СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме "Н. С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда". Анализ повести-очерка по главам" (10 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Н. С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда". Анализ повести-очерка по главам".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме "Н. С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда". Анализ повести-очерка по главам" (10 класс)»

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема «Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ повести-очерка по главам»

Цели: проблемный анализ повести-очерка по главам; развитие умения внимательно читать текст художественного произведения, находить в нём ответы на вопросы, сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать уважение к историческому прошлому России, к её культуре и литературе.

Оборудование: тексты повести–очерка Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда; презентация «Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ произведения по главам»; электронная доска.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний

  • Объясните смысл эпиграфа произведения: «Первую песенку зардевшись спеть» (Поговорка)

  • Почему автор выбрал жанр очерка?

  • Почему впоследствии стали определять жанр произведения как повесть?



  1. Анализ повести-очерка «Леди Макбет Мценского уезда» по главам



  1. Главы 1 – 3



  • Что представляет собой семья купцов Измайловых? Расскажите о быте и нравах этой семьи.

  • Каковы занятия Катерины в доме Измайловых?

  • Как Катерина относится к своей жизни в замужестве?

  • Почему Катерина принимает ухаживания приказчика Сергея?



  1. Главы 4 -6.



  • Как спасает Катерина Измайлова Сергея от гнева своего свёкра Бориса Тимофеевича? Почему она так поступает?

  • Свидание Катерины и Сергея в саду. Какими предстают перед нами герои (их чувства, мысли)? Каким они видят мир вокруг себя?

  • К какому поступку и решению подталкивает Сергей Катерину?



  1. Главы 7 - 8.



  • В чём заключается символический смысл полусна-полуяви о коте?

  • Убийство Зиновия Борисыча. Каковы поведение и внутреннее состояние Катерины и Сергея во время этого события?



  1. Главы 9 – 10



  • О чём стал постоянно говорить Сергей Катерине в связи с приездом мальчика Феди Лямина?

  • Каково внутреннее состояние Катерины после слов Сергея о Феде Лямине?

  • Как вели себя Катерина и Сергей перед убийством мальчика?



  1. Главы 11 – 12

  • Каковы поведение и внутреннее состояние героев во время убийства мальчика? Как это их характеризует?

  • По какому поводу возникает тревога в доме?

  • Какова реакция окружающих на преступления в доме Измайловых?

  • Как Катерина и Сергей принимают наказание за свои преступления?



  1. Главы 13 - 14



  • В чём видит Катерина смысл своей жизни?

  • Как ведёт себя Сергей по отношению к Катерине Львовне?



  1. Глава 15



  • Какой поступок Сергея убеждает Катерину Львовну в том, что её возлюбленный – подлец?

  • Каковы причины безмерной обиды, какую переживает Катерина Измайлова?

  • Какова роль пейзажной зарисовки в отражении внутреннего состояния Катерины?

  • Каким образом и почему Катерина решила уйти из жизни?



  1. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С. Лескова и А.Н. Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой»



  • Позиции сравнения героинь:



  • Быт и нравы семей

  • Отношение к своей жизни в семье, занятия

  • Их воспоминания о прежней жизни

  • Чем стала любовь для каждой из них?

  • Трудно ли было нарушить общепринятые нормы?

  • Отношение окружающих к поступкам героинь.

  • Отношение автора к своей героине.

  • Какую роль играет образ в общей структуре произведения, какие проблемы реализует?



  1. Рефлексия

  • Каково отношение каждого из авторов к своей героине: Островского – к Катерине Кабановой; Лескова – к Катерине Измайловой?

  • К какой героине вы испытываете симпатию и почему?

  • Творческая манера какого писателя вам более интересна и почему?



  1. Домашнее задание

  • Завершить заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С. Лескова и А.Н. Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой»

  • Сделать выводы по таблице (письменно)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя