СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Русская народная сказка «Царевна – лягушка»»

Конспект урока литературы в 5 классе Суровой М.В.

по теме: «Русская народная сказка «Царевна – лягушка» 21.09.2020


Цели урока:

- контроль на знание текста, умение быстро ориентироваться по тексту;

- формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);

- воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества

Планируемые результаты:

- предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.

- коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;

- регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;

- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

-личностные УУД: формирование ценностного отношения к происходящим событиям.


Ход урока (Организационная структура):



  1. Эмоциональный настрой. (1 мин)



Звучит заставка «Приходите в гости к нам» (1 слайд)

- Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Ребята, а вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

2. Актуализация знаний. (1 мин)

-Что же такое сказка? (2 слайд)

-Какие бывают сказки? (авторские и народные)

- Какие жанры сказок вы знаете?

3. Создание проблемной ситуации (10 мин)

- Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»). (3 слайд)

- Как вы понимаете слова А.С.Пушкина?



- А сейчас предлагаю вам поиграть в «Сказочный аукцион».

-Кому принадлежат  эти слова из сказки? (карточки в волшебном мешочке)

  1. Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать! (Царь)

  2. Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! (Царевна-лягушка).

  3. Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. (Василиса Премудрая)

  4. Эх, Иван-царевич, зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было! (старый старик)

  5. Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе. (медведь)

  6. Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь. (селезень)

  7. Не губи меня, Иван-царевич! Будет время- я тебе пригожусь. (заяц)

  8. Ах, Иван-царевич, сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море! (щука)

  9. Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? (баба-яга)



Что объединяет всех этих героев? (они из одной сказки)

- Над какой сказкой продолжим работу вы уже догадались. ( 4 слайд)


Как же начинается эта сказка? (инсценирование сказки детьми)

-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

- Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!


(именно так передавались сказки из уст в уста)



4. Постановка учебной задачи.Физкультминутка. (3 мин)

- Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».


ВЫ УСТАЛИ, ОТДОХНЁМ, ФИЗМИНУТКУ ПРОВЕДЁМ!

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в круг вставайте

И зарядку начинайте.

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным – давно,

И стучит в твое окно.


5. Работа по содержанию сказки. (16 мин)

- Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?

- Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. 


Подготовьте рассказ о том, как Иван-царевич снарядился за Василисой Премудрой.


Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.


Учитель предлагает сравнить эти работы художников

На главном фоне картины Ивана Яковлевича Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" мы видим самого Ивана-Царевича, а рядом с ним, прямо у его ног, лягушка, со стрелой в лапах. Не трудно догадаться, какой, всем известный эпизод сказки "Царевна-лягушка" изобразил художник. А эпизод тот, когда Иван пустил стрелу и неизвестно куда она попала, искал он ее долго, а нашел в грязном болоте, по среди щепок берез, да ещё и в лапах лягушки. Посмотрим на выражение лица Инвана-царевича. Оно выражает удивление. Ещё бы! Ведь он царский сын, а в жены досталась лягушка.

Одет Иван в русский народный кафтан, в шапку, в зеленые сапоги. Краски художник выбрал яркие и светлые, не желая использовать темные тона. И не зря. Ведь знал автор картины, чем закончится сказка! Иван Царевич женится на лягушке, а в итоге, лягушка оказывается Василисой Премудрой!


6. Итог урока (4 мин)

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)

- Назовите отличительные особенности русской народной сказки.

-Зачин.

-Троекратный повтор.

-Множество героев.

- Волшебные предметы и события.

-Концовка.

-Добро побеждает зло.


-Какова мораль сказки?

-Самое главное в этой сказке - это то, что если человек что-то сильно пожелает и будет все делать для достижения желаемого, то никакие препятствия на его пути не смогут его остановить. Не смогли и злые силы, олицетворяемые Кощеем Бессмертным, помешать Ивану-царевичу освободить свою любимую Царевну-лягушку.

7. Домашнее задание (на выбор) (2 мин)


1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.

2. Нарисовать и пересказать понравившийся эпизод сказки.



8 Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся. (3 мин)


Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:

«5» -  Я - молодец, у меня все получилось …

«4» -  Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…

«3» -  У меня сегодня не получилось, потому что…




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!