СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) Тема: Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки – малые жанры фольклора.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС)

Тема: Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки – малые жанры фольклора.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) Тема: Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки – малые жанры фольклора.»

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС)

Тема: Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки – малые жанры фольклора.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель урока: Познакомить учащихся с колыбельными песнями, пестушками, приговорками и скороговорками как жанрами русского фольклора, выявить их особенности и функциональное значение.

Форма урока: Урок-исследование в формате интерактивной лекции с элементами игры.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

    • Знание определений понятий "колыбельная песня", "пестушка", "приговорка", "скороговорка".

    • Умение различать эти жанры фольклора на слух и по тексту.

    • Понимание особенностей содержания, формы и языка каждого жанра.

    • Представление о роли этих жанров в воспитании и развитии ребенка.

  • Метапредметные:

    • Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с ней.

    • Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения.

    • Познавательные: Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Личностные:

    • Формирование уважительного отношения к русскому фольклору, к культуре своего народа.

    • Развитие эмоциональной сферы, эмпатии.

    • Осознание ценности детства и материнской любви.

Оборудование:

  • Презентация с иллюстрациями (колыбель, мать с ребенком, детские игры, пейзажи).

  • Аудиозаписи колыбельных песен, пестушек, приговорок, скороговорок

  • Карточки с текстами различных жанров фольклора для работы в парах.

  • Предметы, связанные с детством: кукла, погремушка, платочек и т.д.

  • Интерактивная доска

Ход урока:

(I. Мотивация к учебной деятельности (3 минуты))

  • (Звучит тихая мелодия колыбельной песни (без слов).)

  • Учитель: Ребята, что вы чувствуете, когда слышите эту мелодию? Какие воспоминания она у вас вызывает? (Варианты ответов: спокойствие, уют, тепло, детство, мама и т.д.)

  • Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир детства, мир, наполненный любовью, заботой и мудростью народной.

(II. Актуализация знаний и выявление места и причины затруднения (5 минут))

  • Учитель: Как вы думаете, каким образом народ передавал свои знания и опыт из поколения в поколение? (Варианты ответов: сказки, песни, пословицы, обряды и т.д.)

  • Учитель: Как одним словом можно назвать все эти виды народного творчества? (Фольклор)

  • Учитель: Хорошо. А какие жанры фольклора, связанные с детьми, вы знаете? (Возможны затруднения в ответах).

(III. Постановка учебной задачи (2 минуты))

  • Учитель: Итак, сегодня мы познакомимся с некоторыми малыми жанрами фольклора, которые сопровождали ребенка с самого рождения. Тема нашего урока: "Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки – малые жанры фольклора".

  • (Учитель записывает тему урока на доске.)

  • Учитель: Какие вопросы мы должны сегодня выяснить? (Варианты ответов: что это за жанры, чем они отличаются, зачем они нужны и т.д.)

(IV. Открытие нового знания (20 минут))

  • (Интерактивная лекция с использованием презентации):

    • 1. Колыбельные песни: (слайд)

      • Определение: Колыбельная песня – это песня, которую поет мать (или другой близкий человек) ребенку, чтобы убаюкать его.

      • Особенности: Мелодичность, плавный ритм, повторы, простые слова, ласковые обращения, мотивы сна, защиты от зла.

      • Роль: Успокаивает ребенка, создает чувство безопасности, устанавливает эмоциональную связь с матерью, развивает слух и речь.

      • (Прослушивание аудиозаписи колыбельной песни. Обсуждение услышанного.) (слайд)

    • 2. Пестушки: (слайд)

      • Определение: Пестушка – это короткая песенка или стишок, сопровождающий движения ребенка (например, при потягивании, массировании, одевании).

      • Особенности: Ритмичность, связь с движениями, игровые элементы, прибаутки, потешки.

      • Роль: Стимулирует развитие моторики, координации движений, речи, знакомит с частями тела.

      • (Просмотр слайдов с пестушками. Обсуждение.)

    • 3. Приговорки:

      • Определение: Приговорка – это небольшое стихотворение или песенка, обращенная к явлениям природы, животным, предметам.

      • Особенности: Лиричность, связь с окружающим миром, образность, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

      • Роль: Знакомит ребенка с окружающим миром, развивает воображение, поэтический слух, чувство прекрасного.

      • (Примеры приговорок: "Солнышко, ведрышко!", "Дождик, дождик, перестань!".)

    • 4. Скороговорки:

      • Определение: Скороговорка – это короткая фраза или стишок, построенный на труднопроизносимых сочетаниях звуков.

      • Особенности: Игра звуков, ритмичность, юмористический характер.

      • Роль: Развивает дикцию, артикуляцию, речевой слух, чувство юмора.

      • (Проговаривание нескольких скороговорок хором (сначала медленно, потом быстрее).)

(V. Первичное закрепление (10 минут)) слайд

  • (Работа в парах): У каждой пары карточки с текстами разных жанров фольклора (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки).

  • Задание: Определить жанр каждого текста и объяснить свой выбор.

  • (Обсуждение результатов работы в парах. Учитель корректирует ответы.)

  • (Игра "Покажи предмет"): Учитель показывает предметы, связанные с детством (кукла, погремушка, платочек и т.д.), ученики должны вспомнить и рассказать пестушку или приговорку, связанную с этим предметом.

(VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 минуты))

  • Учитель: А теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  • (Небольшой тест с выбором ответов по пройденной теме.)

  • (Проверка теста по эталону (на доске или слайде презентации).)

(VII. Включение нового знания в систему знаний (2 минуты))

  • Учитель: Как вы думаете, почему эти жанры фольклора называют малыми? (Они небольшие по объему.)

  • Учитель: Почему они так важны для ребенка? (Помогают развиваться, учат познавать мир, устанавливают связь с близкими людьми.)

(VIII. Рефлексия учебной деятельности (2 минуты))

  • Учитель: Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Какие задания показались сложными?

  • Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

  • (Ученики оценивают свою работу на уроке.)

(IX. Домашнее задание (1 минута))

  • Выучить определения новых понятий.

  • Найти и записать примеры колыбельных песен, пестушек, приговорок, скороговорок (по 2-3 примера каждого жанра).