Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть – Шоношская средняя школа №16»
«Научиться любить, научиться делать добро»
Конспект урока литературы по рассказу
Василия Ивановича Белова «Скворцы»
(Урок внеклассного чтения)
6 класс
Мицура Татьяна Михайловна -
учитель русского языка и литературы
(высшая квалификационная категория),
стаж работы –30 лет.
Домашний адрес: ул. Южная д.14, кв.1, пос. Усть-Шоноша
Вельского района Архангельской области.
Тел: 8 921 815 60 03
Рабочий адрес: пер. Школьный д.2, пос.Усть – Шоноша
Вельского района Архангельской области
Тел:8 (818- 36) 4 – 81- 36
п. Усть-Шоноша
2015 год
Урок внеклассного чтения.
Тема урока: «Научиться любить, научиться делать добро».
(По рассказу Василия Ивановича Белова «Скворцы»).
Эпиграф: Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
(Н. Тулупова)
Цель: выяснить, какими нравственными качествами обладает герой произведения.
Задачи урока:
Общеобразовательная:
-познакомиться с главным героем рассказа В.И.Белова «Скворцы»;
- понять мотивы поступка главного героя;
- выяснить, чему может научить рассказ.
Развивающая:
- развивать читательскую зоркость, связную речь обучающихся, творческие способности.
Воспитательная:
- воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
Оборудование:
1.Портрет В.И.Белова, его произведения, список произведений.
2.Иллюстрации с изображением скворца и скворечника со скворцом.
3.Рисованный диафильм (на слайдах).
4.Закладки с изображением скворца.
5.Рисунки обучающихся к данному произведению.
6.Грамзапись с голосами птиц.
7. Слова для словарной работы (на слайде).
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, иллюстративный, исследовательский, самостоятельная работа.
Педагогические технологии: элементы технологии развития критического мышления, проблемного обучения, исследовательской технологии.
ХОД УРОКА:
I. Вступление.
Слайд 1(В.Белов «Скворцы»).(Звучит грамзапись с голосами птиц. Чтение стихотворения, сообщение темы урока, обращение к эпиграфу).
Учитель: Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
..................................................
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
И, конечно, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель: Эпиграфом нашего урока являются слова Н. Тулуповой:
«Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды»,
а тема нашего урока:
«Научиться любить, научиться делать добро»
(По рассказу В.И.Белова «Скворцы»)
«Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя Родина, ты все также врачуешь мою душу зеленой тишиной».
- Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова? (Добрый, любит Родину, природу, людей, свой дом).
Учитель: Эти слова принадлежат В.И.Белову, замечательному русскому писателю, автору рассказа «Скворцы».
II. Работа с портретом.
Учитель: Иногда достаточно посмотреть на человека, чтобы определить, какой он. Я предлагаю вам обратиться к портрету писателя и сказать, какой это человек? Что вы можете сказать о писателе по его внешности: выражению лица, глазам, одежде?
(Лицо – круглое, морщинистое;
Лоб - высокий, широкий;
Борода – маленькая, аккуратная;
Рот - как бы приоткрыт;
Интеллигентный – галстук;)
Учитель: На лице пожилого человека – мудрость, морщинки у глаз и у носа.
Глаза устремлены на что – то, может быть, на свою землю, и он, возможно, хочет сказать: «Тихая моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной».
III. Слово о писателе.(Сообщение ученика).
Василий Иванович Белов – русский советский писатель, лауреат Государственной премии СССР 1981 года. Родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Жил в Вологде. Он почти наш земляк. Окончил литературный институт им.М.Горького в 1964 году. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины – матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.
Учитель: Обращаю ваше внимание на список произведений писателя, с которыми вы можете познакомиться. Приложение 1
IV. Постановка цели и задач урока:
Учитель: Давайте вместе определим цель и задачи нашего урока.
- С кем мы должны познакомиться? (С главным героем).
- Как вы думаете, что мы с вами должны выяснить на уроке? (Чему учит рассказ, почему так поступил герой, какими качествами характера он обладает…).
Слайд 2(«Цель и задачи урока»).
Учитель: Цель нашего урока:
- познакомиться с главным героем;
- выяснить, какими нравственными качествами обладает герой произведения и чему нас может научить рассказ.
Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга.
Первый вопрос вам: Кто главный герой произведения?
Проблемный вопрос: А почему рассказ о мальчике называется «Скворцы»? Мы должны выяснить это с вами в ходе урока.
V.Беседа по тексту.
Слайд 3(«Павлуня на кровати»).
- Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой семье он живет?
- Как родители относятся к мальчику?
- Любит ли Павлуня свой дом?
- Что видел Павлуня через окно? О каком времени года говорится в произведении? Зачитать.
- Почему мальчик с нетерпением ждал отца с работы?
VI. Чтение наизусть отрывков из рассказа.
Слайд 4 («Павлуня и отец делают скворечник»).
Первый ученик: Отец и Павлуня делают скворечник.
Слайд 5 («Отец ставит скворечник»).
Второй ученик: Каким получился скворечник? Где они его установили?
VII. Работа с книгой.
Слайд 6 («Прилет двух скворцов»).
- Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде «Прилет скворцов». Подтвердите текстом рассказа (стр.146).
- Как понимаете значение слова «обомлел»? (Оцепенеть, ослабеть от неожиданности)
- О чем беспокоится, тревожится Павлуня? («А где же остальные будут жить?»)
Слайд 7(«Два скворца в скворечнике»).
- Каково было поведение скворцов? Чем они привлекали к себе внимание людей? Задание: Зачитайте только глаголы, (стр.116-117).
Слайд 8 («Упавший скворечник»).
- Обратимся к эпизоду «История со скворечником». Какая произошла беда? Как писатель передает состояние и действия потрясенного чужой бедой мальчика (стр.117,чтение учителем эпизода до слов «Тут Павлуня увидел скворечник...»).
- Подумайте: как можно оценить такое поведение мальчика?
-А что было потом?
Задание: Зачитать последний абзац.
- Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят завтра? О чем говорит последнее слово «завтра»?
Учитель: Надежда! Она остается. Автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и скворцы прилетят.
VIII. Обобщение.
Учитель: Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока.
- Так почему рассказ о мальчике называется «Скворцы»?
IX. Составление синквейна.
Учитель: А теперь я хочу предложить вам необычное задание. Думаю, оно вам понравится. Синквейн (слово французское, означает «пять) – это стихотворение из пяти строк, то есть не просто стихотворение, а стихотворение, которое составляется по определенным правилам.
Слайд 9 («Синквейн»)
Задание: Составьте синквейн, охарактеризовав кратко главного героя рассказа.
X. Чтение синквейнов обучающихся и учителя.
Слайд 10 (Синквейн учителя).
XI.Работа над лексическим значением слов.
Учитель: В качестве домашнего задания группе ребят была предложена исследовательская работа, и все они были юными исследователями. Им необходимо было найти объяснение некоторым словам текста. Итак, заслушаем ребят и узнаем, какое лексическое значение имеют следующие слова?
Слайд 11(Карниз, штык, застреха, репейник, пуд, отава ).
Учитель: Другая группа ребят работала над рисованным «диафильмом». У меня вопрос к «художникам»: какие моменты вы изобразили и почему? Как определяли вы свой выбор?
XII. Проверка читательской зоркости обучающихся (Учитель читает вопросы, обучающиеся отвечают).
- Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А где намерзла эта сосулька? (На карнизе).
-На что она была похожа? (На штык).
-Было холодно, накапало. Откуда капало? (С застрехов).
- С чем сравнивается синее небо? (Обложкой на новой тетради).
- Как звали фельдшера? (Иван Яковлевич).
-Кем был отец Павлуни? (Трактористом). Кем была его мать? (Колхозница).
- Чем пахло от рук отца? (Трактором и снегом).
- Что принес отец домой с работы? (Фильтр масляный).
- Когда стало темно в доме, что зажег отец? (Десятилинейную лампу).
- Перечислите, какие инструменты занес отец в дом? (Топор, ножовку, рубанок, долото, молоток).
- С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы? (С веткой черемухи).
- Чем пахло от скворечника? (Смолой).
- Как называется трава, которая глянула на свет? (Отава).
- Как называлась черемуха, на которой висел еще первый скворечник в деревне? (Гурихина черемуха).
XIII. Проверка домашнего задания.
Учитель: У вас была возможность проявить свои творческие способности, раскрыться в слове. Дома вы писали письмо Павлуне с вашими мыслями о нем или пожеланиями. А некоторые из вас писали сочинение на тему: «Мои впечатления после прочтения рассказа В.И.Белова «Скворцы». Давайте зачитаем некоторые ваши письма Павлуне и отрывки из сочинений.
XV. Домашнее задание.
Учитель: Предлагаю вам дома написать продолжение рассказа: «Что ожидает героя завтра?».
XIV.Итог урока.
Учитель: Какими нравственными качествами обладает герой рассказа? (Доброта, милосердие, смелость…)
-Чему учит нас рассказ? (Любви ко всему окружающему, доброте, отношению к родителям, природе…)
XVI. Рефлексия.
Закончи фразу:
- Сегодня я узнал(а)…
- Я понял(а), что…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Учитель: Я вас благодарю за доброжелательную атмосферу на уроке, за умение слушать и слышать друг друга, за сотрудничество и хочу подарить вам закладки с изображением скворца. Приложение 2.
Заключение.
Учитель: В одном из стихотворений есть такие строки:
У нас в краю тебе помогут птицы
Узнать, какие души у людей.
Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как и аисты. Предлагаю вам сделать подарок Павлуне, то есть построить скворечник для птиц, чтобы мы с вами знали, что дом для птиц готов. Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас людям, природе, спешите делать добрые дела и помните:
Слайд 12(Эпиграф к уроку)
«Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды».
Спасибо за урок.
Список литературы.
1. Белов В.И. За тремя волоками: Повести; Рассказы; Очерки. М.: Художественная литература, 1989.
2.Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература». 5 класс. – М.: Просвещение, 1992.
3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва – 1960.
4.Сельский двор: Рассказы, отрывки из повестей. Составитель и автор предисловия И. Стрелкова. М.: Детская литература, 1984.
Приложение 1
Произведения В.И.Белова.
Повести:
«Деревня Бердяйка»,
«Привычное дело».
Юмористические рассказы и повести:
«Бухтины вологодские».
Сказка «Рыбацкая байка».
Книга стихотворений «Деревенька моя лесная».
Притча – шутка: «Прошла, матушка».
«Рассказы о всякой живности».
«Бобришный угор».
Сборники рассказов и повестей:
«Знатное лето»,
«Речные излуки»,
«Тиша и Гриша»,
«За тремя волоками».
Приложение 2.