СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы на тему «А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему «А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»»

Тема урока: Литература начала 19 века. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественной литературы; приобщить учащихся к высокому нравственному и духовному  миру литературы; формировать у детей качества нравственной личности.  

  • Развивающие: продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать у учащихся следующие умения: работа с текстом, выделение главного и существенного, обобщение и вывод по прочитанному.

  • Обучающие: дать сведения об исторической эпохе начала 19 века; познакомить учащихся с биографией А.С. Грибоедова, пробудить интерес к его личности; дать представление о комедии «Горе от ума» как о произведении, сочетающем разные литературные направления.

Задачи урока:

  • Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературы путем выразительного чтения эпизодов комедии; продолжить воспитание духовно-развитой личности.

  • Развивающие: развивать умение анализировать драматические произведения, работать с художественным текстом; продолжить развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям.

  • Обучающие: познакомить учащихся с культурой и литературой России начала 19 века; пробудить у учащихся интерес к жизни и творчеству А.С. Грибоедова; раскрыть проблематику и идейное содержание комедии «Горе от ума», рассмотреть систему образов, жанровое своеобразие произведения.

Оборудование: проектор, интерактивная доска.

Использованная литература: рабочая программа, учебник-хрестоматия для 9 класса под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

План урока:

1.Оргмомент (2 мин.)

2. Д/з, инструктаж по его выполнению (3 мин.)

3. Этап изучения нового материала (33 мин.)

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок (2 мин.)



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Учащиеся приветствуют учителя.


2. Д/з, инструктаж по его выполнению

Ребята, дома вам нужно будет выполнить следующие задания:

1. Читать 2 действие комедии «Горе от ума»;

2. Выучить наизусть 2 монолога: «А судьи кто?» и «Петрушка, вечно ты с обновкой..».

Запись д/з. Учащиеся распределяют вопросы на выбор.


3. Этап изучения нового материала







Историческая справка





































































































Биографическая справка























































































































История создания комедии
























































Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с личностью Д.И. Фонвизина и с его знаменитой комедией «Недоросль». Открывайте свои тетради, записывайте число и тему нашего урока: Литература начала 19 века. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».


Ребята, но для начала нам нужно ознакомиться с исторической эпохой России начала 19 века.

По своему политическому устройству Россия в начале 19 века была самодержавной страной. Во главе – император Александр I. Государственный строй по своей форме был самодержавно-бюррократический. От произвола бюрократии, от ее взяточничества страдали все слои населения.

Ребята, какие главные события произошли в стране в начале 19 века??

Верно. А что преследовали декабристы?







Верно. Таким образом получается, что возникает борьба «нового» со «старым», борьба развивающегося с отжившим, и тормозящим развитие.



Ребята, начало 19 века принято считать временем культурного и духовного подъема в России. Во время правления Александра I открывались новые университеты, лицеи, гимназии


Зодчество того времени развивалось в стиле классицизма.

Были построены такие сооружения, как:

  • Манеж,

  • Опекунский совет на Солянке,

  • Памятник Минину и Пожарскому.

На слайде вы можете видеть здание Большого тетра, построенного в то время известным архитектором Осипом Бове.


Живопись развивалась также в стиле классицизма. На слайде вы можете видеть портреты А.С. Пушкина, написанные разными художниками в 1827 году.

В развитии театра большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. В них выступали и крепостные, и вольнонаемные актеры. Некоторые помещики становились театральными предпринимателями. На слайде вы можете видеть здание крепостного театра графа С.М. Каменского в городе Орел. Так выглядит театр на сегодняшний день.


Начало 19 века часто называют «золотым веком» нашей поэзии, но нередко характеризуют и всю литературу этого столетия.

На слайде вы можете видеть фамилии наиболее известных писателей того времени:

  • А. С. Пушкин;

  • В. А. Жуковский;

  • А. С. Грибоедов;

  • М. Ю. Лермонтов и др.

В литературе появляются новые направления, такие как романтизм и реализм.

Романтизм характеризуется следующими чертами:

  • Восприятие свободы личности как высшей ценности;

  • Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни — как разгадки этой тайны;

  • Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах;

  • Двоемирие;

  • Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества;

  • Важные черты романтического героя — гордость и трагическое одиночество.

Для реализма характерно следующее:

  • Изображение типических характеров в типических обстоятельствах;

  • Правдивость, правда жизни, узнаваемость;

  • Историческая конкретность в изображении жизни определенного времени;

  • Важность социальных проблем: общество и личность, роль личности в истории и др.;

  • Пристальное внимание к детали;

  • Приближение языка художественного произведения к живой речи.


Соответственно появляются и новые жанры:

В реализме – рассказ, повесть, роман.

В романтизме – роман, поэма, драма.


Таким образом, окунувшись в историческую эпоху 19 века, мы можем представить какова была почва для писателей того времени.




Давайте перейдем к знакомству с личностью и творчеством А.С. Грибоедова.

Ребята, кто желает выступить со своей презентацией?































































































































Ребята, теперь перейдем к знакомству с пьесой А.С. Грибоедова «Горе от ума». Замысел комедии возник у автора еще в 1820г., но активная работа началась в Тифлисе. К началу 1822г. написаны первые 2 акта, а весной и летом 1823 в Москве – завершается 1 вариант пьесы. В 1824г. возникает новый вариант «Горе от ума» (первоначальное название «Горе уму»).

Впервые комедия была опубликована уже после смерти автора, в 1833 г., а полностью – в 1862.



А теперь давайте обратимся к афише комедии. Какие имена и фамилии употребил автор? Давайте прокомментируем их.


Действующие лица:


  • Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте 

 

  • Софья Павловна, его дочь.  


  • Лизанька, служанка.   



  • Алексей Степанович Молчалин,

  • секретарь Фамусова, живущий у него в доме.  

  • Александр Андреевич Чацкий.   

  • Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.   

  • Наталья Дмитриевна, молодая дама, 

  • Платон Михаилович, муж ее, - Горичи.  

  • Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями.   

  • Графиня бабушкаГрафиня внучка, - Хрюмины.   

  • Антон Антонович Загорецкий.   

  • Старуха Хлестова, свояченица Фамусова.   

  • Г.N. и Г.D.   

  • Репетилов.



Ребята, где происходит действие комедии?

Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели?  Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова. 







Какая  интрига  завязывается  в  самом  начале?




Почему Фамусов позволил обмануть себя? Ведь ситуация была очень откровенна, рассказ   Софьи   о   сне   прозрачен: она не может сразу отрешиться от забытья музыки и любви. Да и односложность ответов Молчалина, вмешательство Софьи для Фамусова подозрительны. Но Фамусов так ничего и не узнал. Почему?






















В  каком  явлении  появляется  Чацкий?  Как  входит Чацкий? 







Что заставило Чацкого уехать из Москвы? 






















Как его встречает Софья?









Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова  и  как  изменился  он  сам?
Против чего направлена ирония Чацкого?




































Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах? 



















Ребята, таким образом, между кем возникает конфликт в пьесе?

Верно. То есть это борьба века нынешнего (Чацкий) и века минувшего (Фамусовское общество). Ребята, читая второе действие, проследите развитие конфликта в пьесе.

Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока.







  • Отечественная война 1812 года;

  • Возникновение тайных обществ будущих декабристов.










Декабристы ратовали за свободную жизнь. Они вели борьбу с консерваторами-реакционерами, которые в свою очередь стремились сохранить ветхозаветные порядки.

Декабристы преследовали следующее:

  • Ликвидацию крепостного права;

  • Ликвидацию самодержавия;

  • Уничтожение всех сословий, уравнение их прав;

  • Народное правление.

























































































Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально.

С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты – комедия «Молодые супруги», представлявшая собой перевод французской пьесы, статья «О кавалерийских резервах», «Письмо из Брест-Литовска к издателю».

В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным. В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент».

В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом.

Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником – генерал А.П. Ермолов, чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором Грибоедов был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии «Горя от ума». Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в рукописных списках. Только небольшие фрагменты «проскользнули» в печать: их в 1825 г. включил в номер альманах «Русская Талия». Детище Грибоедова получило высокую оценку А.С. Пушкина.

Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно возвратиться на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости, после чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках находили рукописные копии его комедии. Тем не менее за отсутствием доказательств следствию пришлось освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей.

В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность - полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел «политическую ссылку», планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург.

Добираясь до места службы, в течение нескольких месяцев он жил в Тифлисе, где в августе состоялось его венчание с 16-летней Ниной Чавчавадзе. В Персию он уехал уже с молодой супругой. В стране и за ее пределами существовали силы, которых не устраивало усиливавшееся влияние России, которые культивировали в сознании местного населения неприязнь к ее представителям. 30 января 1829 г. находившееся в Тегеране русское посольство подверглось жестокому нападению озверевшей толпы, и одной из его жертв стал А.С. Грибоедов, которого изуродовали до такой степени, что опознали потом только по характерному шраму на руке. Тело увезли в Тифлис, где последним его пристанищем стал грот при церкви Св. Давида.




















От лат. fama – молва. Подчеркивает зависимость героя от общественного мнения, от молвы. С англ. переводится как «знаменитый», «известный».

«Мудрая»


«Почитающая Бога». Уменьш.-ласкат. суф. говорит о положительном отношение персонажей к ней.

Молчит. Не высказывает своего мнения.




«Защитник» + «Храбрый».

От «скалить зубы» - насмехаться.













От франц. repeter – «повторять». Не имеет своего мнения, повторяет чужие мысли.


В доме Фамусовых.

Дом богат, просторен, и скучен. Всё как полагается— и никаких следов личности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна. Софья, вероятно, не только из-за любовного нетерпения говорит Молчалину: «Идите; целый, день еще потерпим скуку»


Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря.

Неожиданный приезд Чацкого — завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.
Прежде всего, при всей грубости, Фамусов простодушен. Так, хваля свои заботы о дочери, он рассказывает о мадам Розье, которую «умел принанять» как «вторую мать»; но тут же оказывается, что проницательность его была не слишком острой: «редкие правила» этой «старушки-золота» не помешали ей удрать к другим «за лишних в год пятьсот рублей». Задавая вопросы, Фамусов почти не дает говорить другим; он так словоохотлив, что, перескакивая с одного предмета на другой, почти забывает о своих намерениях. Но одним этим трудно объяснить его согласие закрыть глаза на всё, что он видел.
Пожалуй, главная причина его слепоты в том, что он и не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится «хлопот». Ведь если всерьез все это принять, надо идти на скандал с Софьей, гнать Молчалина... Фамусов не любит перемен, ему удобно жить так, как он живет. И меры предосторожности сводятся к тому, что он всех распекает и «уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед», чтобы не оставить своего секретаря с дочерью.



Это 7 явление 1 действия.  Он  энергичен,  счастлив,  возбуждён,  предвкушает  встречу,  которую  так  долго  ждал.  Эта  первая сцена очень важна. Здесь   начало   того   трагического  заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.

Скука, которую не могла побороть даже влюбленность в Софью.  Его взыскательный критицизм вел неизбежно к «огорчённости», она заслоняла радость любви. И Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни, просветления ее. Любовь к родине (недаром он говорит о «дыме отечества») и влюбленность в Софью возвращают его в Москву.
Чацкий — герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только незаконны» — им    нечем    питаться.   





Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого:

Вы рады? в добрый час.

Однако искренно кто ж радуется эдак?

Мне кажется, так напоследок

Людей и лошадей знобя,

Я только тешил сам себя.


Своей иронией Чацкий обличает московский нравы:

Ну что ваш батюшка? Все

Английского клоба

Старинный, верный член до гроба?

Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и в гостиных.

А трое из бульварных лиц,

Которые с полвека молодятся?

Родных мильон у них, и с помощью сестриц

Со всей Европой породнятся.

А наше солнышко? наш клад?

На лбу написано: Театр и Маскерад;

Дом зеленью раскрашен в виде рощи,

Сам толст, его артисты тощи.

На бале, помните, открыли мы вдвоем

За ширмами, в одной из комнат посекретней,

Был спрятан человек и щелкал соловьем,

Певец зимой погоды летней.

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В ученый комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Опять увидеть их мне суждено судьбой!

  

В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется против чего выступает Чацкий, каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, к рабской морали косности, к идеалам "века минувшего", "невежеству".
Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.


Между Чацким и Фамусовским обществом, которому герой противопосавлен.









Презентация:

слайд 1.
























Презентация:

слайд 2.






Презентация:

слайд 3.








Презентация:

слайд 4.




Презентация:

слайд 5.













Презентация:

слайд 6.





Презентация:

слайд 7.

Презентация:

слайд 8.

















Презентация:

слайд 9.















Презентация:

слайд 10.









Презентация:

слайд 11.



































































































































Презентация:

слайд 12.












Презентация:

слайд 13.


4. Подведение итогов урока

Ребята, завтра мы с вами будем продолжать знакомство с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Если у вас нет вопросов, то вы свободны. Спасибо за урок!

Учащиеся благодарят учителя за урок.