Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе по теме "1. Обобщающее повторение: от древнерусской литературы до литературы XVIII века. «Слово о полку Игореве». Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»»
Тема: Обобщающее повторение: от древнерусской литературы до литературы XVIII века. «Слово о полку Игореве». Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии русской литературы от Древней Руси до XVIII века, выявить основные тенденции и особенности каждого периода.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить основные этапы развития русской литературы: Древнерусская литература, литература XVIII века (классицизм).
Актуализировать знания о ключевых произведениях: «Слово о полку Игореве», поэзия М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Обобщить представления об основных жанрах, темах, идеях и художественных особенностях этих произведений.
Развивающие:
Развивать навыки аналитической работы с текстом.
Развивать умение сопоставлять литературные произведения разных эпох.
Развивать умение логически мыслить, аргументировать свою точку зрения.
Развивать коммуникативные навыки в процессе обсуждения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской литературе как части национальной культуры.
Формировать уважительное отношение к историческому и культурному наследию.
Формировать гражданскую позицию на примере проблем, поднимаемых в произведениях.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: Беседа, аналитическая работа с текстом, сопоставительный анализ, проблемный метод.
Оборудование: Учебники, тексты произведений, мультимедийная презентация (желательно).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний (5 минут)
Фронтальная беседа:
Какие периоды развития русской литературы мы изучали в предыдущих классах? (Древнерусская литература, литература XVIII века)
Что вы помните об основных чертах этих периодов? (Например, для Древней Руси: религиозность, историзм, анонимность; для XVIII века: ориентация на античность, рационализм, нормативность)
Какие произведения этих эпох вам запомнились больше всего?
III. Основной этап (30 минут)
1. Древнерусская литература: «Слово о полку Игореве» (10 минут)
Работа с текстом (краткое повторение):
Краткое напоминание сюжета (поход Игоря против половцев).
Какие жанровые черты присущи «Слову»? (Сочетание эпического и лирического начал, плач Ярославны, описание природы).
Какие основные темы поднимаются в произведении? (Патриотизм, единство Руси, предостережение от междоусобиц).
Каковы особенности языка и стиля «Слова»? (Образность, метафоричность, народность).
Проблемный вопрос: Почему «Слово о полку Игореве» считается выдающимся памятником русской литературы? (Ответы учеников, подведение к выводу о художественной ценности, патриотическом пафосе, актуальности поднимаемых проблем).
2. Литература XVIII века: Классицизм. Ломоносов и Державин (10 минут)
Фронтальная беседа:
Что такое классицизм как литературное направление? (Ориентация на античность, разум, строгие правила).
Какие жанры были наиболее популярны в эпоху классицизма? (Ода, трагедия, комедия).
В чем заключалась реформа русского стихосложения, проведенная Ломоносовым? (Система силлабо-тонического стихосложения).
Работа с текстами (анализ стихотворений):
Ломоносов: "Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны 1747 года" (повторение основных тем: прославление науки, монархии, Отечества).
Державин: "Фелица" (повторение основных тем: противопоставление идеальной государыни и придворных, сатира на пороки).
Сопоставительный анализ: Чем отличаются поэтические стили Ломоносова и Державина? (Ломоносов - торжественность, возвышенность; Державин - разговорность, реалистичность, элементы сатиры).
3. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» (10 минут)
Фронтальная беседа:
В чем суть названия комедии? (Раскрытие проблемы невежества и дурного воспитания).
Какие пороки общества высмеивает Фонвизин? (Крепостничество, невежество, жадность, карьеризм).
Какие персонажи комедии являются положительными, а какие – отрицательными?
Групповая работа (анализ образов):
Группа 1: Анализ образа Митрофана (характеристика, речь, поведение).
Группа 2: Анализ образа Простаковой (характеристика, отношение к крепостным).
Группа 3: Анализ образа Стародума (характеристика, взгляды на воспитание).
Обсуждение: В чем актуальность комедии «Недоросль» в наши дни? (Ответы учеников, подведение к выводу о вечных проблемах воспитания, нравственности).
IV. Закрепление материала (5 минут) (есть фото)
Задание: Составить таблицу "Основные черты русской литературы от Древней Руси до XVIII века", в которой отразить:
Период
Основные жанры
Основные темы
Представители
Особенности стиля
(Можно использовать интерактивную доску или раздаточный материал).
V. Подведение итогов урока (3 минуты)
Краткое повторение основных тезисов урока.
Оценка работы учащихся.
Выводы о значении русской литературы от Древней Руси до XVIII века для развития национальной культуры.
VI. Домашнее задание (2 минуты)