СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Бунин «Косцы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Бунин «Косцы»»

План-конспект урока литературы

5-Б класс.

Дата:

Учитель: Дерман Сарие Энверовна, учитель русского языка и литературы.

Тема: «И.А.БУНИН. «КОСЦЫ». ВОСПРИЯТИЕ ПРЕКРАСНОГО ГЕРОЯМИ РАССКАЗА.

ПОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ О РОДИНЕ.

Цели и задачи:

  • Обучающая: научить анализировать и систематизировать информацию при работе с художественным текстом (познавательные общеучебные УУД: анализ, синтез); научить определять тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы выражения авторской позиции.

  • Развивающая: развивать умение применять добытые знания на практике в системе изучения художественной литературы и других видов искусства (умение связного выступления по теме с опорой на текст), развивать умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства

  • Воспитательная: воспитывать внимание к художественному слову, его образной природе. Прививать любовь к родной природе, Отечеству

.Оборудование: Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова; аудиозапись русской народной песни “Ах ты, степь широкая”.

Образовательная технология: фреймовая технология, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была,

и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин)

Разве можем мы забыть родину? Может человек

забыть родину? Она - в душе.

Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)

1.Организационный. Вызов.

- Ребята, дома вы познакомились с содержанием рассказа И.А.Бунина «Косцы», а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?

2. Мотивация к учебной деятельности.

Слово учителя:

-Как часто жизнь ставит перед нами сложные вопросы. Как часто нам приходится на них отвечать, иногда для этого потребуется вся жизнь.

-Вспомните , что такое эпиграф; определить, как связаны эти высказывания И.А.Бунина с темой урока.

«Я пишу о красоте – все равно , в чем бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души.» И.А.Бунин.

«Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает.» И.А.Бунин

Как вы думаете, почему на уроке сегодня будут звучать именно эти строки русского писателя?

3.  Актуализация   знаний.

1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...”

И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить...

К милосердным Коленам припав.

Учитель:

- Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.

- О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль?

(В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

- Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.

- В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.

4.Целеполагание.

3апишите тему урока:

“И.А.Бунин. “Косцы”. Изображение природы и крестьянского труда. Образ Родины”.

- Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.

Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.

И.А.Бунин...Вы видите его портрет на доске и в учебниках. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?

5.Проверка домашнего задания

Учитель:

Какое домашнее задание было задано к сегодняшнему уроку?

/Д/з: прочитать статью учебника о Бунине./

- В своих группах посоветуйтесь, составьте и запишите вопросы к тексту.

(Примерные вопросы:

К какому роду принадлежал И.А. Бунин?

Где прошло детство писатель?

Какое образование получил И.А. Бунин?

Учитель:

Прослушаем сообщение о жизни и творчестве И.А.Бунина. (Выступление ученика).

И.А.Бунин родился 22(10 по старому стилю) октября 1870 года в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. И.А. Бунин рано начал работать самостоятельно. Работал журналистом, служащим земской управы.

  Путешествия едва ли не главная жизненная страсть Бунина. Уже в 1880-1890годы он много странствовал по России, в начале 20 века объездил Европу, побывал на Ближнем Востоке, в странах Азии.  Писатель ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Утверждение в России нового политического строя заставило писателя в начале 1920 года покинуть родину. Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно осудил. С этого времени почти вся жизнь писателя связана с Францией. Почти все произведения, написанные в эмиграции, о России. Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А. Бунин)

  И.А.Бунин в 1933 году был награжден Нобелевской премией, в своем ответном слове он подчеркнул, что премия принадлежит не только ему, сколько всей русской литературе, России.  Умер Бунин в Париже в 1953 году.

Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе гордиться? (Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)

-А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается?

(Справка. Сообщение уч-ся.) Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.

За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.

6.Осмысление.

Беседа. Анализ рассказа.

Учитель:

«Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев. Это – рассказ – воспоминание, раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Он похож на описание картины, однажды увиденной и навсегда запечатлённой в сердце.

Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

- Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали? ( ответы детей)

7.Самостоятельная работа

Учитель:

-Ребята, а какие микротемы мы можем выделить в рассказе? О чём это произведение?

Работа с микротемами по группам.

Природа

- Какой же предстает перед нами природа?

Зачитаем отрывок со слов «Кругом нас были поля…»

Записываем в тетради комментарии к микротеме.

«…берёзовый лес…звучно откликался им»,

«старая дорога, заросшая кудрявой муравой…»,

«…изрезанная…следами давней жизни наших отцов и дедов…».

«…небо уже золотилось…»,

«…казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране».

- Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).

Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово “природа” на доску).

А теперь обратимся к следующей теме - теме крестьянского труда. Поместим и это слово на доску, с какой целью - узнаете чуть позже. (Прикрепляет слово “труд”).

Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание. (Стр.5)

Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).

Словарная работа.

Бахилы - вид крестьянской обуви.

Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).

Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. (Комментирует учитель).

Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).

Как понимаете эти слова? (Любят работать).

А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

8.Физминутка

Игра «Косить траву»

Встать из-за парт, выпрямиться, ноги врозь, руки перед собой. Вращаясь слева и справа, делать широкие движения руками («раз» и «два»), будто кося траву. Дыхание свободное. (Выполнять в среднем темпе 5-6 раз).

Учитель:

- Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.

Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.

Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 “и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...”. Рассказчик любуется и восхищается ими).

Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?

(Они поют песню)

(Включается фонограмма русской народной песни “Ах ты, степь широкая”. В это время учитель прикрепляет на доску слово “песня”.)

Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).

Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).

- Что вы испытываете, когда слушаете русскую народную песню?

-Как вы думаете, почему включила эту запись?

Народная песня – третья микротема рассказа.

- Какое слово повторяется многократно в описании песни?

(Прелесть)

- Что оно означает?

в словаре С.И. Ожеговаь: обаяние, очарование, привлекательность, приятные, пленяющие явления, впечатления.

- А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).

Такой композиционный приём называется лексический повтор - повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.

В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.

Учитель: Найдем в отрывке «Прелесть её была в откликах….»

«…не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни…»,

«…она была связана со всем, что видели, чувствовали все мы…»,

«…кровное родство…»,

«…мы были дети своей родины…»,

«…только её душа могла петь так…»,

«…прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были чувства…»

- Зачитаем слова песни.

- Настроение какое?

- Почему появляется настроение безнадёжности?

Учитель:

Что вы можете сказать о двух последних абзацах текста? Чему они посвящены?

Родина – четвёртая микротема рассказа.

- Как называет рассказчик Родину?

«…родимая сторонушка…»,

«…Эта родина, этот наш общий дом - Россия»,

«…беспредельная родная Русь…»,

«…кровно близок он с этой глушью…»,

«… нет подлинной разлуки с нею…»,

«… куда бы ни забросила доля, будет…родное

- Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была - Россия...”?

(Русские люди едины в любви к Родине).

Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.

В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).

Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).

Поместим и это слово на доску.

Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).

Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ними и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...”).



9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).

Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).

Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).

(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).

ПРИМЕЧАНИЕ

По ходу урока опорные слова размещаются в виде схемы-фигуры дома. “Стены” слова родство и родина, “потолок”- слово природа, “крыша”- слова труд и песня, основание фигуры - слово Россия.

Перепишите в тетрадь эту схему. А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть. (“Наш общий дом была - Россия”).

В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

“Беспредельная родная Русь”, - говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”. (Зачит.стр.8).

10.Рефлексия деятельности. 

Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?

(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).

- Составьте синквейн к слову РОДИНА

Родина!
Нет тебя прекрасней и милей!
Расцветает, украшает, зовет.
Как люблю тебя, Родина!
Россия!

Заполнение оценочных листов

Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…( что такое лексический повтор)

3.Научились … (выделять и анализировать микротемы в рассказе )…

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…( сформулировать основную мысль рассказа)

Д. зад.: сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!