СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.  Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.  Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.  Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»»

Технологическая карта урока литературы

Предмет:

Литература

Класс

6

Тема урока:

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Тип урока:

Урок общеметодической направленности

Цели деятельности учителя:

познакомить с творчеством поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

Духовно- нравственное воспитание:

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде

Задачи:

воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к поэзии А.А.Блока, постижение художественных особенностей лирики;

образовательные: совершенствование умений анализа лирического текста;

развивающие: развитие творческих особенностей учащихся.

Предметные умения:

владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).


Планируемые результаты

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Формы работы на уроке:

Парная, фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

презентация

Модернизация урока:

Урок с применением средств ИКТ C:\Users\Emachines\Documents\презентация по литературе \

Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

I.

Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.


- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


II. Актуализация знаний. Целеполагание.

 - Ребята, что для вас значит выражение « родная природа?»

Составление кластера «Родная природа»

Слайды с пейзажными картинками, музыка.

-  А знаете ли вы этого поэта? (слайд портрет А.А.Блока)

-Правильно. Как кластер будет связан с темой нашего урока?

Так о ком и о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, мы должны расширить знания о творчестве поэтов 20 века, учиться анализировать стихи.


Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД

1. Планировать необходимые действия


III. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержание обучения на личностно- значимое.


1.Слово учителя:

Родная природа… Это то, что дорого нашему сердцу: куст сирени за окном, бескрайние поля, спелая вишня на веточке. Мы иногда не видим прекрасное в окружающем нас мире. А вот поэт находит в природе и образы, и ритмы, и звуки, и краски, и запахи, его привлекает ее естественность и в то же время тайна, а главное- красота, гармония, чего так не хватает миру людей. Поэт, вдохновленный образами природы, создает свою картину, но только при помощи слов.

У русского поэта И.С. Никитина есть строки, ставшие эпиграфом к нашему уроку:

« Пойми язык живой природы, и скажешь ты: прекрасен мир»

-Как вы понимаете эти строки?

Приобщаясь к миру прекрасного, человек становится чище, лучше, духовно богаче. Вот почему поэзия неразрывно связана с природой. А тема природы в поэзии- одна из вечных тем.

Особенность урока в том, что стихотворения А.Блока будут учить нас удивляться привычному. Видеть красоту в обычном, чувствовать и заново открывать для себя родное слово.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;


IV. Усвоение новых знаний

1. Слово о жизни А.Блока.

Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.

Родился А. А. Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, А. Н. Бекетова, профессора-ботаника. Каждое лето будущий поэт проводил в его подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство его было почти безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Поэтому так музыкальны. Так проникновенны ст. А.Блока

3. Первичное знакомство с текстом произведения

Стихотворение «Летний вечер» написано в 1898 году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета. Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой.

- Прочитайте стихотворение "Летний вечер"(ознакомительное чтение про себя) Работа с учебником

- Слушание в исполнении мастера художественного слова (аудиозапись)

(Слайд 7)

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Какой вы себе представляете картину летнего вечера?

- Какое настроение возникло у вас при чтении?


4. Работа по содержанию

- Какое настроение охватывает вас? Почему?

-  Какое время года рисует поэт? Лето в разгаре или подходит к концу? (Слайд 7)

-  Какой месяц лета запечатлён в стихотворении? Объясните свой выбор.

5. Словарная работа. Значение слов межа, жница (Слайд 8)

Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли

Жница – та, которая жнёт (убирает) в поле рожь

- Какое время суток рисует поэт?

- Укажите приметы вечера (последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи, дремотой розовой, красный диск луны)

- Какими красками нарисована картина природы? (Красный, розовый, желтый)

- Одно из самых выразительных средств поэтической речи – эпитеты. Найдите в тексте цветовые эпитеты. Какие чувства будят в вас эти цвета?

- В каких строках чувство тревоги особенно заметно? (И замирает песня жницы среди вечерней тишины)

- Почему автор передаёт нам чувство тревоги?

- Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение?

(Да, появляется ощущение радости, полёта, свободы)

- Как называется такой приём? (Антитеза)

В этой элегии (грустном стихотворении) Блок ярко и красочно описывает тихий вечер тёплого лета, когда «ни ветерка, ни крика птицы…». Умиротворенность заполняет собою всё вокруг: и «…поле сжатой ржи…», и « траву некошеной межи». Полная тишина, которая присутствует в этом стихотворении, не один раз отмечается автором: «ни ветерка, ни крика птицы», «и замирает песня жницы среди вечерней тишины».

В заключение поэт призывает забыть « заботы и печали» и умчаться

«…без цели на коне

В туман и в луговые дали,…»

Возможно, в мире чудесной и бескрайной природы откроются невидимые нити Вселенной, которые покажут путь «навстречу ночи и луне».

6. Художественные средства выразительности

Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).

Предметные : выделять нравственную проблематику текста как основу для развития представлений о нравственном идеале, для формирования представлений о русском национальном характере; воспринимать художественный текст как произведение искусства

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить в тексте ответы на вопросы .



V. Физминутка

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689715


Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VI. Рефлексия.


Интерактивный прием «Микрофон»

Продолжите фразу:

«На уроке меня заинтересовало…»;

«Очень важным для данной темы я считаю…».


Надеюсь, что Надеюсь, что после нашего урока вам стал понятнее и ближе язык природы и вы природы и вы сможете сможете сказать: Как ПРЕКРАСЕН МИР!


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VII. Информация о домашнем задании

Подготовить выразительное чтение стихо­творений наизусть ( по выбору). Нарисовать иллюстрацию к любому стихо­творению (по желанию). Инд. задание: подготовить краткий связ­ный рассказ о поэзии С. Есе­нина

Личностные УУД:

Формирование навыков организации своей деятельности







5