Конспект урока литературы в 5 классе Суровой М.В.
по теме: «Русская народная сказка «Царевна – лягушка» 21.09.2020
Цели урока:
- контроль на знание текста, умение быстро ориентироваться по тексту;
- формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);
- воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества
Планируемые результаты:
- предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.
- коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;
- регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;
- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
-личностные УУД: формирование ценностного отношения к происходящим событиям.
Ход урока (Организационная структура):
-
Эмоциональный настрой. (1 мин)
Звучит заставка «Приходите в гости к нам» (1 слайд)
- Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Ребята, а вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
2. Актуализация знаний. (1 мин)
-Что же такое сказка? (2 слайд)
-Какие бывают сказки? (авторские и народные)
- Какие жанры сказок вы знаете?
3. Создание проблемной ситуации (10 мин)
- Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»). (3 слайд)
- Как вы понимаете слова А.С.Пушкина?
- А сейчас предлагаю вам поиграть в «Сказочный аукцион».
-Кому принадлежат эти слова из сказки? (карточки в волшебном мешочке)
-
Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать! (Царь)
-
Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! (Царевна-лягушка).
-
Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. (Василиса Премудрая)
-
Эх, Иван-царевич, зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было! (старый старик)
-
Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе. (медведь)
-
Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь. (селезень)
-
Не губи меня, Иван-царевич! Будет время- я тебе пригожусь. (заяц)
-
Ах, Иван-царевич, сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море! (щука)
-
Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? (баба-яга)
Что объединяет всех этих героев? (они из одной сказки)
- Над какой сказкой продолжим работу вы уже догадались. ( 4 слайд)
Как же начинается эта сказка? (инсценирование сказки детьми)
-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
- Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
(именно так передавались сказки из уст в уста)
4. Постановка учебной задачи.Физкультминутка. (3 мин)
- Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».
ВЫ УСТАЛИ, ОТДОХНЁМ, ФИЗМИНУТКУ ПРОВЕДЁМ!
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным – давно,
И стучит в твое окно.
5. Работа по содержанию сказки. (16 мин)
- Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?
- Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки.
Подготовьте рассказ о том, как Иван-царевич снарядился за Василисой Премудрой.
Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.
Учитель предлагает сравнить эти работы художников
На главном фоне картины Ивана Яковлевича Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" мы видим самого Ивана-Царевича, а рядом с ним, прямо у его ног, лягушка, со стрелой в лапах. Не трудно догадаться, какой, всем известный эпизод сказки "Царевна-лягушка" изобразил художник. А эпизод тот, когда Иван пустил стрелу и неизвестно куда она попала, искал он ее долго, а нашел в грязном болоте, по среди щепок берез, да ещё и в лапах лягушки. Посмотрим на выражение лица Инвана-царевича. Оно выражает удивление. Ещё бы! Ведь он царский сын, а в жены досталась лягушка.
Одет Иван в русский народный кафтан, в шапку, в зеленые сапоги. Краски художник выбрал яркие и светлые, не желая использовать темные тона. И не зря. Ведь знал автор картины, чем закончится сказка! Иван Царевич женится на лягушке, а в итоге, лягушка оказывается Василисой Премудрой!
6. Итог урока (4 мин)
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)
- Назовите отличительные особенности русской народной сказки.
-Зачин.
-Троекратный повтор.
-Множество героев.
- Волшебные предметы и события.
-Концовка.
-Добро побеждает зло.
-Какова мораль сказки?
-Самое главное в этой сказке - это то, что если человек что-то сильно пожелает и будет все делать для достижения желаемого, то никакие препятствия на его пути не смогут его остановить. Не смогли и злые силы, олицетворяемые Кощеем Бессмертным, помешать Ивану-царевичу освободить свою любимую Царевну-лягушку.
7. Домашнее задание (на выбор) (2 мин)
1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.
2. Нарисовать и пересказать понравившийся эпизод сказки.
8 Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся. (3 мин)
Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:
«5» - Я - молодец, у меня все получилось …
«4» - Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…
«3» - У меня сегодня не получилось, потому что…
4