написано: Театр и Маскерад; Дом зеленью раскрашен в виде рощи, Сам толст, его артисты тощи. На бале, помните, открыли мы вдвоем За ширмами, в одной из комнат посекретней, Был спрятан человек и щелкал соловьем, Певец зимой погоды летней. А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Опять увидеть их мне суждено судьбой! В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется против чего выступает Чацкий, каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, к рабской морали косности, к идеалам "века минувшего", "невежеству". Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине. Между Чацким и Фамусовским обществом, которому герой противопосавлен. | Презентация: слайд 1. Презентация: слайд 2. Презентация: слайд 3. Презентация: слайд 4. Презентация: слайд 5. Презентация: слайд 6. Презентация: слайд 7. Презентация: слайд 8. Презентация: слайд 9. Презентация: слайд 10. Презентация: слайд 11. Презентация: слайд 12. Презентация: слайд 13. |