СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: Выявление жанровых особенностей предания "Как Бадыноко победил одноглазого великана".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

Цель: выявление жанровых особенностей предания;

Задачи:

  •  познакомить с нартским эпосом (происхождение слова, герои); определить художественную идею предания о Бадыноко – народном герое, прославившем родную землю своей отвагой и мужеством; значение собирательного образа народа в предании; сравнить предание о Бадыноко и миф об Одиссее;
  • формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся,  выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

УУД:

Предметные: Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы народов России. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы  и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Метапредметные:Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни

Личностные: Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великана великодушию, бескорыстию, честности. Развитие морального сознания  и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование: фрагмент художественного фильма об Одиссее.

Технология урока.

  1. Самоопределение или мотивация к деятельности. 
  2. Проверка Домашнего задания. Пересказ сказки.
  3. Целеполагание. Сообщение темы, цели, плана урока.

 

  1. Открытие нового.

2.Слово учителя. Предание как жанр.

Предание – произведение УНТ прозаической формы, в котором повествуется о достоверных событиях истории, деяниях реально живущих людей, происхождении названий городов, сёл, урочищ, курганов и пр. Для предания характерны стремление дать чудесное объяснение событиям и фактам, а также обращённость в прошлое.

Вымысел в предании не принимается за выдумку, и у читателя остаётся ощущение, что всё, о чём говорится, было в действительности.

Вследствие тесной связи с краем, где ходили предания, в них предстаёт прежде всего местная история.

Каждое предание тяготеет к обобщениям и оценкам. Они определяются людскими симпатиями и антипатиями.

Предания можно разделить на три группы:

- мифологические – рассказы о богах, небе, душе, нечистой силе, святых и пр.; 

- натуралистические – о происхождении растений, животных, рыб, о необычных людях – одноглазых, псоголовых, о фантастических животных и пр.;

- исторические. Исторические в свою очередь, оказались разбитыми на подгруппы: географические предания, объясняющие происхождение названий; предания о вещественных памятниках – о кладах, монастырях, могильниках и пр.; предания об обычаях и обрядах  народа; предания об исторических событиях и исторических лицах; предания о генеалогии народностей; наконец, предания о полезных ископаемых.

3.Рассказ о нартском эпосе.

Нартский эпос – эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляют сказания  о происхождении и приключениях героев-богатырей (нартов). Существует прежде всего у абхазо-адыгейских народов и у осетин в прозаической и стихотворной форме.

Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII-VII вв. до н.э., а в XIII-XIV вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-нибудь героя или события.

Происхождение слова «нарт» объясняют по-разному: от иранского слова «нарт» («мужчина»), монгольского корня «нара» - «солнце» и т.п.

Многие языковеды утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Тем не менее споры о народе-создателе ведутся в науке до сих пор, и поэтому нартские сказания необходимо рассматривать как единый общекавказский памятник древней эпической поэзии.

В кабардинском эпосе существует герой – Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне:

Ты обезглавишь сотни чудовищ,

Сотни сокровищ нартам раздашь.

… Спи, моё счастье, храбрый мой львёнок,

Славен и звонок будет твой путь.

Будешь ты светом рода людского…

Бадыноко прежде всего – защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» - извечных врагов нартов. Его мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свирепым разорителям нартской земли, «уничтожившим всё живое». В эпосе подчёркивается скромность Бадыноко, его открытый, неподкупный нрав, его честность и благородство. Защитив страну нартов от нашествия врага, он удаляется от изъявлений благодарности.

При всей суровости Бадыноко в нём живёт любовь к людям. Эпос не только отмечает достоинства Бадыноко, но и осуждает его некоторую надменность, стремление биться с врагом в одиночку.

Наиболее крупным собирателем нартских сказаний был Кази Атажукин, который в 1864г. составил на русской графической основе кабардинский алфавит и, впервые в истории кабардинского народа, издал на родном языке несколько сказаний нартов.

 

  1. Физминутка.
  2. Закрепление.. Беседа.

- Как появился нартский эпос?

- Объясните значение слова «нарт».

- Каковы качества характера Бадыноко?

5. Анализ предания.

- Назовите героев предания о Бадыноко.

Хагур с семью братьями, его дочь, Бадыноко, одноглазый великан.

- На какие части можно условно разделить предание?

Рассказ Хагура и подвиг Бадыноко.

- В какой части предания о Бадыноко можно найти общие черты с мифом об Одиссее на острове циклопов?

В рассказе Хагура.

Рефлексия.- Как вы думаете, о чём пелось в песне Бадыноко, сложенной Хагуром?

- Кто такой Хагур?

Хагур – это собирательный образ народа, помнящего о своих героях.

- Выразительное чтение фрагмента «Песни о Бадыноко».

Нартский муж Бадыноко,

 Быстроокий, бесстрашный,

 Был для нартов душою,

 Был грозою для чинтов.

 Был он сильным, удалым,

 Ста ударам был равен

Взмах меча Бадыноко.

 Был повсюду он славен —

 И вблизи, и далеко,

 И повадкой особой,

 И посадкой особой,

 И особою хваткой.

 Говорили повсюду:

 “Всех сильней Бадыноко!”

 “Всех смелей Бадыноко!”

V. Домашнее задание.        

1.Прочитать «Сказку о молодильных яблоках и живой воде».

2.Выписать из текста сказки афористические и крылатые выражения, а также названия

волшебных предметов.

3.Выписать из текста обороты речи, свойственные русским народным сказкам.

4.Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение о Бабе Яге, Иване-царевиче, символическом значении яблока;

-подобрать иллюстрации к сказке (репродукции картин В.М. Васнецова и  И.Я. Билибина).

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе по теме: Выявление жанровых особенностей предания "Как Бадыноко победил одноглазого великана".»

Тема. «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

Цель: выявление жанровых особенностей предания;

Задачи:

  • познакомить с нартским эпосом (происхождение слова, герои); определить художественную идею предания о Бадыноко – народном герое, прославившем родную землю своей отвагой и мужеством; значение собирательного образа народа в предании; сравнить предание о Бадыноко и миф об Одиссее;

  • формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся,  выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

УУД:

Предметные: Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы народов России. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Метапредметные:Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни

Личностные: Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великана великодушию, бескорыстию, честности. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование: фрагмент художественного фильма об Одиссее.

Технология урока.

  1. Самоопределение или мотивация к деятельности. 

  2. Проверка Домашнего задания. Пересказ сказки.

  3. Целеполагание. Сообщение темы, цели, плана урока.



  1. Открытие нового.

2.Слово учителя. Предание как жанр.

Предание – произведение УНТ прозаической формы, в котором повествуется о достоверных событиях истории, деяниях реально живущих людей, происхождении названий городов, сёл, урочищ, курганов и пр. Для предания характерны стремление дать чудесное объяснение событиям и фактам, а также обращённость в прошлое.

Вымысел в предании не принимается за выдумку, и у читателя остаётся ощущение, что всё, о чём говорится, было в действительности.

Вследствие тесной связи с краем, где ходили предания, в них предстаёт прежде всего местная история.

Каждое предание тяготеет к обобщениям и оценкам. Они определяются людскими симпатиями и антипатиями.

Предания можно разделить на три группы:

- мифологические – рассказы о богах, небе, душе, нечистой силе, святых и пр.; 

- натуралистические – о происхождении растений, животных, рыб, о необычных людях – одноглазых, псоголовых, о фантастических животных и пр.;

- исторические. Исторические в свою очередь, оказались разбитыми на подгруппы: географические предания, объясняющие происхождение названий; предания о вещественных памятниках – о кладах, монастырях, могильниках и пр.; предания об обычаях и обрядах  народа; предания об исторических событиях и исторических лицах; предания о генеалогии народностей; наконец, предания о полезных ископаемых.

3.Рассказ о нартском эпосе.

Нартский эпос – эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляют сказания  о происхождении и приключениях героев-богатырей (нартов). Существует прежде всего у абхазо-адыгейских народов и у осетин в прозаической и стихотворной форме.

Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII-VII вв. до н.э., а в XIII-XIV вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-нибудь героя или события.

Происхождение слова «нарт» объясняют по-разному: от иранского слова «нарт» («мужчина»), монгольского корня «нара» - «солнце» и т.п.

Многие языковеды утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Тем не менее споры о народе-создателе ведутся в науке до сих пор, и поэтому нартские сказания необходимо рассматривать как единый общекавказский памятник древней эпической поэзии.

В кабардинском эпосе существует герой – Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне:

Ты обезглавишь сотни чудовищ,

Сотни сокровищ нартам раздашь.

… Спи, моё счастье, храбрый мой львёнок,

Славен и звонок будет твой путь.

Будешь ты светом рода людского…

Бадыноко прежде всего – защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» - извечных врагов нартов. Его мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свирепым разорителям нартской земли, «уничтожившим всё живое». В эпосе подчёркивается скромность Бадыноко, его открытый, неподкупный нрав, его честность и благородство. Защитив страну нартов от нашествия врага, он удаляется от изъявлений благодарности.

При всей суровости Бадыноко в нём живёт любовь к людям. Эпос не только отмечает достоинства Бадыноко, но и осуждает его некоторую надменность, стремление биться с врагом в одиночку.

Наиболее крупным собирателем нартских сказаний был Кази Атажукин, который в 1864г. составил на русской графической основе кабардинский алфавит и, впервые в истории кабардинского народа, издал на родном языке несколько сказаний нартов.

 

  1. Физминутка.

  2. Закрепление.. Беседа.

- Как появился нартский эпос?

- Объясните значение слова «нарт».

- Каковы качества характера Бадыноко?

5. Анализ предания.

- Назовите героев предания о Бадыноко.

Хагур с семью братьями, его дочь, Бадыноко, одноглазый великан.

- На какие части можно условно разделить предание?

Рассказ Хагура и подвиг Бадыноко.

- В какой части предания о Бадыноко можно найти общие черты с мифом об Одиссее на острове циклопов?

В рассказе Хагура.

Рефлексия.- Как вы думаете, о чём пелось в песне Бадыноко, сложенной Хагуром?

- Кто такой Хагур?

Хагур – это собирательный образ народа, помнящего о своих героях.

- Выразительное чтение фрагмента «Песни о Бадыноко».

Нартский муж Бадыноко,

 Быстроокий, бесстрашный,

 Был для нартов душою,

 Был грозою для чинтов.

 Был он сильным, удалым,

 Ста ударам был равен

Взмах меча Бадыноко.

 Был повсюду он славен —

 И вблизи, и далеко,

 И повадкой особой,

 И посадкой особой,

 И особою хваткой.

 Говорили повсюду:

 “Всех сильней Бадыноко!”

 “Всех смелей Бадыноко!”

V. Домашнее задание.        

1.Прочитать «Сказку о молодильных яблоках и живой воде».

2.Выписать из текста сказки афористические и крылатые выражения, а также названия

волшебных предметов.

3.Выписать из текста обороты речи, свойственные русским народным сказкам.

4.Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение о Бабе Яге, Иване-царевиче, символическом значении яблока;

-подобрать иллюстрации к сказке (репродукции картин В.М. Васнецова и  И.Я. Билибина).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!