Конспект урока литературы в 5 классе
Тема: Сказки народов России и народов мира. Сказки о животных, волшебные, бытовые.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе Тема: Сказки народов России и народов мира. Сказки о животных, волшебные, бытовые.»
Конспект урока литературы в 5 классе
Тема: Сказки народов России и народов мира. Сказки о животных, волшебные, бытовые.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Познакомить учащихся с классификацией сказок (о животных, волшебные, бытовые) на примере сказок народов России и мира и научить определять вид сказки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знакомство с понятием "классификация сказок".
Знание определений видов сказок (о животных, волшебные, бытовые).
Умение различать виды сказок по характерным признакам.
Первичное умение приводить примеры сказок разных видов из учебника Коровиной.
Метапредметные:
Регулятивные: Формулировать учебную задачу, планировать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные: Выражать свои мысли устно, слушать и понимать других, участвовать в учебном диалоге.
Познавательные: Анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, классифицировать.
Личностные:
Формирование познавательного интереса к литературе.
Развитие уважительного отношения к культуре разных народов.
Развитие воображения и творческого мышления.
Оборудование:
Учебник литературы Коровиной В.Я. (5 класс).
Иллюстрации к сказкам
Карточки с признаками разных видов сказок.
Мультимедийная презентация
Ход урока:
(I. Организационный момент (2 мин))
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Создание благоприятной атмосферы.
(II. Мотивация и целеполагание (5 мин))
Учитель: Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вам больше всего нравятся? Почему?
Создание проблемной ситуации:
Учитель: Сказки бывают очень разные. Как вы думаете, можно ли их разделить на группы? По каким признакам это можно сделать?
(Выслушиваются предположения учеников).
Формулировка темы урока: "Сказки народов России и народов мира. Сказки о животных, волшебные, бытовые."
Цель урока: Узнать, какие виды сказок бывают, научиться их различать и приводить примеры.
(III. Актуализация знаний (5 мин))
Беседа:
Что такое сказка? (Вымышленная история с чудесными событиями и героями).
Вспомните известные вам сказки.
Какие герои часто встречаются в сказках?
(IV. Открытие нового знания (20 мин))
Работа с учебником:
Учитель: Откройте учебник на с.25-26, где рассказывается о видах сказок
Чтение текста в учебнике (самостоятельно или вслух).
Учитель: О каких видах сказок вы узнали из текста? (Сказки о животных, волшебные, бытовые). (слайд2)
Объяснение нового материала с использованием презентации/доски:
Сказки о животных: (слайд 3)
Главные герои – животные, наделенные человеческими качествами.
Животные могут разговаривать, думать, дружить или враждовать.
Примеры: "Лиса и журавль", "Теремок", "Лиса и волк"
Волшебные сказки:
Наличие волшебных предметов, помощников, чудесных событий.
Герой совершает подвиги, проходит испытания.
Примеры: "Царевна-лягушка", "Иван-царевич и серый волк"
Бытовые сказки:
Главные герои – обычные люди.
Отсутствие волшебства.
Юмористический характер.
Примеры: "Каша из топора", "Мужик и медведь»
Работа с карточками:
Учитель раздает карточки с признаками разных видов сказок (например, "говорящие животные", "волшебная палочка", "хитрый крестьянин").
Ученики должны определить, к какому виду сказок относится данный признак.
(V. Первичное закрепление (10 мин))
Игра "Угадай вид сказки":
Учитель называет сказку (из учебника или известную ученикам), ученики определяют ее вид и объясняют, почему они так решили.
Примеры: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Репка", "Как мужик гусей делил".
Работа в парах:
Каждой паре предлагается краткое описание сказки (без названия).
Задача: определить вид сказки и обосновать свой выбор.
(VI. Рефлексия (3 мин))
Что нового вы узнали на уроке?
Какие виды сказок существуют?
Чем они отличаются друг от друга?
Было ли вам интересно? Что было самым интересным?
Какие трудности возникли?
(VII. Домашнее задание (2 мин))
Прочитать еще раз определения видов сказок в учебнике
Выбрать одну сказку из учебника (любого вида) и подготовить краткий пересказ.