СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 8 классе И. А. Бунин. «Подснежник».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для знакомства учащихся с фактами биографии И.А.Бунина, оказавшими влияние на становление личности поэта и прозаика, с поэтическими и прозаическими произведениями И.А.Бунина; способствовать развитию аналитических навыков;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе И. А. Бунин. «Подснежник».»

И. А. Бунин. «Подснежник».

Класс: 8

Цель: создать условия для знакомства учащихся с фактами биографии И.А.Бунина, оказавшими влияние на становление личности поэта и прозаика, с поэтическими и прозаическими произведениями И.А.Бунина; способствовать развитию аналитических навыков;


Планируемые результаты:

Личностные: проявление интереса к личности и произведениям И.А.Бунина; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к литературе.

Предметные: знание фактов из биографии И.А.Бунина (детские годы и годы эмиграции); умение анализировать поэтические тексты (сравнивать, обобщать); умение строить гипотезы, предположения; умение выразительно читать поэтические и прозаические тексты.

Метапредметные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; таблица,); совершенствование умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.


Ход урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

  1. Беседа


Наступил последний месяц зимы. Месяц февраль — канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов. А вот первые дни февраля в этом году выдались на славу - теплые, солнечные, сказочные! Ну разве можно усидеть на месте, когда за окном такая красота?! В воздухе свежесть и ощущение тающего снега. Чувствуется приближение весны.

- А какие ассоциации у вас вызывает весна?


  1. Групповая работа ( «Кластер»)

(Цветы, солнце, тепло, каникулы, трава, подснежники)


- Как обычно выглядит подснежник?

- В каких произведениях мы уже встречались с этим образом? ( 12 месяцев)

- Как вы думаете, почему я вспомнила сегодня, в этот февральский зимний день, подснежники?

-Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник» (запись в тетради и на доске темы урока).

- Каковы будут задачи урока?

III. Актуализация знаний

1. Сообщения уч-ся

- А вы знаете, почему подснежники так называются и символом чего они являются?


Ученик 1.  Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор подснежники стали символом надежды и любви.

Ученик 2. А я нашел русскую легенду о подснежнике.

Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца.

Солнце согрело Землю и открыло дорогу Весне. Ласковое Солнышко растопило потемневший снег, а на поляне под деревом Цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий.


Вывод:

- Какие красивые легенды рассказали нам ребята.  Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил И.А.Бунина на создание рассказа «Подснежник», когда он жил за границей и вспоминал родной край.

Большую часть своей жизни И.А. Бунин проведет в эмиграции в Париже. Но сердце его осталось навсегда в России. Свои лучшие произведения он напишет за границей. Но все они, почти все, о его Родине. Так и не смог Иван Бунин вычеркнуть из памяти картины хутора Бутырки на Орловщине. Все осталось в душе поэта: и лес, и тишина осенних вечеров, и шелест березовых рощ, и пение соловьев, и простой русский мужик. Все… что связано с отчим домом.

- Приходилось ли вам расставаться на долгое время с родителями, родным домом? Какие чувства вы испытывали?

2. Рассказ учителя

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, учитель и друг А. С. Пушкина. 

      Получив домашнее начальное образование, 5 лет учился в Елецкой гимназии, которую не закончил, так как семья не могла оплачивать его учебу. Проходил дома курс под руководством брата Юлия. Рано начал работать самостоятельно. С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность.    Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинал добывать хлеб литературным трудом.

      Долгие 33 года Бунин жил вдали России и с Россией в душе и мыслях. Он пишет в дневнике «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину? Она в душе. Я русский человек. Это с годами не пройдет». Итак, с 1920 года для Бунина началась жизнь «на других берегах», во Франции, где прожил до конца дней. Здесь Иван Алексеевич продолжает творить, постепенно обретая новое художественное зрение. Здесь и напишет Бунин рассказ «Подснежник».

       К сожалению, дневники писателя 1925-1927 годов сожжены, и поэтому мы не узнаем историю создания рассказа. 

- Итак, какие испытания выпали на долю писателя, начиная с отрочества и заканчивая последними годами его жизни?



IV. Усвоение новых знаний:


Рассказ "Подснежник" - это трогательное и душевное произведение Ивана Бунина. Писал его, будучи за границей, поэтому вся любовь автора к России, первым цветам по весне, проявляется в творчестве. Он покинул страну из-за разногласий с новой политикой, не желая репрессий.


- Можете ли вы по названию рассказа определить его содержание?

- Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием?

- Значит, вы думаете, что рассказ посвящен цветку. И главный герой-цветок подснежник?

Обратимся к тексту.

1. Смысловое чтение

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

1 остановка

-Ожидали ли вы такое начало рассказа?


- Что именно оказалось неожиданным?

- Кто герой рассказа? Где он жил? Как его называла тетушка?

- Смог кто-нибудь из вас подумать, что речь пойдет о мальчике?

- Догадываетесь ли вы, почему рассказ назван «Подснежник»?

- Найдите в 1 предложении рассказа повтор. Докажите, что это лексический (оправданный) повтор, необходимый автору для выражения какой-то важной мысли. Какой?

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

(Повтор слова «БЫЛ» напоминает об утерянной России, о прошедшей жизни, которая БЫЛА, а теперь её нет, стала совсем другая).

- На столе перед каждым из вас лежит таблица, которую мы будем заполнять по мере работы над рассказом, чтобы было проще сделать вывод о прочитанном в конце урока.

- Предположите, о чём пойдет речь в продолжении рассказа?

Чтение 2 части текста уч-ся

(Была оттепель, стояли теплые … до слов «Отец просыпается рано, наполняет весь номер…»)

- Что узнали из этой части рассказа? Все ли слова поняли?

- Понятно ли вам высказывание живет Саша "на хлебах"?

- Почему мальчик живет не с отцом?

- Расскажите, что вы узнали об отце мальчика и о самом Саше?

- Какие отношения были между Сашей и его отцом? Примеры.

- Предположите, как будут проводить время мальчик и его отец?


-Какой прием использует писатель при описании отца и сына?

-Для чего автор прибегает к антитезе?

- Найдите и зачитайте описание Саши. Какой цвет преобладает?

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир Божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!


- Он действительно похож на подснежник? Только ли цветом одежды и глаз? Найдите сходство с цветком. (Медленное чтение) Почему взгляд назван «доверчивым» (эпитет)? - - Можно ли то же самое сказать про «взгляд» подснежника? (рисунки) (Как подснежник «доверяет» миру и выходит на свет Божий ранней весной, когда ещё лежит снег, так и Саша, наверное, доверяет миру и всем, кого он знает).

- Давайте проверим наше предположение: может быть, в жизни Саши вокруг него тоже холодно и «лежит снег»? Найдите в тексте предложение, в котором говорится, как и где мальчик живёт.

Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.


- Что значит жить «на хлебах»? (Сообщение ученика – индивидуальное домашнее задание)

Жить на хлебах — у кого. Разг. 1. Устар. Получать в качестве оплаты жильё и стол в чужой семье. 2. Быть на чьём- л. иждивении, содержании.

- Как думаете, что испытывал, живя «на хлебах», наш Подснежник? Можно ли сказать, что вокруг него холодно, лежит снег?

(Скорее всего, мальчика взяли из милости в чужую семью, чтобы он мог учиться в городе. Он живёт в чужой семье, без родных).

- А где Саша жил до этого? (В деревне).

- Как вы это узнали? (Из деревни к нему приезжает отец, которого, скорее всего, Саша давно не видел).

- Прочитайте описание отца. Это психологический портрет? Какого он цвета? Что узнаёте об отце из этого портрета?

Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

- А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всём уездном мире.

- Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому даёт бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

-Как вы думаете, чем будут заниматься герои в праздничные дни?

Релаксация Чайковский « Времена года» « Подснежник»

Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания: “...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”

Чтение 3 части текста

(до слов «Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров…»)

- Как Саша и его отец проводят день? Чем они занимаются?

- Как вы думаете, нравится ли мальчику день, который он провёл с отцом?

- Объясните свой ответ примерами из текста ( как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!)

- Осталась последняя часть рассказа. Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение 4 части текста ( до конца)

- Каким настроением наполнена последняя часть рассказа? Найдите строки, подтверждающие ваши ответы.

- Почему отец торопливо прощается с Сашей? Что он ему говорит?

- Как вы понимаете смысл слов … прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!?

- Что чувствовал Саша, прощаясь с отцом?

- Было ли расставание с отцом «горем» для Саши или это образное выражение?



V. Первичная проверка усвоения знаний:


-Как вы думаете, о каких днях масленичной недели идет речь в произведении? Почему именно в эти дни приехал отец?

-Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?

-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов?



Заполненная информационная таблица:

Саша

Отец

События

-гимназист

-ему десять лет,

-ему грустно, одиноко: скучные,

-одинаковые дни в чужой семье

- у него ясные глаза, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса.

- подобен небесно-голубому

подснежнику

большой ,сильный и моложавый, шумный, щедрый, ласковый, любит сына, человек-праздник

- приезд отца из деревни

-переселяется с отцом на Елецкое подворье

-завтрак в трактире с отцом

- счастливый день!

- как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

-отъезд отца-«великое горе»



VI. Рефлексия.

-Вот и закончился рассказ «Подснежник». Интересно ли вам было его читать?

-Чему вы удивлялись, слушая рассказ?

- Какие слова говорит на прощанье Сашеньке отец?

- Что хочет донести автор до читателя?

-Запишите в тетради вывод, продолжив предложение: «Рассказ И.А.Бунина «Подснежник»   о (об) …» - одиночестве. Маленький мальчик, несмотря на свой юный возраст,уже очень одинок. Жизнь в городе с чужими людьми никак не сравнима с жизнью с семьей.

Синквейн:

Подснежник.

Нежный, первый.

Будоражит, волнует, цветет.

Появляется из-под снега первым. 

Незащищённость.


VI. Информация о домашнем задании:

1. Прочитать текст ещё раз, найти художественные средства в тексте, помогающие понять основную мысль произведения.

2. Дать ответ на вопрос «О чем заставляет задуматься рассказ Бунина?»













































Иван Бунин «Подснежник»: Рассказ

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:

— Мерси, папочка!

Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, — завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

В трактире «чистая» половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, — селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, — требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках…

Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

— Подано, Николай Николаич!

И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;

— Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам…

А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто — боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках… Еще минута — и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля — и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

— До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.























9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!