СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе "Васюткино озеро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 5 классе «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "Васюткино озеро"»

Тема урока: «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».


Цели урока:


1 Обучающие: продолжить работу над характеристикой литературного героя, работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста.

2 Развивающие: совершенствовать речевые умения: пересказ художественного

произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

3 Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной

ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.


Планируемые результаты изучения темы:


Предметные умения: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою.


Метапредметные УУД:

1 Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

2 Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

3 Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

4 Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.


Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.


Ход урока.


Природа – не только источник жизни.

Она и воспитатель души.

В. П. Астафьев

I.Организация класса.

Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.

Мы начали изучать творчество сибирского писателя В. П. Астафьева.

Вспомним историю создания рассказа. (ученик)

«Васюткино озеро» - рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге. Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей".


Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен. Что это значит?

Уверена, что приключения главного героя в рассказе «Васюткино озеро» никого из вас не оставили равнодушным.


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Откроем тетради, оставим место для темы.


- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои вопросы:


- Она величественна и похожа на океан.

- Она щедра и сурова.

- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

- Что это? (Тайга)

-  Действительно, это тайга.


- Вторая часть вопросов:

- Он маленький, как песчинка в океане.

- Он беззащитный и в то же время сильный.

- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

- Он совершает ошибку и исправляет ее.

- Кто это? (Васютка)


- Правильно, это главный герой рассказа Васютка


- Что произошло с героем? (Пошёл за орехами и заблудился в тайге)


 Находясь вдали от родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

- Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?»

- Как вы можете объяснить, что такое поединок?

- Перед вами  словарь С.И.Ожегова, можно обратиться к нему за помощью.

Работа со словарём С. И. Ожегова. (Один из обучающихся находит это слово в словаре и читает объяснение) (Поединок – это борьба двух противников)

- Были ли тайга и Васютка противниками?

- Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка, зная тайны тайги, смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам , и она указала мальчику выход из тупика.


Обобщая сказанное, сформулируем тему урока:


«Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино

озеро».


III. Постановка цели и задач.

 Предположите, что станет предметом нашего разговора на уроке. Помогут вам слова Астафьева, взятые в качестве эпиграфа «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока. Васютка и тайга, человек и природа.

О чём можно порассуждать на этом уроке?

Природа –друг или враг?

Спасение Васютки – чудо или закономерность?


Сегодня мы побываем с вами в воображаемом путешествии, пройдём Васюткиными тропами по тайге. Все готовы отправиться в путь? Путь нам будет указывать маршрутный лист, в котором будем вести путевой дневник, а точнее, отметим то, чему нас научил герой рассказа.


IV. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Беседа и различные задания.

- С. 127 «Когда Васютка с ружьём на плече…» (Читают ребята.)

- Какие советы даёт Васютке мать? …….

- Это законы тайги, которые «вбиты в сибиряков отроду».

- А что такое «затеси»? ………

- «Затеси –зарубки» - это слова синонимы. Помните фразеологизм «заруби себе на носу»? Что он обозначает?...ЗАПОМНИ......... Зарубки можно оставить на деревьях, чтобы не заблудиться в лесу, а можно ещё и на сердце, чтобы не заблудиться на трудных жизненных дорогах. Мудрый писатель, человек В. Астафьев оставил нам такие зарубки в своих произведениях, чтобы мы были умнее, добрее и внимательнее, самостоятельнее и ответственнее.


- Давайте вспомним, когда остановился первый раз Васютка? .......

- Мы тоже задержимся здесь. А вы видели в природе птицу кедровку? …

Скажу честно, я тоже не видела. Предлагаю посмотреть на неё внимательно, запомнить.

- Я принесла вам картинки кедровых шишек, с заданием: сформулируйте вопрос, услышав ответ на него. Кто у нас самый смелый путешественник?.......

1.Что собирал Васютка в тайге? (Кедровые шишки)

2.Кого увидел Васютка на старой взлохмаченной ели? (Кедровку)

3.Чем полезна тайге птица кедровка? (Кедровка разносит семена кедра)

- Васютка знал, какую пользу приносит кедровка тайге. А вы запомнили? 

Запишите в маршрутном листе первую тайну природы.

(Кедровка разносит семена кедра по тайге).


- Идем дальше. СТР. 129. Вдруг впереди что-то сильно захлопало. Васютка вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. Какую?......( глухаря)...

Посмотрите на эту птицу. КАРТИНКА ГЛУХАРЯ

- Давайте прочитаем эпизод, как Васютка охотился. С. 129 «Мальчик стоял неподвижно…»

Какую тайну охоты на глухаря поведал нам Васютка? Запишите.

_________________________________________________________________________


Он вспомнил, что глухаря берут с собакой. Глухарь с любопытством смотрит вниз на собаку, иногда поддразнивает ее.

-Какой «таёжный закон» нарушил Васютка, увлёкшись погоней за глухарём?

- Что случилось с мальчиком? (заблудился)

- Чего не знал Васютка? Как надо вести себя в лесу, если заблудишься? (Надо оставаться на месте, быстрее найдут. («Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро», - объяснял дедушка.)


- А тут наступила ночь.

Прочитайте эпизод на стр. 133. со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь…» Найдите сравнение в 1 абзаце.

У вас было домашнее задание найти в тексте сравнения.

- Какие еще сравнения встретились вам в тексте?

густая, как смоль, темень начала редеть”;

с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья” ;

середина озера напоминала сейчас раскалённую печку” ;

где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером” .


- Какую тайну тайги передали Васютке отец и дедушка? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!») Запишите.

__________________________________________________________________________

- Ребята, как вы понимаете слово «хлипких»? Назовите свои ассоциации с этим словом. (Слабых, слабохарактерных, болезненных, бессильных, отчаявшихся)

- Могут ли такие люди выжить в тайге? (Нет)

- Могут выжить только сильные духом и физически люди. Докажите, что Васютка был нехлипким. Как он вёл себя ночью в тайге? (….)


Давайте представим, как теперь Васютка думает о родных, о заботе мамы…( он их любит сильнее, ценит их доброту, внимание, заботу о нем, этому его научила тайга, природа)


- Какой увидел тайгу мальчик утром? Прочитайте эпизод с. 136 со слов «Тайга…Тайга…»

- Какое средство выразительности использует автор, чтобы описать тайгу? (Эпитеты)

- Что такое эпитеты? (ответы детей)

- Вы любите отгадывать загадки? Но у меня они необычные, состоят из одних эпитетов.

-Что описывал Астафьев такими эпитетами? В ПРЕЗЕНТАЦИИ

молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)

небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)

молочный, клейкий, неподвижный (туман)

далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)

раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река).


- Что хотел увидеть Васютка, забравшись на высокое дерево? Какую ещё тайну тайги знал Васютка? Запишите.__________________________________________________________________________________________________________________________________

(Он отыскивал глазами желтую полоску лиственника

_____________________________________________________________________


- Васютка решает идти на север в надежде дойти до тундры и выбраться из леса. Выйти в тундру – это еще не спасение, там поселения редки. И мы продолжим путь, только чуть-чуть отдохнём.

Физкультминутка.

Мы классом по лесу гуляли

И за природой наблюдали:

Вот вверх на солнце посмотрели,

Там на пенёчке посидели,

За бабочками наблюдали,

Нам птички крыльями махали.

Мы мох погладили руками,

Траву заметив под ногами.

Вдруг ноги вязнут отчего-то:

Знать впереди нас ждёт болото!


- Вы поняли, что мы подошли к болоту? Прочитайте на с. 137 со слов «Солнце пошло на закат…»

- Вот и ещё одна тайна природы. Запишите (Болота чаще всего бывают у берегов озёр).

-------------------------------------------------------------------------------------------

- Куда вышел по болоту герой рассказа? (К озеру).


Прочитать стр.138 (со слов Перед глазами ВАсютки небольшое унылое озеро)

- Прочитайте.


- У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким. (читает Соня)


Николай Заболоцкий

Лесное озеро.

Опять мне блеснула, окована сном,

Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,

Где пьют насекомые сок из растенья,

Где буйствуют стебли и стонут цветы,

Где хищными тварями правит природа,

Пробрался к тебе я и замер у входа,

Раздвинув руками сухие кусты.

В венце из кувшинок, в уборе осок,

В сухом ожерелье растительных дудок

Лежал целомудренной влаги кусок,

Убежище рыб и пристанище уток.

Но странно, как тихо и важно кругом!

Откуда в трущобах такое величье?

Зачем не беснуется полчище птичье,

Но спит, убаюкано сладостным сном?

Один лишь кулик на судьбу негодует

И в дудку растенья бессмысленно дует.

И озеро в тихом вечернем огне

Лежит в глубине, неподвижно сияя,

И сосны, как свечи, стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края.


- Почему Васютка удивился тому, что в озере водилась белая рыба? (Он знал ещё одну тайну от рыбаков: если в озере водится белая рыба, значит оно проточное и приведёт его к реке) Запишите.


-_______________________________________________________________________

- На 5-й день скитаний по тайге выбрался наконец Васютка к Енисею. Представьте себя на берегу Енисея, вы Васютка и услышали звуки рыболовецкого бота. Какими будут Ваши действия? (…………)

- Вас заметили с бота? (Да)


- Следующая тайна тайги, которую вы знаете: чтобы вас далеко увидели, нужно…. (развести костёр на открытом месте и прислушаться к звукам). Запишите.





V. Обобщение.

Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.

Природа – друг или враг?

- Почему же тогда иногда погибают люди, оказавшиеся один на один с природой. (Она наказывает за пренебрежение законами, за легкомыслие, самонадеянность. Природа мстит тому, кто её не бережёт.)

- А что мы можем сделать для природы? (Беречь природу, охранять ее).


Ученик читает стихотворение

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна. (В. Шефнер)

- Спасение Васютки – чудо или закономерность? (Закономерность, т.к. он знал тайны и законы природы, он был сильным, и даже когда отчаивался, брал себя в руки).


Знания:

Как определить стороны  света

Найти по типу леса реку

Понять проточный характер озера

Выбрать направление выхода из тайги

Предсказать погоду на завтра


Умения:

Добывать кедровые орехи

Пользоваться затесями

Развести огонь

Запастись дровами

Подстрелить,  разделать и запечь птицу

Подготовить ночлег

Экономить патроны


- Можем ли мы сказать, что этот случай стал для него уроком воспитания души? 

(Эпиграф)

- Поднимите руки те, кто считает, что тайны природы, которые вы сегодня узнали, пригодятся в жизни.


Самостоятельная работа.

Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных с содержанием рассказа. Если они соответствуют действительности, отвечайте: «Да», если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет». Будьте внимательнее!


Васютка снабжал рыбаков орехами. (Да)

Не всякая таёжная дорога начинается с затесей. (Нет)

Блуждают люди в лесу и погибают иногда. (Да)

Заполярная тайга не страшна зверьём. (Да)

В лесном озере была только озёрная рыба: щука, сорога, окунь. (Нет)

Васютка догадался, что у костра на берегу его быстрей заметят. (Да)

Ещё много есть неизведанных мест на карте нашей Родины. (Да)


VI. Домашнее задание.

Напишите письмо Васютке о том, чему вы научились благодаря ему. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.


VII. Рефлексия.

Задание: закончите предложения. Используя конструкции для анализа, сделайте вывод и оцените свою работу на уроке.

Мне было страшно, когда Васютка …

Я переживал, потому что …

Если бы я оказался в такой ситуации …

Не каждый сумел бы…

Самый волнующий момент рассказа – это …

Меня восхищает в Васютке …

А ведь Васютка мог…

Выставление оценок.

Благодарю вас за активность




















































Словарная работа.

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь– зарубки на стволах деревьев.

Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

Паромы – сети.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Тягун – подводное течение.

(Составление памяток)


Памятка №1. Советы идущему в лес

  1. Продумай тщательно маршрут.

  2. Возьми компас, спички, хлеб.

  3. Оденься потеплее.

  4. Предупреди взрослых.

  5. Умей ориентироваться на местности.

Памятка №2. Если ты заблудился.

  1. Не паникуй, успокойся.

  2. Прекрати бесполезное движение.

  3. Осмотри место, где находишься.

  4. Собери хворост, дрова для костра .

  5. Разожги костер, приготовь пищу.

  6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.

  7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

«Законы тайги»:

  1.  «От затесей далеко не отходи – сгинешь».

  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»

  3. Надо беречь патроны

  4. «Тайга хлипких не любит!»

«Тайны тайги»

  1. Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.

  2. Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.

  3. Заполярная тайга не страшна зверьми.

  4. Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.

  5. Трава растёт обычно возле больших водоёмов.

  6. Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.

  7. Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

  8. У костра заблудившегося скорей заметят.

  9. С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.

  10. Кровянистое небо – завтра ветер будет.

  11. Вызвездило – к холоду.



«Васюткино озеро» - рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге. Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей".

















































стихотворение



Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна. (В. Шефнер)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя