«Милосердие и сострадание в романе М.Булгакова»
(анализ эпизода «После Великого бала у Сатаны» из главы «Извлечение мастера»)
Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы
Задачи:
Обучающие.
1.Продолжить работу над анализом текста.
2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.
3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.
Развивающие.
1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.
2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.
3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.
Воспитательные.
1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.
2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.
Оснащение урока:
Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point);социальный видеоролик.
Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:
-эвристическая беседа;
- «тонкие и толстые вопросы»;
-работа с ключевыми словами;
-дискуссия «совместный поиск»;
-заполнение кластера;
-прогнозирование.
Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся посредством применения ИКТ и технологии развития критического мышления на уроках литературы по анализу художественных текстов.
В процессе проведения урока по ТРКМ обучающиеся получат знания:
-милосердие и сострадание в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;
-основные теоретико-литературоведческие понятия;
обретут знания:
-анализировать эпизоды прозаического произведения;
-раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;
-выявлять авторскую и читательскую позицию;
-сформируют навыки:
-монологической устной речи обучающихся;
-выразительного чтения.
Ход урока
Включение в со-деятельность. Определение цели и задач урока.
1.1.Вызов(актуализация опорных знаний, работа со словом)
Слайд 1-2-3-4
Слово учителя
Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы. Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания.
Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.
Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному, нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа. Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать.
Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.
Слайд5 1.2. Осмысление (самостоятельное формулирование основных целей, характерных особенностей «литературы о милосердии и сострадании» ,запись их в тетрадь, проверка и корректировка)
Задание. Сформулируйте цели и характерные особенности литературных произведений о милосердии и сострадании. Запишите их в тетрадь.(Вопрос классу: в каких произведениях русских классиков звучит тема милосердия?)
1.3.Рефлексия (обмен мнениями).
Итак, почему же так волнует тема милосердия,сострадания и добра М.А.Булгакова, как писателя, продолжающего традиции русской классической литературы?
Слайд 6. Задание. Прочитайте высказывания писателей о творчестве М.А.Булгакова и ответьте на вопрос: «Почему тема милосердия, сострадания была ведущей в его творчестве? Нам интересно его творчество? Почему?»
Он принадлежал к тому довольно распространённому типу людей никогда и ни в чём не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди Ветхого и Нового заветов. В. Катаев
Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный – всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, – уже вторично, зависимо от этого главного, привлекающего к себе как магнит. В.Я. Виленкин
2.Организация работы по подготовке восприятия художественного текста.
2. 1.Вызов(расширение и углубление знаний)
Прежде чем мы обратимся к тексту романа МА.Булгакова «Мастер и Маргарита» , выясним, что мы понимаем под понятием милосердие и сострадание
Слайд 7 Задание. Прочитайте определение, запишите его в тетрадь
МИЛОСЕРДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.
СОСТРАДА́НИЕ, -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем
2.2. Осмысление содержания(погружение в проблему, работа с приложением 1)
Слайд 8 Задание. Прочитайте стихотворение известного поэта Андрея Дементьева о милосердии и сострадании. Необходимы они в нашей жизни? Почему?
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует,
Кто-то сердится,
Кто-то снова
В тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души —
Как топоры…
Слишком многих мы словом
Ранили,
Позабыв, что слова остры.
2.3.Рефлексия (работа по репродукции картины Микеланджело Меризи-де-Караваджо «Семь дел милосердия»)
Каким смыслом наполняли и наполняют люди понятие милосердия и сострадания?
В соответствии с Евангелием католическая церковь перечисляет шесть деяний милосердия:
Накормить голодного.
Напоить жаждущего.
Дать приют страннику.
Одеть нагого.
Посетить больного.
Посетить заключённого в темницу.
К ним добавляется из Ветхого Завета
7. Похоронить мёртвого.
Обычно все деяния изображались на отдельных картинах, но Караваджо создал сложную композицию, разместив все деяния на одной картине. Справа нарисована сцена, в которой, испуганно оглядываясь, женщина кормит грудью заключённого в темницу (1-е и 6-е деяния). Рядом написана сцена, в которой два могильщика выносят вперёд ногами мертвеца, освещая дорогу факелом (7-е деяние).
Сцена левее показывает, как юноша разрезает шпагой свой плащ надвое, чтобы отдать его двум нищим, причём один из них наг, а другой болен, видны костыли (4-е и 5-е деяния).
У левого края хозяин гостиницы приглашает к себе странника (3-е деяние). За ними библейский Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти (2-е деяние).
Сверху Богоматерь с Младенцем и два ангела наблюдают за происходящими событиями.
Итак, мы выяснили, что такое милосердие и сострадание, почему они так важны для нас.
3.Организация работы по анализу художественного текста
Слайд 10. Просмотр фрагмента фильма «Бал у сатаны»
3.1. Вызов (прогнозирование: восстановление картины текста)
Используя полученную информацию, предположите(спрогнозируйте), почему Сатана со своей свитой оказался на земле?
3.2. Осмысление содержания (посредством погружения в текст).
Заполнение кластера в тетрадях
Задание. Своеобразие поэтики Булгакова в мастерстве художественной детали. Сейчас мы будем читать текст, находить необходимые детали, связанные с образом Маргариты ,определять их значение для раскрытия смысла эпизода «После Великого бала у Сатаны».( Работа в 4 группах каждая группа получает текст с вопросами).
Слайд 11 Повторение понятия «эпитет»
Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления. Эпитет чаще всего выражается прилагательным и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и производные от них. Помимо этого, эпитет может быть наречием, тогда он будет отвечать на следующий вопрос: как? Примеры: ласковое море, свинцовые тучи, веселенькая расцветка, хрупкие цветы, серебряный дождь, острое слово, каменное лицо
Слайд 12 Выступления групп. Заполнение кластера в тетрадях.
Слайд 14 Ответьте на вопросы:
-Каково отношение автора к проблеме эпизода? Достойна ли Фрида милосердия?
-Что меняется в отношении к героям после прочтения этого эпизода?
-Как вы думаете, зачем в романе нужна нечистая сила?
-Какой проблемный вопрос может, на ваш взгляд, соответствовать смыслу эпизода?
Слайд 15 3.3. Рефлексия (обобщение)
-Имеют ли в реальной жизни подобные ситуации (милосердие и сострадание к людям, совершившим преступление, проступок)? Выразите своё отношение (при ответе опирайтесь на свой жизненный опыт)
Какое из высказываний известных писателей более подходит к теме занятия как эпиграф?
Слайд 16-17. Восстановите текст, который является выводом к сегодняшнему уроку
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», продолжая традиции русской классической литературы, поднимает проблемы отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности. Цель эпизода «После Великого бала у Сатаны» - научить читателя милосердию и состраданию, дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше.
Слайд 18 Просмотр видеоролика
5.Подведение итогов урока
6.Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Почему Маргарита проявляет милосердие и сострадание к Фриде?»