СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "1. Обобщающее повторение: от древнерусской литературы до литературы XVIII века. «Слово о полку Игореве». Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающее повторение: от древнерусской литературы до литературы XVIII века. «Слово о полку Игореве». Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе по теме "1. Обобщающее повторение: от древнерусской литературы до литературы XVIII века. «Слово о полку Игореве». Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»»

Тема: Обобщающее повторение: от древнерусской литературы до литературы XVIII века. «Слово о полку Игореве». Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии русской литературы от Древней Руси до XVIII века, выявить основные тенденции и особенности каждого периода.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • Повторить основные этапы развития русской литературы: Древнерусская литература, литература XVIII века (классицизм).

    • Актуализировать знания о ключевых произведениях: «Слово о полку Игореве», поэзия М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».

    • Обобщить представления об основных жанрах, темах, идеях и художественных особенностях этих произведений.

  • Развивающие:

    • Развивать навыки аналитической работы с текстом.

    • Развивать умение сопоставлять литературные произведения разных эпох.

    • Развивать умение логически мыслить, аргументировать свою точку зрения.

    • Развивать коммуникативные навыки в процессе обсуждения.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к русской литературе как части национальной культуры.

    • Формировать уважительное отношение к историческому и культурному наследию.

    • Формировать гражданскую позицию на примере проблем, поднимаемых в произведениях.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: Беседа, аналитическая работа с текстом, сопоставительный анализ, проблемный метод.

Оборудование: Учебники, тексты произведений, мультимедийная презентация (желательно).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний (5 минут)

  • Фронтальная беседа:

    • Какие периоды развития русской литературы мы изучали в предыдущих классах? (Древнерусская литература, литература XVIII века)

    • Что вы помните об основных чертах этих периодов? (Например, для Древней Руси: религиозность, историзм, анонимность; для XVIII века: ориентация на античность, рационализм, нормативность)

    • Какие произведения этих эпох вам запомнились больше всего?

III. Основной этап (30 минут)

1. Древнерусская литература: «Слово о полку Игореве» (10 минут)

  • Работа с текстом (краткое повторение):

    • Краткое напоминание сюжета (поход Игоря против половцев).

    • Какие жанровые черты присущи «Слову»? (Сочетание эпического и лирического начал, плач Ярославны, описание природы).

    • Какие основные темы поднимаются в произведении? (Патриотизм, единство Руси, предостережение от междоусобиц).

    • Каковы особенности языка и стиля «Слова»? (Образность, метафоричность, народность).

  • Проблемный вопрос: Почему «Слово о полку Игореве» считается выдающимся памятником русской литературы? (Ответы учеников, подведение к выводу о художественной ценности, патриотическом пафосе, актуальности поднимаемых проблем).

2. Литература XVIII века: Классицизм. Ломоносов и Державин (10 минут)

  • Фронтальная беседа:

    • Что такое классицизм как литературное направление? (Ориентация на античность, разум, строгие правила).

    • Какие жанры были наиболее популярны в эпоху классицизма? (Ода, трагедия, комедия).

    • В чем заключалась реформа русского стихосложения, проведенная Ломоносовым? (Система силлабо-тонического стихосложения).

  • Работа с текстами (анализ стихотворений):

    • Ломоносов: "Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны 1747 года" (повторение основных тем: прославление науки, монархии, Отечества).

    • Державин: "Фелица" (повторение основных тем: противопоставление идеальной государыни и придворных, сатира на пороки).

  • Сопоставительный анализ: Чем отличаются поэтические стили Ломоносова и Державина? (Ломоносов - торжественность, возвышенность; Державин - разговорность, реалистичность, элементы сатиры).

3. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» (10 минут)

  • Фронтальная беседа:

    • В чем суть названия комедии? (Раскрытие проблемы невежества и дурного воспитания).

    • Какие пороки общества высмеивает Фонвизин? (Крепостничество, невежество, жадность, карьеризм).

    • Какие персонажи комедии являются положительными, а какие – отрицательными?

  • Групповая работа (анализ образов):

    • Группа 1: Анализ образа Митрофана (характеристика, речь, поведение).

    • Группа 2: Анализ образа Простаковой (характеристика, отношение к крепостным).

    • Группа 3: Анализ образа Стародума (характеристика, взгляды на воспитание).

  • Обсуждение: В чем актуальность комедии «Недоросль» в наши дни? (Ответы учеников, подведение к выводу о вечных проблемах воспитания, нравственности).

IV. Закрепление материала (5 минут) (есть фото)

  • Задание: Составить таблицу "Основные черты русской литературы от Древней Руси до XVIII века", в которой отразить:

    • Период

    • Основные жанры

    • Основные темы

    • Представители

    • Особенности стиля

  • (Можно использовать интерактивную доску или раздаточный материал).

V. Подведение итогов урока (3 минуты)

  • Краткое повторение основных тезисов урока.

  • Оценка работы учащихся.

  • Выводы о значении русской литературы от Древней Руси до XVIII века для развития национальной культуры.

VI. Домашнее задание (2 минуты)

  • Повторить пройденный материал.