СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме: "Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». (Анализ 3-5 глав)".(8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.  Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». (Анализ 3-5 глав).

        Цель:    

  • знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление особенностей характера Василисы Егоровны и капитана Миронова, причин будущего падения крепости; смысла противостояния Гринева и Швабрина как чести, верности отеческим заветам и бесчестия, предопределяющего социальную измену;
  • развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом, развития коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления причин ссоры Гринева и Швабрина.

        

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.

 

ХОД УРОКА.

І.        Оргмомент.

 

II. Изучение нового материала.

1.Выявление  темы, цели, плана урока.

2.         Обращение к домашнему заданию (индивидуальное задание). (Выписать из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости, ответить на вопрос: «Какой предстает перед героем Белогорская крепость?» (задание 1 рабочей тетради, с.59, ч.1).

Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными, старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; низки и большею частию покрыты соломою, деревянный дом близ деревянной же церкви, старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира, чистенькая комнатка, убранная по-старинному, шкаф с посудой; диплом офицерский за стеклом, лубочные картинки. На улице бродило несколько куриц и свиней.

3.  Слово учителя.

По прибытии в Белогорскую крепость Петруша видит в доме коменданта лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, а также выбор невесты и погребение кота». Первые из означенных картинок - дань воинственным занятиям и воспоминаниям капитана Миронова; «выбор невесты» предвещает как будто судьбу Гринева. Лубочный сюжет «погребение кота» юный прапорщик причисляет к тем картинкам, которые «в нравственном как и художественном отношении не стоят внимания образованного человека». Для народной мудрости мыши, торжествующие кончину хитрого и злобного врага, — пример наивной доверчивости и пагубной предусмотрительности. В картинке этой можно видеть символ недолгого торжества восставшего народа и жестокой его расплаты за порыв к воле.

4.  Выразительное чтение фрагмента главы от слов «В эту минуту вошел урядник...» до слов «...Максимыч отведет вас на вашу квартиру».

5.     Индивидуальное задание.  (Выписать из текста реплики Василисы Егоровны, ответить на вопрос: «Как речь характеризует героиню?» (задание 2 рабочей тетради, с.59).

            6.    Слово учителя.

«Старинные люди, мой батюшка», — гласит эпиграф, тогда как Простакова у Фонвизина произносит: «Старинные люди, мой отец!»

«Батюшка» и особенно «мой батюшка» — любимое обращение к слушателю Василисы Егоровны, ее излюбленная присказка. Пушкин редактирует Фонвизина, максимально приближая свой эпиграф к тому, как говорят, как думают и как ведут себя персонажи гриневского повествования. «Старинные люди, мой батюшка» — так с полным правом могла сказать о себе и о своем окружении Василиса Егоровна Миронова. Так и воспринял их и нравственные принципы, которые они исповедуют, Петруша Гринев.

 

•  Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным?

Новые знакомые Гринева слегка комичны, вовсе не похожи на военных людей. Но добродушие, открытость, бесхитростность подкупают нас в Мироновых. Вот почему характеристика Швабрина несправедлива.

•          Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости?

Герой ожидал увидеть хорошо оснащенную крепость, готовую к отражению натиска врага, а оказался в мирной деревушке. Он рассчитывал на то, что военная жизнь будет веселой и яркой, полной приключений, однако сразу понял, что ошибся.

•         Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?

Крепость, которой суждено было принять удар восставших, была совершенно  к этому не подготовлена.

•    «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», — пишет в начале главы Петр Гринев.  Почему изменилось настроение героя?

Гринев произведен в офицеры. Он привязался к доброму семейству, полюбил  Машу.

•          Расскажите о занятиях Гринева в крепости по подобранным вами ключевым словам. Упомянуты ли в главе военные занятия героя?

Петр обедал, читал, занимался переводами, писал стихи, беседовал со Швабриным. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.

 

7.     Индивидуальное задание.

•          Каким предстает Швабрин в 3 главе?

Швабрин смугл, некрасив собою. Он служит в Белогорской крепости пятый год: сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Швабрин, несомненно, умнее Гринева; он был даже связан с В. К. Тредиаковским. Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ. Значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке — месть подлеца. Эгоист и скептик, Швабрин не способен на подлинную, готовую на жертвы любовь. Его отношение к Маше — чисто эгоистическая страсть, соединенная с жестокостью, противоречащей глубокому чувству.

Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью. Это человек глубоко равнодушный ко всему, что не касается его личных интересов. Он исполнен презрения к Миронову, морально стоящему выше Швабрина, честно исполняющему свой долг.

•          Каков кульминационный эпизод главы?

Кульминация главы — поединок со Швабриным.

•          Каковы причины дуэли?

 

III. Подведение итогов урока.

 

IV. Домашнее задание.        

1.Прочитать 6-14 главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», с.245-308, ч.1.

2.Составить сложный план главы 7 «Приступ» (задание 3 рабочей тетради, с. 62-63, ч.1).

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: "Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». (Анализ 3-5 глав)".(8 класс)»

Дата:

Учитель: Магомедова С.А.

Тема. Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». (Анализ 3-5 глав).

Цель:

  • знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление особенностей характера Василисы Егоровны и капитана Миронова, причин будущего падения крепости; смысла противостояния Гринева и Швабрина как чести, верности отеческим заветам и бесчестия, предопределяющего социальную измену;

  • развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом, развития коммуникативных способностей учащихся;

  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления причин ссоры Гринева и Швабрина.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.


ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.


II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Обращение к домашнему заданию (индивидуальное задание). (Выписать из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости, ответить на вопрос: «Какой предстает перед героем Белогорская крепость?» (задание 1 рабочей тетради, с.59, ч.1).

Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными, старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; низки и большею частию покрыты соломою, деревянный дом близ деревянной же церкви, старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира, чистенькая комнатка, убранная по-старинному, шкаф с посудой; диплом офицерский за стеклом, лубочные картинки. На улице бродило несколько куриц и свиней.

3. Слово учителя.

По прибытии в Белогорскую крепость Петруша видит в доме коменданта лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, а также выбор невесты и погребение кота». Первые из означенных картинок - дань воинственным занятиям и воспоминаниям капитана Миронова; «выбор невесты» предвещает как будто судьбу Гринева. Лубочный сюжет «погребение кота» юный прапорщик причисляет к тем картинкам, которые «в нравственном как и художественном отношении не стоят внимания образованного человека». Для народной мудрости мыши, торжествующие кончину хитрого и злобного врага, — пример наивной доверчивости и пагубной предусмотрительности. В картинке этой можно видеть символ недолгого торжества восставшего народа и жестокой его расплаты за порыв к воле.

4. Выразительное чтение фрагмента главы от слов «В эту минуту вошел урядник...» до слов «...Максимыч отведет вас на вашу квартиру».

5. Индивидуальное задание. (Выписать из текста реплики Василисы Егоровны, ответить на вопрос: «Как речь характеризует героиню?» (задание 2 рабочей тетради, с.59).

6. Слово учителя.

«Старинные люди, мой батюшка», — гласит эпиграф, тогда как Простакова у Фонвизина произносит: «Старинные люди, мой отец!»

«Батюшка» и особенно «мой батюшка» — любимое обращение к слушателю Василисы Егоровны, ее излюбленная присказка. Пушкин редактирует Фонвизина, максимально приближая свой эпиграф к тому, как говорят, как думают и как ведут себя персонажи гриневского повествования. «Старинные люди, мой батюшка» — так с полным правом могла сказать о себе и о своем окружении Василиса Егоровна Миронова. Так и воспринял их и нравственные принципы, которые они исповедуют, Петруша Гринев.


• Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным?

Новые знакомые Гринева слегка комичны, вовсе не похожи на военных людей. Но добродушие, открытость, бесхитростность подкупают нас в Мироновых. Вот почему характеристика Швабрина несправедлива.

• Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости?

Герой ожидал увидеть хорошо оснащенную крепость, готовую к отражению натиска врага, а оказался в мирной деревушке. Он рассчитывал на то, что военная жизнь будет веселой и яркой, полной приключений, однако сразу понял, что ошибся.

• Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?

Крепость, которой суждено было принять удар восставших, была совершенно к этому не подготовлена.

• «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», — пишет в начале главы Петр Гринев. Почему изменилось настроение героя?

Гринев произведен в офицеры. Он привязался к доброму семейству, полюбил Машу.

• Расскажите о занятиях Гринева в крепости по подобранным вами ключевым словам. Упомянуты ли в главе военные занятия героя?

Петр обедал, читал, занимался переводами, писал стихи, беседовал со Швабриным. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.


7. Индивидуальное задание.

• Каким предстает Швабрин в 3 главе?

Швабрин смугл, некрасив собою. Он служит в Белогорской крепости пятый год: сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Швабрин, несомненно, умнее Гринева; он был даже связан с В. К. Тредиаковским. Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ. Значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке — месть подлеца. Эгоист и скептик, Швабрин не способен на подлинную, готовую на жертвы любовь. Его отношение к Маше — чисто эгоистическая страсть, соединенная с жестокостью, противоречащей глубокому чувству.

Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью. Это человек глубоко равнодушный ко всему, что не касается его личных интересов. Он исполнен презрения к Миронову, морально стоящему выше Швабрина, честно исполняющему свой долг.

• Каков кульминационный эпизод главы?

Кульминация главы — поединок со Швабриным.

• Каковы причины дуэли?


III. Подведение итогов урока.


IV. Домашнее задание.

1.Прочитать 6-14 главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», с.245-308, ч.1.

2.Составить сложный план главы 7 «Приступ» (задание 3 рабочей тетради, с. 62-63, ч.1).


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!