Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Деревенская» проза в современной литературе .Герои рассказов Василия Шукшина .

Категория: Литература

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель: дать понятие «деревенская» проза; познакомить обучающихся с творчеством Василия Макаровича Шукшина как ярким явлением  в «деревенской» прозе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Деревенская» проза в современной литературе .Герои рассказов Василия Шукшина .»

«Деревенская» проза в современной литературе .Герои рассказов Василия Шукшина .

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель: дать понятие «деревенская» проза; познакомить обучающихся с творчеством Василия Макаровича Шукшина как ярким явлением в «деревенской» прозе.

Задачи:

  1. создать условия, необходимые для оптимального усвоения знаний по теме урока, обнаружения особенностей проблематики произведения «деревенской» прозы посредством его анализа;

  2. развить умение обучающихся самостоятельной работы с художественным текстом, анализа прозаического произведения;

  3. формировать образное и ассоциативное мышление обучающихся; стимулировать воссоздающее воображение; развивать эмоциональную сферу восприятия обучающимися художественного текста; совершенствовать коммуникативные навыки (монологическая устная речь обучающихся, выразительное чтение);

  4. воспитывать нравственно-эстетическое отношение к творчеству В.М.Шукшина и читательский вкус; воспитывать толерантное отношение к окружающим, уважение к их ценностям.

Оснащение урока:

Текст рассказа «Чудик»; мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point); видеоролик.

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

- эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

- работа с ключевыми словами;

- дискуссия «совместный поиск»;

- заполнение кластера;

- прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу разных видов художественных текстов

В процессе проведения урока по технологии развития критического мышления обучающиеся получают знания:

- особенностей творчества В.М.Шукшина;

- основных теоретико-литературоведческих понятий, содержания изученных лирических произведений;

обретут умения:

- анализировать эпизоды прозаического произведения;

- раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

- выявлять авторскую и читательскую позицию;

сформируют навыки:

- монологической устной речи обучающихся; - выразительного чтения.

Ход урока

I. Включение в со-деятельность. Определение цели и задач урока.


I.1. Вызов (актуализация опорных знаний, работа со словом)(слайд №1-2)

Слово учителя

Мы  знаем, что герои XX века ищут смысл  жизни, ищут свое  место  в  сложном  мире, зависимом от  исторических   событий, социальных и общественных  перемен.

Деревенская проза - направление в русской литературе 1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в 20 веке. Каковы же герои этих произведений ? Что они ищут, в каком мире живут?  Каковы их ценности?  Попробуем  ответить  на эти  вопросы,  анализируя  рассказ  писателя В.М.Шукшина «Чудик». (Работа в группах с приложениями )

Прил 1 .Критики отмечают в «деревенской» прозе обостренное внимание писателей к вопросам экологии, сохранения национальных русских традиций. Писатели-деревенщики говорили об истории, культуре, нравственных аспектах в жизни обитателей глубинки.

Хотя отдельные произведения начали появляться уже с начала 1950-х (очерки Валентина Овечкина, Александра Яшина и др.), только к середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин. В большинстве своем авторы книг о деревне - выходцы из нее, интеллигенты в первом поколении: в их прозе жизнь сельских жителей осмысляет себя. Отсюда - лиричность повествования, "пристрастность" и даже некоторая идеализация рассказа о судьбе русской деревни.

Крупнейшими представителями, «патриархами» направления считаются Ф.А.АбрамовВ.И.БеловВ.Г.Распутин. Ярким и самобытным представителем «деревенской прозы» младшего поколения стал писатель и кинорежиссёр В.М.Шукшин.

-Кого называют писателями-деревенщиками? Почему?

-О чем говорили и писали деревенщики?

Прил 2.Василий Шукшин – русский писатель, живший в ХХ веке. Он был человеком непростой судьбы. Родился Шукшин в 1929 году в маленьком селе Сростки (Алтайский край). Это было трудное время. В детстве будущий писатель потерял отца. Его репрессировали. Отчим погиб на войне. Шукшин учился в автомобильном техникуме, работал слесарем в разных городах Советского Союза. Служил в армии. Так прошли его первые послевоенные годы. Путь к призванию Среднее образование будущий писатель завершил только в начале 50-х. Автомобильный техникум он так и не закончил. Аттестат Шукшин получил в своем родном селе. В Сростках Василий Макарович работал учителем и даже был директором школы. Как получилось, что после нескольких лет, проведенных в родном селе, Шукшин отправился в Москву, чтобы поступать во ВГИК? Какие думы терзали его в эти годы? Чувства, бередившие душу, Шукшин позже опишет в своих знаменитых деревенских рассказах. На вырученные от продажи коровы деньги будущий актер и режиссер уехал в столицу. Он следовал зову сердца.

-Что вы узнали о писателе? Каковым был его путь в литературу?

Прил.3.Василий Макарович снял два фильма и издал сборник рассказов «Сельские жители».

Главные герои – люди из села .Литературное творчество Шукшина связано с советской деревней и ее жителями. Герои его рассказов удивляли читателей и критиков своей странностью. Персонажей книг Василия Макаровича нельзя назвать однозначно положительными или отрицательными. Они способны и на хорошее, и на плохое. Герои Шукшина порывисты, импульсивны. Они часто совершают нелогичные действия. Эти люди независимы и глубоко несчастны. Они совершают необдуманные поступки с тяжелыми последствиями потому, что душа их растоптана изменой, предательством и несправедливостью. Жизнь и творчество Шукшина взаимосвязаны. Писатель – выходец из деревни. Прототипов своих героев он знал не понаслышке. Часто персонажи рассказов Шукшина не могут понять, что с ними происходит. Почему они несчастны? И сами не могут объяснить и оправдать свои поступки. Все дело в душе человеческой. Она знает, как правильно жить. Такое интуитивное понимание находится в конфликте с реальностью незадавшейся судьбы деревенского дурачка, пьяницы или бывшего заключенного.

-Кто главный герой произведений Шукшина?

-Каковы герои его рассказов?

-Могут ли сами герои объяснить, что с ними происходит?


I.2. Осмысление( слайд№3) (самостоятельное формулирование определения термина «деревенская проза», проверка полученных определений, их корректировка)

Задание. Перечислите особенности этого литературного течения. Сформулируйте самостоятельно определение и запишите его в тетрадь. (Сайд№4)

I.3. Рефлексия (обмен мнениями)

Итак, о чём же пишет В.М.Шукшин, один из самых ярких представителей деревенской прозы?

Задание.(Слайд5) Исходя из прочитанной информации, предположите,как закончил Шукшин высказывание

« Нам бы про душу не забыть, нам бы ….. ………»

Подумайте и ответьте на вопрос: «Какие проблемы, прежде всего, поднимал в своем творчестве В.М.Шукшин? НАМ ИНТЕРЕСНО ЕГО ТВОРЧЕСТВО? ПОЧЕМУ?» Ответ аргументируйте.

(Слайд№6)

II. Организация работы по подготовке восприятия художественного текста.


II.1. Вызов (расширение и углубление знаний)

Что же, обратимся к тексту рассказа Шукшина. Знаете ли вы, кто такие чудики? (Слайд №7)

Рассказ назван “Чудик” по прозвищу главного героя. Почему “чудик”, а не “чудак”?


(Задание ученика по словарю Ожегова)

Если мы обратимся к толковому словарю, то разницы особой и не видно.(Слайд №8)


Задание. Прочитайте определение, запишите его в тетрадь.

II.2. Осмысление содержания (погружение в проблему)

Чудакчеловек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.

Чудик(прост) – то же, что и чудак. (по словарю С. И. Ожегова)

-Почему же из этих двух слов Шукшин выбрал второе?



Задание. Прочитайте 2 стихотворения о чудаках/чудиках. -Каково предназначение чудиков? Докажите свою точку зрения текстом.


II.3. Рефлексия (составление словесного портрета чудиков) по иллюстрациям Геннадия Калиновского к рассказам Василия Шукшина. (Слайд№ 9)

Итак, мы выяснили, кто такие чудики, каково их предназначение.


Задание. Перед вами иллюстрации Геннадия Калиновского к рассказам Василия Шукшина.

Давайте попробуем с их помощью нарисовать словесный портрет чудика.


III. Организация работы по анализу художественного текста.

Чтение текста.


III.1. Вызов (прогнозирование: восстановление картины текста)

Используя полученные знания о чудаках и чудиках, зная содержание рассказа , предположите (спрогнозируйте), почему автор отправил Чудика в город?

III.2. Осмысление содержания (посредством погружения в текст).


Задание. Заполнение кластера в тетрадях(в ходе беседы)


Задание. Сейчас мы будем читать некоторые эпизоды рассказа, находить необходимые детали и определять их значение для раскрытия характера чудика. Каждая группа выписывает качества характера героя из данного им фрагмента. Общие результаты будем заносить в кластер . Работа в группах(Слайд№10)

1 группа-прил1.Эпизод «В магазине»

Вопросы

Внимательно перечитаем первое предложение: «Жена называла его - Чудик. Иногда ласково». Что означает слово «иногда»? А за что жена могла называть мужа «чудиком» со злостью, с раздражением?

- Что является завязкой рассказа?

- Что же может произойти в этой поездке нашим героем, по вашему мнению? В какую же историю он может «влипнуть»?

– Отметим детали портретной характеристики героя?
- Почему лицо и глаза у Чудика именно круглые?

- Как вы думаете почему «побаивается» герой продавцов и хулиганов?

- Почему глаза загорелись, герой «даже задрожал от радости»?

– Угадали? Чему же на самом деле обрадовался герой?

- Как вы думаете, что произошло, если бы Чудик зашел в магазин за деньгами?

– Кто в доме хозяин? Почему? Что же в характере Чудика не нравится жене? Какие чувства вызывает герой?

- Как вы думаете, изменит эта история нашего героя? Какой-то он урок извлечет?

«Да почему же я такой есть-то»? А какой Чудик? Выпишите в тетрадь качества характера, которые вы увидели в герое (Например: наивный ,добрый, злой и т.д.)


2 группа-прил 2.Эпизод «В дороге»

Вопросы

– Как Чудик ощущает себя в поезде? Что помогает понять в герое предложение «но постепенно горечь проходила»?

- Почему герой вступает в разговор с «интеллигентным товарищем»? Что получает в ответ? Подходит ли определение «интеллигентный» к попутчику Чудика?

- Как герой ведет себя в самолете? Что удивляет его в соседе по самолету?

- Узнаем себя? Почему так ведем?

- Как вы думаете, что должно произойти?

– Каково первое желание героя?

- Как характеризует нашего героя телеграмма жене?

«Да почему же я такой есть-то»? А какой Чудик? Выпишите в тетрадь качества характера, которые вы увидели в герое (Например: наивный ,добрый, злой и т.д.)


3 группа-прил.3.Эпизод «В гостях у брата»

Вопросы

– Лексическое значение слова «сноха»?

- По вашему мнению, как встретит сноха своего родственника? Почему?

- Каковы отношения между братьями? В чем они похожи?

- Почему брат плачет?

– Почему неприятен снохе брат мужа? Какая проблема решается в данном эпизоде?

- А каковы мечты Чудика?

- Как думаете, сможет герой наладить отношения с женой брата? Почему?

- Предположите, что должно произойти дальше?

- Понравится снохе подарок?

- Что чувствует герой? Охарактеризуйте его состояние, опираясь на текст.

«Да почему же я такой есть-то»? А какой Чудик? Выпишите в тетрадь качества характера, которые вы увидели в герое (Например: наивный ,добрый, злой и т.д.)

4 группа-прил.4

Вопросы

- Сколько лет герою?

- Какие отношения с миром?

- Может быть, герой изменится, станет таким же, как все?

- Как автор относится к герою?

«Да почему же я такой есть-то»? А какой Чудик? Выпишите в тетрадь качества характера, которые вы увидели в герое (Например: наивный ,добрый, злой и т.д.)


(Слайд№11-12)Учащиеся, работая в группах ,отвечают на вопросы, выдвигают предположения,

анализируют поступки героя, дают ему характеристику, составляют общий кластер :


добрый наивный

ранимый

Чудик готовый помочь торудолюбивый

Робкий закомплексованный любящий честный совестливый

Терпеливый,сострадающий,всепрощающий,непонятый


III.3. Рефлексия (обобщение) (слайд№13)

С какой целью Шукшин вносит уточнее в биографию Чудика в конце рассказа,называя теперь его имя,фамилию и т.д.?

Каково отношение автора к герою рассказа?

Используя полученные знания о чудаках и чудиках, зная содержание рассказа , ответьте на вопрос: почему автор отправил Чудика в город?

IV. Рефлексия.(слайд№14,15)

Какие нравственные проблемы нашли отражение в тексте рассказа?

Имеют ли место в реальной жизни подобные ситуации? Выразите свое отношение (при ответе опирайтесь на свой жизненный опыт).

- Вернемся к началу урока, к словам Шукшина: « Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.»

(Слайд№16)Резюме: Рассказ Шукшина «Чудик» заставляет нас ………. о серьезных проблемах ………., о ……., о поведении ……., его поступках. Мы привыкли к грубости, …….., …….. вокруг нас, и люди ………, …….. кажутся «……….», «чудиками».

(Слайд№17)ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.





6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей