Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС)
Тема: Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки – малые жанры фольклора.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: Познакомить учащихся с колыбельными песнями, пестушками, приговорками и скороговорками как жанрами русского фольклора, выявить их особенности и функциональное значение.
Форма урока: Урок-исследование в формате интерактивной лекции с элементами игры.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знание определений понятий "колыбельная песня", "пестушка", "приговорка", "скороговорка".
Умение различать эти жанры фольклора на слух и по тексту.
Понимание особенностей содержания, формы и языка каждого жанра.
Представление о роли этих жанров в воспитании и развитии ребенка.
Метапредметные:
Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
Формирование уважительного отношения к русскому фольклору, к культуре своего народа.
Развитие эмоциональной сферы, эмпатии.
Осознание ценности детства и материнской любви.
Оборудование:
Презентация с иллюстрациями (колыбель, мать с ребенком, детские игры, пейзажи).
Аудиозаписи колыбельных песен, пестушек, приговорок, скороговорок
Карточки с текстами различных жанров фольклора для работы в парах.
Предметы, связанные с детством: кукла, погремушка, платочек и т.д.
Интерактивная доска
Ход урока:
(I. Мотивация к учебной деятельности (3 минуты))
(Звучит тихая мелодия колыбельной песни (без слов).)
Учитель: Ребята, что вы чувствуете, когда слышите эту мелодию? Какие воспоминания она у вас вызывает? (Варианты ответов: спокойствие, уют, тепло, детство, мама и т.д.)
Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир детства, мир, наполненный любовью, заботой и мудростью народной.
(II. Актуализация знаний и выявление места и причины затруднения (5 минут))
Учитель: Как вы думаете, каким образом народ передавал свои знания и опыт из поколения в поколение? (Варианты ответов: сказки, песни, пословицы, обряды и т.д.)
Учитель: Как одним словом можно назвать все эти виды народного творчества? (Фольклор)
Учитель: Хорошо. А какие жанры фольклора, связанные с детьми, вы знаете? (Возможны затруднения в ответах).
(III. Постановка учебной задачи (2 минуты))
Учитель: Итак, сегодня мы познакомимся с некоторыми малыми жанрами фольклора, которые сопровождали ребенка с самого рождения. Тема нашего урока: "Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки – малые жанры фольклора".
(Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель: Какие вопросы мы должны сегодня выяснить? (Варианты ответов: что это за жанры, чем они отличаются, зачем они нужны и т.д.)
(IV. Открытие нового знания (20 минут))
(Интерактивная лекция с использованием презентации):
1. Колыбельные песни: (слайд)
Определение: Колыбельная песня – это песня, которую поет мать (или другой близкий человек) ребенку, чтобы убаюкать его.
Особенности: Мелодичность, плавный ритм, повторы, простые слова, ласковые обращения, мотивы сна, защиты от зла.
Роль: Успокаивает ребенка, создает чувство безопасности, устанавливает эмоциональную связь с матерью, развивает слух и речь.
(Прослушивание аудиозаписи колыбельной песни. Обсуждение услышанного.) (слайд)
2. Пестушки: (слайд)
Определение: Пестушка – это короткая песенка или стишок, сопровождающий движения ребенка (например, при потягивании, массировании, одевании).
Особенности: Ритмичность, связь с движениями, игровые элементы, прибаутки, потешки.
Роль: Стимулирует развитие моторики, координации движений, речи, знакомит с частями тела.
(Просмотр слайдов с пестушками. Обсуждение.)
3. Приговорки:
Определение: Приговорка – это небольшое стихотворение или песенка, обращенная к явлениям природы, животным, предметам.
Особенности: Лиричность, связь с окружающим миром, образность, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Роль: Знакомит ребенка с окружающим миром, развивает воображение, поэтический слух, чувство прекрасного.
(Примеры приговорок: "Солнышко, ведрышко!", "Дождик, дождик, перестань!".)
4. Скороговорки:
Определение: Скороговорка – это короткая фраза или стишок, построенный на труднопроизносимых сочетаниях звуков.
Особенности: Игра звуков, ритмичность, юмористический характер.
Роль: Развивает дикцию, артикуляцию, речевой слух, чувство юмора.
(Проговаривание нескольких скороговорок хором (сначала медленно, потом быстрее).)
(V. Первичное закрепление (10 минут)) слайд
(Работа в парах): У каждой пары карточки с текстами разных жанров фольклора (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки).
Задание: Определить жанр каждого текста и объяснить свой выбор.
(Обсуждение результатов работы в парах. Учитель корректирует ответы.)
(Игра "Покажи предмет"): Учитель показывает предметы, связанные с детством (кукла, погремушка, платочек и т.д.), ученики должны вспомнить и рассказать пестушку или приговорку, связанную с этим предметом.
(VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 минуты))
Учитель: А теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
(Небольшой тест с выбором ответов по пройденной теме.)
(Проверка теста по эталону (на доске или слайде презентации).)
(VII. Включение нового знания в систему знаний (2 минуты))
Учитель: Как вы думаете, почему эти жанры фольклора называют малыми? (Они небольшие по объему.)
Учитель: Почему они так важны для ребенка? (Помогают развиваться, учат познавать мир, устанавливают связь с близкими людьми.)
(VIII. Рефлексия учебной деятельности (2 минуты))
Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Что вам больше всего понравилось?
Какие задания показались сложными?
Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?
(Ученики оценивают свою работу на уроке.)
(IX. Домашнее задание (1 минута))
Выучить определения новых понятий.
Найти и записать примеры колыбельных песен, пестушек, приговорок, скороговорок (по 2-3 примера каждого жанра).