СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме "«Анализ стихотворения «Бородино»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме "«Анализ стихотворения «Бородино»»

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

№ 15 села Преображенского Буденновского района»














Конспект урока литературы в 5 классе

по теме

«Анализ стихотворения «Бородино»





Литвишкина Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Ставропольский край Будённовский район

с. Томузловское улица Ленина, 31

356832

89283643228

[email protected]

















2017 год



Конспект урока литературы в 5 классе. Дата:

Тема: Анализ стихотворения «Бородино»

Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.

Я.Б.Княжнин

Цель урока: научиться понимать художественный текст на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Задачи.

Образовательная: знать содержание стихотворения «Бородино», модель работы с художественным текстом; уметь выразительно читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, находить средства художественной изобразительности.

Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса, овладение выразительными свойствами языка; развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательная: воспитание гражданской позиции; формирование гуманных отношений.

Общеучебная: обучение работе с текстом.

Оборудование:

  • Презентация “Не даром помнит вся Россия”

  • Учебник В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс»

Планируемые результаты

  • Личностные: осознание себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к другим народам, признание общепринятых морально-этических норм.

  • Метапредметные:

  • познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы;

  • коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

  • регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану;

  • личностные: осознаёт свои трудности и стремится их преодолевать, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

  • Предметные: знание содержания изучаемого произведения, умение воспринимать и анализировать текст, умение определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, умение давать характеристику героям.

  • Основные понятия: лирика, лирическое произведение, ритм, звукопись, эпитет, метафора, заимствованные и устаревшие слова

  • Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык.

Структура и ход урока

  1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята, посмотрите на меня – улыбнитесь, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Пусть всем будет приятно.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Слово учителя

Лермонтов – яркая всесторонне развитая личность. Один из самых загадочных поэтов XIX столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант. На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией поэта. Давайте вспомним основные этапы его биографии. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Подпишите листочки с обратной стороны.

Письменный опрос (тест)

Тест по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова

1.В каком году, где родился? (1814 г. в Москве)

2.Кто занимался его воспитанием? (бабушка)

3.Первое его учебное заведение (Московский благородный пансион)

4.Чем занимались по вечерам воспитанники этого учебного заведения (читали книги и обсуждали прочитанное).

5. За какое стихотворение поэт был сослан на Кавказ? («Смерть поэта»)

САМОПРОВЕРКА

- Итак, давайте посмотрим каковы наши итоги. Кто смог ответить без ошибок на вопросы теста? Молодцы.

-А у какого не получилось выполнить все задания? Значит, нам есть над чем работать.

- На прошлом уроке мы с вами уже прочитали это стихотворение.

- А что мы с вами будем делать сегодня на уроке, как вы думаете?

( Да, ребята, вы правы, мы будем работать сегодня над содержанием и художественными особенностями стихотворения, узнаем, что легло в основу сюжета (это последовательность и связь описания событий), какое значение имело и имеет это стихотворение и подвиг солдат для нас, потомков, наследников великой победы, описанной в стих. «Бородино») Но давайте , сначала расскажем отрывок наизусть.


  1. Работа над анализом стихотворения.

1) Беседа по вопросам

1.Когда было написано стихотворение?


2. В каком журнале впервые было напечатано?


3.О чем рассказывается в стихотворении «Бородино»?


4.Посмотрите в тексте и ответьте, кто главные герои в стихотворении?

5.В каких строках выражена идея стихотворения и в чем она заключается.


6.Откуда Лермонтов мог знать о войне 1812 года? Что легло в основу стихотворения?


7. От чьего имени ведется повествование


8. Ребят, в какой форме написано стихотворение?

9. Сколько частей мы можем выделить в тексте?

10.Какова композиция (структура) стихотворения? С чего начинается стихотворение и чем заканчивается? «Да были люди в наше время…»


11..Какие средства художественной выразительности использует автор в своем стихотворении? ( Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой) Эпитеты делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв.

(Сравнения: французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди)

Сравнения помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения.

12.Какие слова помогают «услышать» звук боя?

13.Какие звуки речи помогают услышать бой?

14.Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы придать стихотворению  живость и простоту?

15. Каким чувством пронизано всё стихотворение?

2) Работа в группах.

1 группа

Задание:

1.Определите тему произведения. О чём это произведение? (Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)

Тема произведения:______________________________________________________

2.Что такое композиция произведения? Какова композиция этого стихотворения?

Композиция – это___________________________________________________

3.Составьте простой план стихотворения. Что вначале изображает в своём рассказе старый солдат? В середине? В конце?(не менее 7 пунктов!)

План:_____________________________________________________________



План:

    1. Вступление

    2. Основная часть

  1. Отступление.

  2. Выбор место сражения.

  3. Ожидание боя.

  4. Ночь перед сражением.

  5. Клятва верности.

  6. Описание Бородинского сражения.

  7. Поле боя после сражения.



    1. Концовка

Слово учителя: Ребята, здесь очень необычная композиция. Если вы заметили, то начало и конец стихотворения практически повторяются. Такая композиция называется кольцевая. Откройте словарики и запишите новое определение.

Запись на доске: кольцевая композиция - это такое построение текста, при котором последний эпизод обращается к первому или просто повторяет его.

2 группа

1.Определите тему произведения. О чём это произведение? (Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)

Тема произведения:______________________________________________________

2.Что такое композиция произведения? Какова композиция этого стихотворения?

Композиция – это___________________________________________________

3. Задание:

Попробуйте составить цитатный план стихотворения, то есть словами из текста и записать в тетрадь. (Запись цитатного плана в тетрадях)

План:

  1. «Мы долго молча отступали…»

  2. «И вот нашли большое поле…»

  3. «Два дня мы были в перестрелке…»

  4. «Прилёг вздремнуть я у лафета…»

  5. «И умереть мы обещали…»

  6. «Вам не видать таких сражений…»

  7. «Тогда считать мы стали раны…»

4. Итог урока и рефлексия:

Заключительное слово учителя

Молодцы, ребята! Ваши ответы свидетельствуют о том, что во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком.

– Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Чему учились?

- Всё ли получилось?

- Достигли ли поставленной цели урока?

- Каково значение изобразительно-выразительных средств стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

- Что надо делать для того, чтобы любой текст был нам понятен?

-Мы закончили анализ стихотворения.


Ребята, выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание: перечитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», подготовить выразительное чтение отрывка «Бородинский бой